Версальский дворец

Дворцы Версаля

Версаль строили под руководством Людовика XVI c XVIII века. Позже ансамбль становится художественно-архитектурным памятником царизма. Он является крупнейшим в Европе и выделяется уникальной полнотой замысла, единством архитектурных форм и измененным ландшафтом.

Начиная с конца XVII века, Версаль являлся идеальной резиденцией для торжественных загородных приемов европейских монархов и аристократии.

До Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. Открылся для публики и признался музеем в 1801 году, а в 1830 году в музейную территорию вошел весь архитектурный комплекс Версаля, также, в скором времени, всего через 7 лет в ансамбле открыли музей истории Франции.

В Конце XX века Версаль с прилегающей территорией был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в Версале произошло множество важнейших событий французской и мировой истории. Здесь в XVII веке подписывали немало международных договоров, даже договор, заканчивающий Войну за независимость США. Также здесь Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина. А в XIX веке, после падения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, захваченном германскими войсками, было объявлено создание Германской империи. В 1919 году заключили мирный договор, который завершил Первую мировую войну и положил начало Версальской системе послевоенных международных отношений.


Координаты: 48.80429100,2.12224600

Большой Трианон

Большой Трианон – дворец на территории Версальского дворцово-паркового комплекса, Франция. Он был построен в XII веке архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром по заказу Людовика XIV в стиле классицизма на месте деревушки Трианон, которую император приобрел в 1668 году с целью увеличения территории Версальского комплекса. Большой Трианон находится в 2 километрах от Версальского дворца.

Второе название Большого Трианона – Мраморный Трианон. Это связано с тем, что облицовка его фасада выполнена из белого и розового мрамора. Арочная колоннада соединяет южный и северный корпусы дворца. Перпендикулярная пристройка–галерея примыкает к северному крылу, а крыша дворца скрыта за невысокой балюстрадой. Вокруг Большого Трианона разбит парк, площадь которого составляет 23 гектара. Здесь можно увидеть яркие цветники и композиции в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. В наши дни здание Большого Трианона служит для приема официальных гостей.

Координаты: 48.81495200,2.10502100

А какие достопримечательности Версаля вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Парк версальского дворца


Парки Версаля

Королевский город Версаль находится в 20 километрах к юго-западу от Парижа. Город больше известен как Версальский дворец, потому что представляет собой огромный дворцовый комплекс, возведенный Людовиком XIV. Еще с конца XVII века Версальский дворцово-парковый ансамбль является показательным образцом для резиденций европейской аристократии. Также парк и дворец в 1979 году были включены в список ЮНЕСКО. Это одно из самых популярных туристических мест во Франции.

Очень интересен парк Версальского дворца. Он является регулярным парком, потому что имеет геометрически правильную, симметричную планировку. Регулярный парк Версальского дворца считается одним из наиболее значимых в Европе. Состоит он из большого количества террас, которые постепенно снижаются по мере удаленности от Версальского дворца. Все в парке – газоны, бассейны, клумбы, фонтаны, является логическим продолжением архитектурного стиля самого дворца. Помимо оранжерей и аллей, в парке находится несколько дворцеобразных построек. Версальский парк отражает целостность замысла и гармонии архитектуры и ландшафта Версальского дворца.

Координаты: 48.80440400,2.12316200

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Версале только по фотографиям.

Фонтан Латона


Фонтаны Версаля

Фонтан Латона — красивейший фонтан, который является достойным украшением Версаля, и это один из самых знаменитых фонтанов в мире.

Над фонтаном работали архитекторы Ле Нотрои и Ле Брюн, которые постарались изобразить античный миф о богине Латоне. Согласно легенде Латона родила от Юпитера близнецов и за это была проклята супругой Юпитера. В архитектурной композиции фонтана изображен момент, когда измученная Латона просит Юпитера спасти ее от ликийских, которые оскорбляют ее и угрожают убить. Юпитер услышал просьбу возлюбленной, и чтобы утешить ее и защитить, он превращает Крестьян в лягушек.

В центре фонтана находится Латона, которую окружают ее дети. А вокруг нее стоят лягушки, а так же люди, которые еще неполностью превратились. В основании фонтана находится ряд черепах. Работа над фонтаном была завершена в 1670 году.

