Ханский дворец

Одной из ярчайших достопримечательностей Крыма является Ханский дворец в Бахчисарае, представляющий собой единственную в своём роде резиденцию крымско-татарских правителей (про все дворцы Крыма подробно тут). В наши дни это крупный музейный комплекс в составе Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника (БИКАМЗ).

Ежегодно туристы со всего мира приезжают в Бахчисарай полюбоваться Ханским дворцом, строения которого сохранили отпечатки разных эпох. Регулярно на территории комплекса проводятся увлекательные экскурсии.

Немного истории

Что интересно, дворец в Бахчисарае – не единственная ханская резиденция на полуострове, где существовало ещё 5 так называемых малых ханских дворцов, представлявших собой виллы ханского рода. Строительство дворца началось в 1503 г. при Менгли-Гирее, но основные работы велись значительно позже – с 1532 г. по 1551 г. Именно в эти годы и была возведена бóльшая часть построек.

Сам дворец задумывался как воплощение идеи о мусульманском рае на земле. Для работы над его оформлением были приглашены лучшие зодчие из Персии, а позже из Османской империи, чью кропотливую работу можно увидеть и в наши дни.


В 1736 г., в годы русско-турецкой войны (1735-1739 гг.) город был взят русскими войсками, а ханская резиденция приказом фельдмаршала Миниха была сожжена. Отдельные постройки Ханского дворца были полностью уничтожены, а сам он был сильно повреждён. Реставрационные работы начались уже в 1741 г.

За два с половиной столетия, пока дворец служил резиденцией крымского хана, его внешний облик существенно менялся. С приходом новых правителей при дворце появлялись новые постройки: дюрбе, зал собраний, Золотой фонтан, беседка, медресе. Менялись и орнаментальные и архитектурные стили в оформлении Хансарая.

После присоединения Крыма к России в течении XIX столетия дворцовый комплекс был несколько раз перестроен, в результате чего окончательно потерял свой первоначальный вид.

  • В 1921 г. дворец был преобразован в Музей истории и культуры крымско-татарского народа.
  • В 1955 г. он стал именоваться Бахчисарайским историко-археологическим музеем Крыма.
  • В ходе реставрационных работ 1961-1964 гг. команде специалистов удалось вернуть резиденции первоначальный облик по описанию дворца капитаном Манштейном, сделанным перед сожжением. Именно в эти годы комплекс приобрёл вид единого архитектурного ансамбля.
  • В 1979 г. комплекс стал называться историко-архитектурным музеем.

Фото

Ханский дворец, Крым, фото

Официальный сайт

Актуальная информация о Ханском дворце представлена на официальном сайте тут в соответствующем разделе.

Адрес — где находится дворец?

Дворец расположен в 30 км к юго-западу от Симферополя, на середине пути от столицы Крыма до Инкермана.

Местоположение: ул. Речная, 133, Бахчисарай.

На карте

Как добраться?

Добраться до достопримечательности можно на любом виде транспорта. Например, на маршрутном такси №3, идущем через весь Бахчисарай по улицам Ленина и Фрунзе. Автобусная остановка «Ханский дворец» расположена рядом с центральными воротами.

От железнодорожной станции и автовокзала до дворца можно доехать на маршрутном такси №2 (ост. «Дворец-музей»).

Цена билета


  • Посещение исторической и этнографической экспозиции дворцово-паркового ансамбля – 300₽ для взрослых, 100₽ для детей 16-18 лет, 200₽ для пенсионеров.
  • Посещение исторической экспозиции, бань «Сары Гюзель», Ханского кладбища – от 150₽ до 300₽.
  • Посещение исторической экспозиции и Художественного музея – от 150₽ до 300₽.
  • Комплексный билет на посещение всех выставок на территории дворца – 500₽, для детей 7-16 лет — 50₽.

Режим работы

Дворец открыт для посетителей с 9:00 до 17:30, центральная касса – до 18:00.

Достопримечательности — что вы найдете на территории?

Зал Дивана

Одной из ранних пристроек Дворца (XVI в.) является Зал, где собирался Диван – высший Совет Крымского ханства, куда входили представители знатных родов, высшие религиозные чины, военачальники и судьи. Центральное место занимал хан. В Зале решались ключевые вопросы ханства.

С ханских времён сохранена часть архитектурных деталей: цветные витражи, центральная часть потолка в виде красно-чёрного паркета, фрагменты орнамента на западной стене.


Дворцовая площадь

Пространство площади объединяет основные постройки, внутренние дворы и сады дворца. В наши дни большая часть площади занята тенистым парком.

Летняя беседка

Летняя беседка, служившая местом отдыха для хана и его окружения, была перестроена несколько раз – после пожара в 1736 г. и в ходе ремонта в 20-е гг. XIX в.