Координаты: 48.80544600,2.11765100

Малый Трианон

Малый Трианон представляет собой шикарный замок небольших размеров, расположенный во Франции на территории Версальского дворца. Строение было сооружено в 1762-1768 годах по приказу Людовика XV в качестве подарка для маркизы де Помпадур. Он выполнен в смешанном стиле эпохи Рококо и Классицизма. Сейчас Малый Трианон считается памяткой Марии-Антуанетты, которая стала его владелицей в 19 лет и приезжала отдохнуть от королевской жизни.


Дворец имеет форму изысканного куба с двумя этажами и пятью окнами на каждой стене. Заданием архитектора было ограничить пересечение гостей с прислугой, о чем свидетельствует наличие особой структуры подвала. В нем слуги должны были накрывать столы и отправлять их лифтом в столовую, но специальное оборудование так и не было изготовлено.

Покои королевы довольно просты, но в то же время элегантны. Спальня обставлена мебелью ручной работы мастеров Жан-Анри Ризена и Жоржа Жакоба, а изобретательное зеркало, которое с помощью обычной ручки поднимается с пола и устанавливается перед окнами комнаты, продолжает удивлять туристов.

Координаты: 48.81560300,2.10970800

Сады и парк Версаля

Сады Версаля

Сады и парк Версаля, расположенные на территории Королевских владений, внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот шикарный ансамбль состоит из 350 тысяч деревьев, 50 растений, террас и дворцов. Он возводился годами, сейчас на всей планете не найти подобного. Общая площадь, которую занимает этот уникальный объект, составляет 900 гектаров.

Весь парк оформлен в классическом французском стиле, до совершенства его довел ландшафтный архитектор из Франции Андре Ленотр. Строительство было начато в 1632 году при Людовике XIII. За все время существования на территории парка и садов Версаля появились дворец Большой Трианон в итальянском стиле, дворец Малый Трианон, Хутор королевы, построенный в 1783 году. В летнее время можно посетить представление «Праздник больших фонтанов», известное как «Танцующие фонтаны».


Координаты: 48.81561000,2.10039300

Источник: www.openarium.ru

Создание Версальского дворца

В начале XVII века на месте Версальского дворца находились топкие болота. Место приглянулось Людовику XIII. Король боялся открытых пространств, неуютно чувствовал себя в Париже и решил построить вдали от городского шума на вершине Версальского плато скромный каменный замок.

Людовик XIII – основатель Версаля

Здесь, на холме, окруженном болотами, Людовик выкупил дом мельника вместе с мельницей, чтобы построить свой домик, который он сначала посещал только во время охоты. Вскоре скромную постройку укрепили валами и рвами, так что она напоминала старинный феодальный замок.

Четыре комнаты, пригодные для жилья, со стенами, увешанными коврами, совсем не нравились матери Людовика XIII королеве Марии Медичи. В 1632 году Людовик выкупил небольшое село Версаль, которое принадлежало флорентийцу Альберту де Годи и находилось недалеко от замка.


Дворец на месте деревни

По велению короля за счет купленных земель замок расширили, к постройке добавили маленькие павильоны. Ближайшие болота осушили, а на их месте устроили пруды и разбили сады. Фасады замка укрепили кирпичом и камнем, обустроили прогулочную террасу с балюстрадой, украшенной орнаментом.

Версаль при Людовике XIV

В 1643 году после смерти Людовика XIII на трон взошел его 4-летний сын Людовик XIV, которого в семье ласково называли «король-солнце». Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет. Мать Людовика XIV, Анна Австрийская, стоявшая у власти до совершеннолетия сына, поселилась с придворными в Париже.

Версальский дворец сегодня

Наследник французского трона, выезжая на охоту, заинтересовался бывшей резиденцией отца и поручил художнику Шарлю Эррару привести в порядок комнаты замка. Также король пожелал увеличить площадь сада и обнести его стеной.


Деятельный монарх, красивый, властный и себялюбивый, Людовик XIV считал королевскую резиденцию недостойной его величия и начал перестройку поместья. Король-Солнце пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все замки Франции, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве правителя.

Повелитель отождествлял Версальский дворец с символом власти – могущественной и нерушимой. В 1667 году Людовик пригласил для строительства лучших архитекторов, известнейшие мастера оформляли интерьеры дворца. Король лично обговаривал детали здания и хотел, чтобы в каждой из них отражались роскошь и богатство, ведь только
король олицетворял полное изобилие.

Работа над дворцовым комплексом велась в течение всей жизни Людовика XIV. Чтобы увидеть во всей красе свое детище, отвечающее амбициям короля, монарх терпел неудобства, строительные леса и грязь, устроив резиденцию в недостроенном дворце.

Опасаясь заговоров и восстаний, монарх приказал сделать во дворце скрытые двери и тайные ходы, расположение которых было известно только ему. Людовик следил за подданными: государственные деятели и приближенные лица самодержца жили здесь и терпели лишения и неудобства в недостроенном особняке. Обязанность каждого из придворных – ежедневно присутствовать на королевских церемониях.


Все решения во время правления Короля-Солнца принимали в Версальском дворце, здесь Его Величество раздавал привилегии, которые немедленно отменялись, если придворный покидал Версаль.

Людовик XV и королевская резиденция

В 1715 году власть перешла к 5-летнему Людовику XV, который вернулся в Париж и долго не занимался перестройкой дворца. Взрослый сын продолжил традицию отца – 7 лет потребовалось для того, чтобы после перерыва снова гордым великолепием показать шик королевского Версаля.

Версаль в 17 веке

Король хотел, чтобы его дворец находился посреди великолепного парка. На территории 800 га осушили болота и заложили сад. Во дворце появились 3500 комнат и залов, занявших 6 га.

Для защиты поместья король создал новую армию, здесь постоянно жили 6 тысяч приближенных к монарху дворян. Вместимость дворца – 20000 человек.

Райскую жизнь аристократов создавали 30 тысяч строителей-крестьян, так что дворец превратился в пышную резиденцию. На строительство Версаля потратили 260 миллиардов евро (в переводе на современные деньги).

Дворец превратился в пышную резиденцию

У парадного входа на территорию дворцового комплекса – ворота из золота, украшенные гербом и короной, На площади перед дворцом – скульптуры, в том числе статуя Цезаря.

Залы дворца украшены фресками, полотнами и скульптурой, шелковыми коврами и парчовыми драпировками, позолоченными вставками и бархатными покрывалами.


Королевский двор

Слуги Версальского дворца поддерживали традицию, установленную Людовиком XIV, страстным любителем цветов. Залы, апартаменты и спальни монархов украшали живые цветы, высаженные в горшках. Цветы выращивали так, чтобы разноцветная гамма радовала взор монарха круглый год, для чего их постоянно меняли. Поэтому обитатели Версаля наслаждались цветущими растениями постоянно.

«Малые дворцы» Версаля и залы

Версальский дворец – это конгломерат помещений, выросших вокруг небольшого замка Людовика XIII. Здесь под одной крышей 150 галерей и салонов. Фасад дворца раскинулся на 640 метров, парк занимает 100 га. Во дворце 70 лестниц, 2000 окон и десятки тысяч картин, гравюр и мебели.

Вся жизнь королей Версаля проходила в позолоте и лепнине, хрустальных люстрах и гобеленах. Залы называли именами олимпийских богов. В зале Венеры среди разноцветного мрамора – статуя Людовика XIV.


Большой Трианон

Версальский дворец был официальной резиденцией Людовика XIV. Здесь проводились государственные мероприятия и королевские приемы. Но жизнь монарха не ограничивалась государственными делами. Для личной жизни Людовик возвел рядом с Версалем еще один небольшой дворец.

В 1665 году для воплощения задумки король выкупил территорию небольшой деревеньки Трианот, где снесли старые строения и обустроили сад. В 1670 году началось строительство дворца, который отделали фаянсом и керамической плиткой.

Маленький замок, названный Фарфоровым Трианоном, был прекрасен, но через 20 лет плитка треснула и осыпалась. Людовик приказал снести замок и взамен построить долговечный дворец. Так появился Мраморный Трианон, отделанный розовым и зеленым мрамором.

Архитектурная мода сменилась: интерьеры, выполненные в новом стиле, лишились многоцветия, уступив место сочетанию белого и позолоты, помпезный декор сменился скромной росписью.

Большой Трианон

Элегантный светлый замок с ажурной балюстрадой и стройными колоннами, цветником и клумбами выглядит легко и не броско.

Здесь король отдыхал от государственных дел и людей. Стены залов украшали 24 картины и море горшечных цветов, которые поднимали настроение монарху.

Здесь проходили тайные встречи Людовика XIV с фавориткой мадам де Монтеспам.

Посетителей в Трианон пускали только по приглашению короля, ночевать оставались избранные.