В 1736 г. персидским мастером Омером над беседкой был построен второй этаж, а в центральной части был установлен мраморный фонтан с бассейном.

В XIX в. сооружение было застеклено и закрыто деревянными панелями, мастером М. Кладо были расписаны стены, а унтер-офицером В. Дорофеевым оформлен деревянный резной потолок с плафоном.

Ханская мечеть

Большая Ханская мечеть (XVI в.) является одной из ранних построек дворца. Действующая мечеть украшена 2 стройными минаретами.

Внутри здания – просторный зал с широким балконом в верхнем ярусе. С правой стороны к фасаду примыкает Ханская ложа, украшенная витражами, настенными росписями и изникской плиткой. У восточной стены располагается комната для ритуального омовения – абдест-хане с небольшим фонтаном.

Малая мечеть

Малая мечеть (XVI в.) относится к ранним дворцовым постройкам. Она представляет собой трёхнефное здание с одним куполом и михрабом, служившей местом исполнения молитвы для хана и его близкого окружения.


Гарем

Мусульманские жилые дома принято разделять на мужскую и женскую половины. Женская называется гаремом. Гаремный комплекс Ханского дворца изначально состоял из 4 зданий, 3 из которых были разрушены в первой половине XIX в. Сохранившееся здание состоит из 3 комнат, беседки и террасы. Сейчас в нём развёрнута экспозиция исторического отдела.

Баня Сары-Гузель

Одно из самых ранних сооружений Ханского дворца (939 г.) находится к востоку от Большой Ханской мечети. Баня Сары-Гузель разделена на мужскую и женскую половины.

Фонтанный дворик

Большой интерес у посетителей Ханского дворца представляет Фонтанный дворик, оформившийся в XVIII в., когда в его интерьере появилось большое число арок и колонн.

В годы правления Каплан Герая в дворике был возведён «Магзуб» — Золотой фонтан, орнамент и рельефные надписи которого были позолочены.

Самой известной достопримечательностью Фонтанного дворика и Ханского дворца считается Фонтан слёз, построенный в 1764 г. В основе одной из легенд, связанной с ним, лежит история несчастной любви Кырым Герай хана к таинственной княжне Диляре Бикеч, скоропостижно скончавшейся. Над могилой возлюбленной хан возвёл мавзолей с пристроенным к нему фонтаном.


Известно, что А.С. Пушкин был очень впечатлён посещением Бахчисарая и не раз упоминал о нём в своём творчестве. Так, в 1822 г. он написал поэму «Бахчисарайский фонтан», а двумя годами позже стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». В дань поэту на вершине чаш фонтана всегда лежат 2 свежесрезанных розы.

Дюрбе Диляры Бикеч

Мавзолей – дюрбе Диляры Бикеч находится за Южными воротами Ханского дворца. Считается, что именно с этого места «Фонтан слёз» был позже перенесён в Фонтанный дворик.

Соколиная башня

Башня (XVII в.) – украшение Персидского дворика. Историки предполагают, что своё название постройка получила из-за того, что в ней могли находится ловчие птицы хана, поскольку в те годы была популярна соколиная охота.

Ханское кладбище

К югу от Большой мечети находится мезарлык – Ханское кладбище, где упокоены 9 крымских ханов, 45 членов рода и представители высшей придворной знати.

О чем нужно знать, планируя посещение?

Объекты архитектурного заповедника, которых около двух десятков, рассредоточены по достаточно протяжённой площади и обойти их все за один день не удастся. Кроме того, не все помещения могут быть доступны посетителям из-за проходящих реставрационных работ.


Историческим отделом проводятся многочисленные выставки: «Книга в Крымском ханстве», «Эпоха Гераев», «Таврический вояж». Этнографический отдел приглашает на такие выставки, как «Традиционное ткачество и вышивка крымских татар», «Бахчисарай – ремесленный город» и др.

Отзывы туристов

  1. Многие гости Крымского полуострова, посетившие Ханский дворец в Бахчисарае, отмечают, что это одно из лучших мест Крыма, обязательное к посещению: атмосферное, аутентичное и вызывающее неподдельный интерес.
  2. Среди преимуществ туристы отмечают познавательные экскурсии, ухоженную территорию, большое количество объектов, интересных для ознакомления.

Источник: Turist.im

Дворец в саду

Бахчисарай переводится как "дворец в саду", который затем дал название городу. Дворцовый комплекс был возведен в XVI веке, общая площадь комплекса ранее составляла более 14 га, не считая паркового комплекса, сейчас — не более 4 га. Он являлся резиденцией правителей Крымского ханства в XVI-XVIII вв., и на сегодняшний день это единственный в мире образец крымско-татарской дворцовой архитектуры, сохранившийся до наших дней. Весь комплекс в разное время подвергался неоднократно разграблению и разрушениям. Не дошли до нашего времени зимний дворец, три из четырех гаремных корпусов, пять мраморных бань, разворована дворцовая утварь.


В состав ансамбля "Ханский дворец" входят 16 объектов культурного наследия федерального значения и один объект культурного наследия регионального значения. Также в границах территории Ханского дворца расположены пять объектов культурного наследия регионального значения — две братские могилы, братское кладбище и две могилы Героев Советского Союза.

7 сентября 1820 года поэт Александр Пушкин посетил Бахчисарай и Ханский дворец и затем написал поэму "Бахчисарайский фонтан" и стихотворение "Фонтану Бахчисарайского дворца". По данным историков, именно эти произведения помогли сохранить название города, поскольку в 1944 году после высылки крымских татар власти начали изменять все топонимы, связанные с ними.

Среди самых известных объектов Ханского дворца — воспетый Пушкиным "фонтан слез", к которому он в дар приносил две розы. Эту традицию в музее поддерживают до сих пор: розы находятся в чаше фонтана круглый год.

Источник: tass.ru

История Бахчисарайского дворца

Дворец был построен в Бахчисарае в качестве родовой резиденции династии Гараев, которые правили Крымским ханством. Ханский дворец в течение 250 лет (с 1532 года и по 1783 год) был центром культурной, политической и духовной жизни татар.


В настоящее время строение все так же взывает восхищение любого, кто его посетит. Ханский дворец является удивительным и уникальным примером крымско-ханской архитектуры. Он представляет собой город в городе. Здесь есть свои мечети, мавзолеи, бани. Все постройки богато украшены и расписаны в национальном стиле. В период планирования и постройки Бахчисарайского дворца руководствовались мыслью воплощения исламских представлений о настоящих райских кущах. Причем каждый следующий правитель добавлял какие-то новые постройки, желая увековечить память о себе. Попадая на территорию Бахчисарайского дворца, оказываешься словно на Востоке с его таинственной и удивительной атмосферой.

Строительство комплекса

Строительство Бахчисарайского дворца началось в шестнадцатом веке, во времена правления хана Сахиб І Гирея. Ранее ханская резиденция находилась в ином месте, но с течением времени ее стало не хватать для большого количества слуг и вельмож. Не доверяя некоторым беям, хан принял решение перенести дворец из Солохата в юго-западный район полуострова. Его выбор пал на Чуфут-Кале. Подходящее место было найдено в широкой долине, которая была скрыта от посторонних глаз горами. Обнаружить городок можно было лишь подойдя вплотную к долине. Хаджи Гирей решил построить красивейший дворец, который будет утопать в зелени виноградников и садов. Именно по этой причине город и получил название Бахчисарай.


Справедливости ради стоит отметить, что сами татары в прошлом были кочевниками, а потому своих собственных традиций в архитектуре они не имели. Поэтому в строительстве они использовали достижения народов, с которыми имели экономические или политические взаимоотношения. Бахчисарайский дворец в Крыму строили русские, украинские, иранские, турецкие и итальянские мастера. С течением времени к основному дворцу были пристроены новые помещения, внутренний Фонтанный двор был обнесен высокой стеной, появился второй этаж.

В 1736 году дворец сильно пострадал от обширного пожара. Здание неоднократно ремонтировалось, но реставрационные работы велись непрофессионально и некачественно. К сожалению, многие очень ценные художественные и архитектурные детали были бесследно утрачены. И только в шестидесятые годы прошлого столетия были проведены очень серьезные реставрационные работы, мастера даже сумели восстановить первоначальные росписи помещений.

Структура дворцового комплекса

Ханский дворец в общей сложности занимает площадь более четырех гектар. В самом его центре расположен прямоугольной формы двор, в котором проводились совещания и собирались войска. Дворцовый ансамбль состоит из нескольких корпусов, бани и гарема.

Напротив дворца находится большая ханская мечеть. Ее роспись была поручена иранскому мастеру Омеру в 1763 году. Над зданием мечети возвышаются два минарета, с которых муэдзин призывает мусульман к молитве пять раз в сутки. Далее расположено ханское кладбище. На нем похоронены ханы, члены их семей и ближайшие сановники. На территории кладбища имеется два мавзолея, которые стали усыпальницами для тринадцати крымских ханов. Строения являются архитектурными памятниками 16-18 веков.

За кладбищем видны два купола дворцовых бань, которые сохранились в первоначальном виде, поскольку не были перестроены. Стоит отметить, что Сары-Гюзель (банный комплекс) – является одним из старейших зданий дворца. Банный комплекс был построен в 1532 году еще Сахибом Гераем, он устроен по турецкому подобию и переводится его название не иначе как «желтая красавица».