Малый Трианон

В 1762 году Людовик XV приказал строить в Трианоне небольшой дворец для своей фаворитки маркизы де Помпадур, который назвали Малым Трианоном. Дворец маркизы, не дожившей до торжественного открытия 4 года, достался следующей пассии Людовика XV– графине Дюбарри.

Полновластной хозяйкой Малого Трианона была последняя королева Франции Мария-Антуанетта. Малый Трианон – любимое место пребывания молодой королевы. Уставшая от ежедневных королевских церемоний, она с радостью приняла подарок супруга Людовика XVI и отдыхала здесь от светской жизни. Ни один человек, включая короля, не имел права зайти без ее приглашения.

Малый Трианон

Квадратное двухэтажное здание, украшенное стройными колоннами фасада, спроектировано так, чтобы до минимума свести контакты между гостями и слугами. Покои королевы на первом этаже и апартаменты короля на втором имели отдельные входы. В покои королевы вела лестница с ажурными коваными перилами.

В апартаментах королевы – простая мебель, без особых изысков. Потолок украшен позолотой. Стены, обитые белой тафтой и затканные золотыми цветами, олицетворяют тонкий вкус Марии-Антуанетты.

Столы, уставленные едой, бесшумно поднимались из пола, когда приходило время завтрака, обеда и ужина. В покоях королевы необычные «подвижные» зеркала появлялись из стенных ниш при помощи обычной ручки.

Деревня Марии-Антуанетты

Молодая королева, тяготясь придворной жизнью, создала себе придуманный мир, где отдыхала и душой, и телом. В парке Трианона по желанию королевы построили декоративную деревню из 12 крестьянских домов. Искусственный пруд с лебедями, беседки, молочная ферма с коровами и овцами создавали иллюзию сельской жизни.

Деревня Марии-Антуанетты

В саду, окружающем деревню, высадили редкие деревья из разных концов света. 5 домов из 12 принадлежали лично королеве, здесь расположился салон и будуар, покои королевы и бильярдная, кухня и термы. Королева любила играть в бильярд.

В королевской деревне жили фермер, садовник и мельник, они обслуживали мельницу, молочный завод и голубятню. Для королевы построили миниатюрный театр, где выступали комедианты, часто сама королева вместе с приближенными демонстрировала свой актерский талант.

Часто Мария-Антуанетта с друзьями, одевшись в деревенские платья, гуляли по деревушке, изображая крестьян. Чтобы почувствовать вкус деревенской жизни, королева доила коров и коз.

Королевскую «игрушку» обслуживали фермеры, ухаживающие за животными. Каждый день коров, коз и овец усердно мыли и повязывали им цветные бантики.

Ферма Марии-Антуанетты

Эта ферма стала последней каплей народного возмущения против королевских привычек. После Великой французской революции Марию-Антуанетту арестовали и казнили по обвинению в заговоре против государства.

Её детище, идеальная деревня, пришла в упадок. Восстановленную в 2006 году ее внесли в список всемирной организации ЮНЕСКО и сделали доступной для посещения туристов.

Королевские апартаменты в Версальском дворце

Королевские апартаменты – это анфилада из 8 комнат, куда ведет лоджия, отделанная мрамором.

В Зале караула, отделанном мраморными панелями и освещенном двумя окнами, размещались королевские гвардейцы – 12 телохранителей. Обстановка состояла из деревянных скамей и походных кроватей с ширмами для отдыха гвардейцев.

В Первом аванзале, оформленном батальной живописью, перед камином сервировали стол. Напротив, на специальном возвышении, – места для музыкантов. Королева любила трапезы под музыку.

Второй аванзал украшен позолоченной лепниной и золоченой обстановкой. Здесь придворные ожидали утреннего выхода короля, чтобы подать ему прошение и получить разрешение участвовать в церемониях королевского двора.

Стены спальни Людовика XIV украшают картины знаменитых художников. Западная сторона комнаты отгорожена балюстрадой – здесь резная кровать короля, оформленная орнаментом в вилле лепного венка с завитками.

Спальня короля

Кабинет Совета с зеркальными панелями на стенах предназначен для заседаний Государственного Совета. В центре – покрытый бархатом стол, 3 кресла и 12 табуретов и кушетка. После перенесенной операции король проводил заседания на кушетке. В кабинете Совета он принимал писателей, прославлявших короля, и устраивал частные аудиенции.