«Железная дверь»

«Железная дверь» или портал Демир-Капы – древнейшая часть ханского дворца. Он служил в качестве парадного входа во дворец. Именно через него попадали внутрь послы из Посольского двора в фонтанный дворик. Массивная дверь оббита кованным железом. С обеих сторон она украшена пилястрами. Портал был создан знаменитым итальянским зодчим, приехавшим в Россию по величайшей просьбе Ивана ІІІ. Мастер использовал орнаменты, присущие эпохе Возрождения и всевозможные геометрические узоры. Надпись на арке датирована 1503 годом. Среди знатоков по сей день идут споры относительно того, можно ли отсчитывать возраст дворца от этой даты или нет. Большая часть ученых считает, что Арку перевезли в Бахчисарай из бывшей резиденции хана.

Малая мечеть

Еще одним интереснейшим строением дворца можно считать мечеть. Она находится в основном корпусе и предназначалась исключительно для членов ханской семьи. Считается, что она была построена в 16 веке, а росписи в ней были сделаны в 17-18 веках. В узорах мечети имеются только декоративные и растительные орнаменты. А в южной стене находится михраб, над которым виднеется семь поясов орнаментов, символизирующих семь небес. Здесь же есть витраж, на котором можно увидеть изображение печати Сулеймана. На стенах мечети даже были найдены выцарапанные изображения всадников и лодок.

Фонтаны дворца

Не менее интересны и фонтаны дворца. Маг-Зуб, Золотой фонтан, выполненный из мрамора, расположен в фонтанном дворе около входа в Ханскую мечеть. Он имел особое назначение и использовался для обряда омовения. Золотым он был назван из-за того, что покрыт золоченными орнаментами, символизирующими райские сады. В росписи фонтана используются виноградные, фруктовые, цветочные и другие растительные мотивы.

В 1764 году иранским мастером Омером был создан «Фонтан слез». Позднее его перенесли в Фонтанный двор, в котором он находится и в настоящее время. Фонтан представляет собой мраморный цветок, из которого капает вода в виде слез в большую чашу. У его подножия высечена спираль, символизирующая вечность.

Имеется множество версий истории этого фонтана. Одна из легенд гласит о том, что изначально он находился рядом со стеной усыпальницы, в которой покоилось тело загадочной красавицы княжны Диляры Бикечь (жена хана). Хан приказал построить фонтан как символ вечной его скорби за любимой женой. Красавица появилась во дворце после одного из набегов на польские земли. Она стала одной из многочисленных пленниц хана. Но случилось чудо, грозный воин влюбился в нее и долгое время пытался добиться ее благосклонности. Он дарил ей подарки и оберегал ее покой, и даже взял ее в законные жены. Однако не сумел тронуть сердце красавицы, вдали от родины она постепенно угасла. По другой версии девушка стала жертвой одной из жен хана, ведь не секрет, что в гареме царили жестокие нравы.

Широкую известность он получил благодаря А. С. Пушкину, посвятившему свои поэтические строки этому творению иранского зодчего.

Гарем

Наибольший интерес у туристов вызывает гаремный корпус дворца. Стоит отметить, что гарем состоял из четырех корпусов, в которых насчитывалось 73 комнаты. В 1818 году три старых здания были разрушены (в них находилось 70 комнат) в связи с приездом Александра І. В настоящее время от гаремного корпуса, к сожалению, остался лишь трехкомнатный флигель и беседка.

Здание флигеля было отреставрировано и дополнено красивейшими балконами для туристов. В нем представлены интерьеры комнат: «Гостиная», «Жилая», «Буфетная». Гарем со все сторон окружен восьмиметровым забором. А с южной стороны к гарему примыкает соколиная башня, с которой ханские жены могли видеть дворцовую площадь. Сама башня находится на территории Персидского сада.

Конюшенный корпус

Конюшенный корпус расположен между библиотекой и ханским кладбищем, и состоит из нескольких зданий. Весь первый этаж занимали конюшни, а вот на втором этаже обитали смотрители. Эта часть дворца была существенно перестроена в 1850 годах.

Библиотека

Был во дворце и библиотечный корпус, который представляет собой ничем не примечательное строение. Здание покрыто четырехскатной крышей и оснащено небольшими окнами на первом этаже. Единственное, что указывает на принадлежность скромного строения к дворцовому ансамблю, это оконная роспись и мозаики на втором этаже.

Тоган-Кулеси

В переводе Тоган-Кулеси – это Соколиная башня. Название этого строения связывают с тем, что во времена хана здесь содержали птиц для охоты. Внутри в настоящее время помещение совершенно пустое.

По винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку, с которой можно полюбоваться прекраснейшим видом города, дворцом и площадью перед ним. Сейчас большая часть Дворцовой площади превращена в парк. В ханские годы она представляла собой открытый плац, на ней проводились всевозможные торжественные мероприятия и никаких зеленых насаждений на ней не было. В качестве парка во дворце выступал Персидский дворик, на территории которого находились бани, фонтаны и деревья.

Зал Дивана

Власть хана была не всеобъемлющей, она была ограничена советом феодалов Крыма – называемым Диваном. Для проведения таких совещаний был построен зал Дивана. Для хана в нем был установлен трон, украшенный сукном с золотым шитьем. По обеим сторонам от трона стояли низкие диваны для приближенных особ. А для остальных беев вдоль стен стояли скамьи. На северной стене при входе в зал есть маленький балкон, который хан использовал для подслушивания заседаний, когда они проводились без его участия. Так гласит легенда. Все стены зала украшены окнами с витражами. До наших дней сохранились лишь окна восточной стены.

До пожара половина помещения была вымощена мраморными полами. В центре располагался бассейн с фонтаном, стены украшали фарфоровые изразцы. В 1742 году зал был восстановлен, но украшения стен отличаются от первоначального варианта.

Золотой кабинет

Руками иранского зодчего Омара были созданы фруктовая и летняя беседка дворца. Именно над летней беседкой расположен Золотой кабинет хана. В его оформлении также принимал участие Омар. Помещение украшено резным деревянным потолком, который освещает хрустальная люстра. В кабинете имеется 24 окна, украшенные витражами. Все они расположены на двух уровнях. Под ними на полу стоят бархатные диваны. Стены комнаты украшены лепниной из алебастра. Вдоль одной из них есть шкаф с посудой тех времен и камин.

Посольский зал

Посольский зал предназначался для приема и переговоров с представителями других держав. Помещение знаменито своим центральным входом Портал Алевиза, о котором мы упоминали ранее. Зал расположен на втором этаже корпуса дворца. В него посетители попадали, минуя другие помещения.

В зале сохранились лишь следы росписей, которые относят к 18 веку. Ранее зал имел мраморные полы и два ряда окон, но после двух ремонтов первоначальный его вид утрачен. О том, какой вид изначально имело помещение, теперь судить очень сложно. В настоящее время в зале можно увидеть две ниши. В одной из них находилась ханская ложа, а другая предназначалась для дворцовых музыкантов. Сюда имели доступ только те, кого удостаивали чести приглашением на торжественные приемы или на аудиенцию у хана. Сейчас в помещении лишь воссоздана имитация ханского ложа. В глубине зала виднеется дверь, ведущая в Золотой кабинет.

Дворцовые экскурсии

В настоящее время знаменитый комплекс открыт для посещения всем желающим. Ежегодно тысячи туристов посещают Бахчисарайский дворец. Экскурсии по его залам и территории дают возможность полюбоваться богатством и красотой убранства дворца. К сожалению, до наших дней сохранились далеко не все дворцовые постройки, многие из них бесследно утрачены. Поэтому мы не можем полюбоваться их убранством. Однако осмотр уцелевшей части комплекса, дает представление о той роскоши и величии резиденции хана, которая здесь царила в ту далекую эпоху. Экскурсоводы расскажут интересные факты из жизни обитателей дворца. К сожалению, сохранилось не так много свидетельств, позволяющих в точности воспроизвести жизнь хана и его приближенных. Дело в том, что в свое время тщательно прикрывалось завесой тайны все то, что происходило во дворце, а потому о многом мы так никогда и не узнаем.

Источник: www.syl.ru

Одним из символов Крымской истории является небольшой городок Бахчисарай — бывшая столица Крымского ханства.

Интересно, что этот город  не сразу стал столицей государства Гиреев. Первым центром был Солхат (совр.- Старый Крым). Но по целому ряду причин он не удовлетворял крымских ханов. Прежде всего потому, что Солхат был городом влиятельных князей Ширинских, стремившихся ослабить власть Гиреев. Уже при Хаджи-Гирее ханская ставка переносится в более безопасное место — в Кырк-Ор (сейчас больше употребляется более раннее название — Чуфут-Кале). Но с укреплением Крымского ханства теряет свое значение и Кырк-Ор, поскольку уместить властные структуры в тесной крепости, лишённой воды, было нереально. И наследники Менгли-Гирея в первые десятилетия XVI века выбирают для своей резиденции и будущей столицы очень удобную балку рядом с Кырк-Ором. В этой балке было достаточно питьевой воды, она была защищена от ветров скалами.

Легенда о происхождении Бахчисарая

Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов.