В кабинете Терм с зеркальными дверями Людовик хранил свои парики и менял одежду и шляпу 4 раза в день. По вечерам король проводил здесь время с семьей.

Покои королевы

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея длиной 70 метров – самый зрелищный зал Версаля. Во времена возведения дворца зеркала изготавливали из полированной латуни. Для строительства Зеркального зала министр финансов Жан-Батист Кольбер привез венецианских мастеров.

Напротив каждого из 17 огромных светлейшей воды зеркал, обрамленных лепниной, – стеклянные двери, ведущие на балкон. На 17 окнах зала – шторы из шитого золотом синего шелка. Между окон – на серебряных столах – канделябры о 8 свечах с изображением подвигов Геракла.

Зеркальная галерея

На украшенных цветами шнурах свисают люстры из хрусталя и серебра. Банкетки, подсвечники, кувшины и чаши – все из чистого серебра.

Мраморные бюсты римских императоров вписываются в упоительную гармонию белого и золота. Алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе, табуреты и высокие торшеры, отлитые и вычеканенные из серебра, перемежаются с позолоченными канделябрами.

Пол застилают огромные цветные ковры, на плафоне – красочное изображение Олимпа. Во время торжественных королевских аудиенций в Зеркальный зал выносили серебряный трон. Часто здесь устраивали балы, поражающие невиданной роскошью. Свет 3000 свечей отражался в зеркальном панно, поражая гостей чудесным блеском.

Королевская часовня

Королевская часовня, которую Людовик XIV перестраивал 5 раз, посвящена Людовику IX, священному покровителю династии Бурбонов. Часовня состоит из двух ярусов, наверх ведет спиральная лестница, по которой поднималась только королевская семья.

В часовне – золотой алтарь, окруженный бронзовыми фигурами древнегреческих богов. Король Франции считался избранником Бога: монументальные колонны, изысканный алтарь и мощный орган отражали Божественное великолепие, которым Всевышний наградил монарха.

Часовня

Яркий пол из разноцветного мрамора, гигантские скульптуры и великолепные картины вызывают восторг и в наши дни. Зал часовни отделан белым камнем и украшен барельефами. У подножия ступеней, ведущих к алтарю, – венценосный вензель короля.

На потолке нефа – работа Антуана Куапеля «Всевышний во славе приносит миру обещание искупления». Полукупол апсиды украшен работой Шарля де ла Фосса «Христос во славе Воскрешения». Над королевской трибуной – работа Жана Жувене «Явление Святого Духа Деве Марии и Апостолам».

В часовне служили Благодарственные молебны и брачные богослужения. Здесь Мария-Антуанетта вышла замуж за Людовика XVI.

Королевская опера

Королевская Опера в Версале – самый большой дворцовый театр в мире. Оперный зал открылся 16 мая 1770 года представлением музыкальной трагедии «Персей». Зрительный зал Королевской оперы вмещает 712 зрителей во время спектаклей.

На случай банкетов специально разработанный механизм поднимает партер до уровня сцены, и тогда Опера вмещает 1200 человек. Зал шириной 19 и длиной 23 метра впервые использовался для свадебного бала Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

Королевская Опера в Версале

Здание сооружено из дерева и освещалось 3000 свечей. По периметру театра – каменная оболочка для защиты от пожара.

Выступающий фронтон фасада украшен образом юной девушки, играющей на лире. Девушка сидит на облаке, из которого появляются ангелы.

Зал Оперы – в форме эллипса, в задней половине – амфитеатр. По стенам – два яруса открытых балконов, барьеры которых отделены барельефами из золоченого дерева. Украшенные роскошной колоннадой и зеркалами балконы визуально простираются в бесконечность. Театр предназначен для дворцовых празднеств.

После реставрации в Королевской опере проходят государственные мероприятия, оперные и музыкальные постановки.

Сады и фонтаны Версаля

Неотъемлемая часть загородной резиденции короля – сады Версаля. Каждый монарх пересаживал их по своему вкусу, желая отразить свое эстетическое видение.

Версальский парк

Огромный парк Версаля начинается у главного двора в виде множества ухоженных террас. Особенность версальских садов – это прекрасные бассейны и фонтаны, статуи и гроты, каскады и водоемы, призванные поразить представителей знати XVII века.

Версальский парк – это «сад разума» с четко спланированными аллеями и оранжереями. Все от травинки до каналов подвластно математической логике, определяющей точные координаты их расположения.