Миниатюра: двор турецкого султана, который был истинным хозяином в Крыму (Менгли- Гирею полагался табурет возле ног Султана). В главных городах крымского побережья размещались турецкие гарнизоны. По настоянию султана в Стамбуле постоянно находились в качестве заложников несколько сыновей и братьев крымского хана. Из их числа всегда можно было найти замену строптивому правителю.

Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-су. Верхушки деревьев, позолоченные заходящим солнцем, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.

Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Ее преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка.

Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу — и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток.

Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто кого в ней одолеет: золото-ордынцы — турок или турки — золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею, уже не подняться, как этой змее…

Менгли Герай I.Автор — киевский художник Юрий Никитин

Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться и пытаться поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах.

Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея…

Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.

На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Около дворца поселились его приближенные. Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся ,в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. Надо было бы трех: двух в борьбе, а третью — полумертвую. Но третью не стали высекать: мудрым был хан Менгли-Гирей.

Ханский дворец строился среди садов и виноградников, отсюда и название столицы Бахчисарай — «Город садов». 

Дворец, занимающий сегодня площадь в четыре гектара (а в прошлом значительно большую), включал сады, окружавшие основные постройки. Жизненное пространство Гиреев должно было напоминать райские сады, которые ждут каждого правоверного мусульманина в награду за совершённые благие дела.

С главой улицы Бахчисарая во дворец ведет каменный мост, переброшенный через речку. За мостом — широкие ворота, заново отремонтированные в XIX веке, над ними — пестро расписанная, с цветными стеклами башня, в верхней части которой находится герб дворца — две свившиеся в схватке змеи. 

Левее ворот вдоль главного фасада на улицу выходили торговые лавки. За воротами открывался обширный немощеный двор, где собиралось ханское войско, происходили встречи послов и т. д. Двор окружают дворцовые постройки: слева — мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями, далее конюшни; справа — парадные залы разного назначения, жилые покои, дворики с фонтанами и, наконец, остатки гарема, незаметно переходящие в сады.

Мусульманская архитектура, давшая образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках — мечетях, медресе, мавзолеях, при сооружении частных жилищ, казалось, предоставила полную свободу проявлениям причудливой восточной фантазии, народным вкусам и местным традициям. Дворец на Востоке с древнейших времен имел тип дворовой композиции: центром был двор и сад с фонтаном. Мотив сада — один из характернейших моментов мусульманской архитектуры: растительные орнаменты, высеченные в камне, росписи стен, оформление фонтанов — все стремится воспроизвести сад как самое прекрасное место на земле.

Легкая архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в какой-то мере условны: их задача — создать прохладу в знойный летний день, внутри журчит мраморный фонтан, поддерживая свежесть воздуха и иллюзию пребывания в саду.

Дворец неоднократно ремонтировался и реставрировался, при этом часть построек утратила свой первоначальный вид. По этому поводу А. С. Пушкин писал: «Я обошел дворец с досадою… на полуевропейские переделки некоторых комнат».

 На фото Екатерининская комната в Бахчисарайском дворце. К приезду Императрицы Екатерины II был произведен ремонт 1784-87 гг. Зал, где раньше находилась ханская спальня, была значительно перестроена: пробит нижний ряд окон и двери, сделан альков. Спальню по приказу фаворита императрицы светлейшего князя Потемкина обили бело-розовым атласом. Апартаменты императрицы украсила хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII в. В спальне для Екатерины установили кровать, специально привезённую для неё из Санкт-Петербурга вместе с двумя дубовыми шкафами, в которых она, за сургучными печатями хранила важные документы.

Но стечением времени отчетливее осозналось как историческое, так и художественное значение дворца, ведь в уцелевших постройках, орнаментах и во всем архитектурном рисунке хранятся следы прекрасного, своеобразного искусства. 

Наиболее древняя часть дворца — это портал Алевиза, созданный выдающимся итальянским зодчим. Пышный каменный резной портал с полукруглым фронтоном обрамляет дубовую дверь, обитую полосами кованого железа. Она вела во внутренний дворик, который сообщался с парадными залами дворца. В этом дворике находится Золотой Магзуб. Мраморная плита его украшена резным растительным орнаментом.

Портал "Железных" дверей, называемый так из-за того, что двери, выходящие в Посольский садик, окованы полосами железа ручной ковки — наиболее древняя часть дворца.Первоначально портал Алевиза украшал ханский дворец в Ашлама-Дере и лишь позднее был перенесён на своё нынешнее место. Он был создан итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым, задержанным в составе русского посольства, с которым он, по приглашению царя Ивана III, направлялся в Москву для строительства Архангельского собора.

Кроме того, имеются две надписи, выполненные арабской вязью: верхняя с именем хана — Каплан (лев) — и датой, нижняя поэтическая — из Корана: «И напоил их, райских юношей, господь напитком чистым».

Фонтан слез (сельсебиль) — творение известного мастера Омера. Мастер вкладывает в свое творение определённый смысл, так как в исламе нельзя изображать ничего живого. Мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы. Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит рану и боль утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша). Так продолжается всю жизнь — страдания сменяются просветлениями и наоборот — пока человек не закончит земной путь и не приблизится к порогу вечности (символом человеческой жизни считается спираль у подножия фонтана). 

Напротив этого фонтана, в углу, находится знаменитый Фонтан слез — «Сельсебиль». Первоначально его резная каменная плита находилась у стены мавзолея Диляры-Бикеч — «прекрасной княжны», согласно преданию, любимой жены Крым-Гирей-хана. Этот фонтан был сооружен по его повелению придворным мастером Омером в 1764 году.

Личность Диляры-Бикеч совершенно не выяснена и окружена поэтическими легендами. Вот одна из них.

Легенда о фонтане Слёз.

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие мольбы и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди имени хана.

— Ну и пусть бежит, — говорил он, — это хорошо, если боятся…

Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в железо — железо прозвенит. Постучишь в камень — камень отзовется. А в народе говорили — у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан и ослабело его сердце.

Брюллов. Бахчисарайский фонтан.

Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре ее звали. Она не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.

Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.

Впервые сердце Крым-Гирея наполнилось болью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу.

Франсойш Габриэль Ле Паулль. Паша и его гарем. 

Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:

— Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.

Спросил его мастер:

— Хороша была девушка?

— Что ты знаешь о ней? — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя.

Долго слушал Омер и сказал:

— Если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет.

На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой… А в середине цветка вырезал глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века…

И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь?

Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь…

Пушкин у Бахчисараского фонтана (художник М.Кметь)

Когда Пушкин, стоя у фонтана, услышал легенду, фонтан и легенда вдохновили его на поэму «Бахчисарайский фонтан» и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Одной из ранних построек дворца является зал Совета и Суда — Диван. Зал имеет два ряда окон. К концу XVI века относятся цветные, очень красивые и нигде не повторяющиеся витражи верхнего ряда окон; к тому же времени относится и деревянный наборный центр потолка.

В зале собирался Диван — высший государственный совет, который решал все вопросы внутренней и внешней политики, кроме религиозных. Он же являлся высшей судебной инстанцией в ханстве.

Далее расположена Летняя беседка, построенная, вернее, перестроенная тем же Омером: первоначально ее окружали с трех сторон лишь колонны с арками — беседка была открытой. При ремонте в начале XIX века ее застеклили. В центре беседки расположен фонтан с бассейном.

К летней беседке примыкает очаровательный Бассейный дворик — царство солнца, пышной вьющейся зелени, цветов и воды.

К числу наиболее ранних сооружений дворца относится Малая мечеть. Это полутемное, вытянутое с востока на запад помещение, основная часть которого перекрыта куполом, опирающимся на барабан-восьмигранник, с арками и парусами. В южной стороне устроена ниша — михраб.

На южной и западной стенах храма и в михрабе, во время реставрационных работ уже в наше время, были обнаружены остатки росписи XVI -XVII вв. Из этого можно заключить, что мечеть принадлежит к одной из ранних построек Хан — Сарая. Купол ее был расписан во второй половине XVIII века персидским зодчим Омером. Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты. Над михрабной нишей — витраж, украшенный оригинальным знаком, который состоит из двух наложенных один на другой треугольников. Этот знак используется во многих культурах мира, в каждой трактуясь по-разному. В традициях мусульманских народов он называется "Печать Сулеймана". 

Во дворе внутреннего двора находится гарем (раньше он имел четыре корпуса с 73 комнатами). В четырех комнатах уцелевшего флигеля размещены те немногие вещи, которые воссоздают бытовую сторону жизни дворца. «Гарем» в переводе с арабского — «запретное», «неприкосновенное»; никто, кроме хана и евнухов, не имел права входить сюда. Ажурная деревянная резьба решеток веранды укрывает ее сверху донизу от любопытных взоров; окна с цветными стеклами расположены так высоко, что из них видно только небо.

Гаремный корпус сохранился плохо, из 73-х комнат (широко жили ханы) сохранился только 3-х комнатный флигель и беседка.

Рядом с гаремом находится башня, где, по преданию, содержались ханские соколы и куда разрешалось подниматься обитательницам гарема, чтобы посмотреть на окружающий мир, на пеструю, красочную жизнь двора. Соколиная башня имеет кубическое каменное основание, на котором установлен деревянный шестигранник, обшитый досками, под самой крышей переходящий в решетку и шатровое завершение.