Вместо изгородей в парке – чарующие рощи с идеально подстриженными вековыми липами и дубами, кленами и каштанами, тополями, ясенем и буками. Площадь территории, где растет 350 000 деревьев, поистине королевская – 100 га.

Сады Версаля – это буйство красок круглый год. Король-Солнце не желал видеть увядающие цветы, поэтому им на смену всегда были подготовлены 2 миллиона горшечных свежих цветов. В крытых оранжереях выращивали круглый год вечнозеленые цитрусовые деревья и цветы.

Среди витиеватых дорожек, прудов и озер – бассейны и фонтаны. Версальские фонтаны никогда не включали все из-за дороговизны воды. Работали только те из 1400 фонтанов, которые видел король во время прогулок. Слуги вовремя переключали воду, чтобы король ни о чем не догадывался.

Фонтан Латона

Самый грандиозный «Фонтан Латона», в центре которого Юная богиня Латона, родившая от Юпитера близнецов Аполлона и Диану. Из воды высовываются головы и спинки лягушек.

Бассейн «Аполлон» прославляет блистательного Аполлона, который в колеснице совершает вояж по небосводу. Фигура бога красоты покрыта позолотой, чтобы подчеркнуть солнечность Аполлона, с которым придворные поэты сравнивали Короля-Солнце.

Фонтан «Пирамида» представлен четырьмя мраморными чашами, стоящими друг на друге. Вода бьет из верхней чаши, стекая все ниже по очереди в каждую чашу.

Фонтан «Пирамида»

По центру парка проходит водный канал – Гран Каналь длиной 150 и шириной 63 метра выполнен в виде бассейна крестообразной формы. Канал служил местом прогулок знати, здесь стояли яхты, каравеллы и венецианские гондолы.

Сады и парки Версаля, образующие единый комплекс, внесены в список всемирной организации ЮНЕСКО.

Национальный музей Версаля

В XIX веке Версальский дворец стал национальным музеем, куда перевезли гравюры, портреты и картины.

В 50-е годы XX века во Франции появилась традиция: все главы стран, прибывающие во Францию, должны были встречаться с президентом в Версале. От традиции отошли в 90-е годы: Версальский дворец стал популярен у туристов, ежегодно комплекс посещают 6 миллионов человек.

Музей для туристов

На территории дворцово-паркового ансамбля проводятся городские праздники и шоу фонтанов, которые завершается фейерверками.

Внутренний двор дворца

В Зеркальном зале проводят балы, где под классическую музыку профессиональные танцоры вальсируют, как во времена королевских балов.

В залах дворца проводятся выставки современного искусства и живописи прошлых веков. Проводятся фестивали джазовой и классической музыки, рок-фестивали.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Версальский Дворец в Париже – символ величия французской короны

Чем пристальней всматриваешься в историю Франции, тем больше удивляешься желанию королей превзойти предшественников в роскоши. Каждый старался сделать свою резиденцию больше и богаче, тратя просто фантастические деньги на благоустройство, и Версаль во Франции – яркий пример царственного великолепия, от которого захватывает дух.

Читайте также: Как добраться в Версаль из Парижа быстрым способом

Версаль – респектабельный пригород Парижа

Сегодня музей Версаль известен всему миру благодаря Людовику XIII из династии Бурбонов, который пожелал иметь собственное уединенное гнездышко. В 1623 году Жан де Суази продает принадлежащие ему земли королю, на которых из камня, кирпича и кровельного сланца вырастает небольшой охотничий домик из пяти комнат.

Читайте также: Музейная карта Парижа (Paris Museum Pass): вход в музеи

Людовик XIII
Людовик XIII

Видимо, Людовику XIII очень не хватало тишины и покоя, раз он выбрал столь непримечательное место. Французский философ Сен-Симон говорил о нем: «Никогда раньше я не встречал более унылого и бесплодного места – без воды, земли и леса». И правда, вокруг простилались лишь болота и песок, а население было настолько немногочисленным, что в летописях XI столетия поселение упоминается как скромная, ничем не примечательная деревушка, укрытая за холмом, чье название объясняется именем первого феодала-владельца – Гуго де Версалем.

Этот населенный пункт возник лишь потому, что лежал на путь от Нормандии до Парижа, и путникам надо было где-то остановиться для отдыха. Людовику XIII нравилось проводить тут время с друзьями, и позже там, где когда-то стояла мельница, а позже появился Мраморный двор, возник скромный охотничий домик. Тогда сложно было предугадать, что однажды он разрастется и станет называться – дворец Версаль.