Из Фонтанного дворика по широкой лестнице можно подняться на второй этаж, где находятся официальные, парадные покои. Центральное место в них занимал зал для приема послов. Посольский зал — некогда роскошная и богатая по убранству палата, однако интерьер ее не сохранился: двусветный зал имел мраморный пол и деревянный потолок с росписью, выдержанной в голубых тонах. В этом зале сохранились две ниши с альковом (в одной из них сидел хан, в другой располагались музыканты).

Особое место среди покоев, предназначенных для приема послов, занимает Золотой кабинет — один из лучших и наиболее сохранившихся интерьеров дворца. Двадцать четыре окна с разноцветными стеклами заливают комнату золотистым светом. Тонкая резьба деревянного потолка, роспись с обилием позолоты в известной мере воссоздают отделку ханского кабинета, сооруженного Омером, делая его похожим на драгоценную шкатулку. Простенки между окнами второго ряда украшены лепными алебастровыми вазами с фруктами.

Наиболее величественное сооружение дворцового комплекса — Большая ханская мечеть, или Хан-Джами. Это массивное прямоугольное каменное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей, с двумя стройными минаретами по бокам. Тонкие десятигранные башенки минаретов сложены из хорошо отесанных каменных плит, скрепленных свинцом. Они опоясаны резными каменными балкончиками. Внутри минарета шла винтовая лестница, по которой поднимались муэдзины.

За мечетью находится ханское кладбище с двумя мавзолеями — дюрбе. Большой интерес представляют мраморные резные и каменные надгробия. Здесь похоронены шестнадцать ханов, а также их родственники и приближенные.

За кафедральной мечетью Хан-Джами находится ханское кладбище. Первое захоронение на нем датируется XVI веком. Всего здесь находятся могилы девяти ханов, сорока пяти членов ханского рода и ряда представителей высшей придворной знати. Большой интерес представляют мраморные и известняковые надмогильные памятники. Мужские погребения украшены навершиями в форме чалмы, женские — подобием феса (плоской шапочки). На многих надгробиях арабской вязью высечены пышные эпитафии, нанесены каллиграфически исполненные орнаменты. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. 

В дальнем углу позади кладбища можно увидеть одно из самых ранних сооружений города — баню Сары-Гюзель. Баня в те времена была своего рода клубом, местом отдыха, встреч и бесед. Сары-Гюзель — мощное каменное квадратное здание, перекрытое куполами с отверстиями в виде звезд и полумесяцев.

Баня Сары-Гузель. Рисунок 1787 г.

Постепенно вокруг дворца разросся город, превратившийся в торгово-ремесленный и  культурный центр  государства Гирееев. По масштабам средневекового Крыма это был большой город с ремесленными кварталами и оживленными базарами — хлебным, овощным, соляным, кварталами торговых лавок. В конце XVII века в нем насчитывалось около 6 тыс. жителей: по численности это был второй после Каффы город Крыма (население всего полуострова не превышало тогда 250-300 тыс. человек). 

Путешественник И. Барбаро писал: «Лишь только хан изберет место для жительства своего, немедленно приступают к устроению базара, наблюдая притом, чтобы улицы были сколько можно шире», и далее: «При орде во всякое время неотлучно находятся сукновалы, кузнецы, оружейники и всякого рода мастеровые».

Город делился на 30 с лишним кварталов-приходов с мечетью в центре. Жилые дома и ханский дворец  были построены по одному принципу — снаружи, для чужих, глухие стены, а внутри неприступный, ниоткуда не просматриваемый двор. Для средневековья с его постоянной опасностью нападения извне такая планировка была необходимой.

В кварталах старого города действовал чистейший подземный водопровод. Вода из горных родников подавалась по глиняным трубам, уложенным в подземных коридорах — «кяризах» а затем уходила в оросительные каналы и многочисленные фонтаны.

 К концу XVII — началу XVIII века Бахчисарай становится чрезвычайно живописным и колоритным городом. Однако для Крымского ханства настают тяжёлые времена. Модернизация России превращает её в мощную империю и, напротив, Турция слабеет на глазах. Гиреи оказались заперты в границах засушливого полуострова. Традиционные доходы от работорговли упали до минимума и перед всей страной встал вопрос о выживании. Виноватых нашли среди христиан- греков и армян, которые жили в Крыму с незапамятных времён. Гонение на общины, представители которых традиционно развивали ремёсла и торговлю, обернулось запустением городов, в том числе и Бахчисарая. Завоевание Крыма Екатерина II осуществила по лекалам Петра Великого, т.е. не восстанавливала завоёванное, а строила новое. Но это уже другая история.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.