Находясь на расстоянии 17,1 км на юго-западе от столиц Франции, ныне Версаль считается важным административным центром департамента Ивелин с населением более 85 900 жителей. Теперь его окружают пышные леса, а удачная планировка, заложенная еще в XVIII столетии, стала образцом для подражания в период застройки Вашингтона.

Первые реформы: от хижины до дворца

Поскольку монархи всегда отличались непостоянством, жаждой перемен, а стремление к роскоши у них в крови, уже в 1632 г. к территории короля присоединяются земли Гонди, что позволяет значительно расширить охотничье поместье. К зданию присоединяется 4 башни, 2 дополнительных крыла и закрывающая вход стена. В качестве оборонительных мер вокруг вырастает стена и появляется ров, и теперь это не просто домик для отдыха, а настоящий укрепленный замок, готовый вскоре превратиться в королевскую резиденцию.

Дворец Версаль в Париже
Дворец Версаль в Париже

Людовик XIV – сын предыдущего монарха, оказался более честолюбивым, и в 1661 г. приступает к реконструкции своего наследия, а затем окончательно переезжает в него. Его стремление проявить себя понятно, ведь слишком долго бразды управления государством находились в цепких руках его матери Анны Австрийской и министра – кардинала Мазарини.

Другая причина, почему король-солнце решает сделать Версальский дворец центром правления страной, это фронда 1648-1653 г.г., после которой монарх почувствовал себя в Париже не слишком комфортно.

Вдохновением на строительство прекрасного королевского дворца послужила шикарная резиденция министра финансов Фуке – Во-ле-Виконт. В 1661 году министра арестовали, его имущество конфисковали, а троица зодчих, работавших над его шато, была нанята Людовиком XIV с условием, чтобы его хоромы стали в сто раз лучше.

Архитектор Версальского Дворца

Луи Лево – архитектор Версальского дворца, занимался внешним видом здания; интерьер внутреннего убранства был поручен Шарлю Лебрену; а Андре Ленотр выступал как мастер по паркостроению (он также работал над Елисейскими полями).

Этот проект оказался для них лебединой песней, поскольку до конца своих дней они занимались тем, что строили и улучшали Версальский Дворец.

Затраты на строительство Версальского Дворца

Столь колоссальный замысел требовал больших человеческих и финансовых жертв. К работам привлекались все свободные руки, в том числе крестьяне, солдаты и моряки из всех прилегающих территорий. Чтобы увеличить количество строителей, на время возведения шато запрещались любые другие стройки, и это обеспечило более 30 000 людей на площадке.

Читайте также: Музей Родена в Париже, история, фото, как добраться

Что касается денег, то потраченная на замок сумма шокирует – почти 26 млн. ливров, что соответствовало 10 521 867 кг серебра, а в пересчете на современные деньги это около 259,56 млрд. евро. При этом для короля все материалы продавались по исключительно низким расценкам, а если исполнители выходили за границы сметы, им не оплачивали разницу.

Строительство Версальского Дворца

Временами стройка затихала, но ненадолго, и Людовик снова направлял свой взор на будущий дворец, желая скорее закончить грандиозный проект. До 1682 года он постоянно переезжает между Лувром и Версалем, пока не решает полностью перебраться в новую резиденцию со всем двором.

Строительство Дворца
Строительство Дворца

Это решение продиктовано несколькими причинами. Во-первых, король-солнце понимал, что предотвратить заговор в зародыше можно, лишь держа аристократическую верхушку на глазах. Во-вторых, в Париже постоянно происходили волнения, и пребывание там становилось опасным. В-третьих, роскошные хоромы демонстрировали всему миру Францию, как главного игрока на военном, политическом и культурном поле.

Этапы строительства обозначены периодами войн. Первая фаза перестроечных работ длилась с 1664 по 1668 года, когда развязалась война с Испанией. К этому моменту дворец был способен принимать до 600 персон.

В 1669 г. после битвы за Нидерланды начался второй трехлетний период благоустройства: меняется центральная часть – бывший охотничий домик, и переделываются прилегающие территории. Южное крыло переоборудовано под покои королевы Марии Терезии, и практически идентично северному крылу короля-солнце, а западная зона стала террасой. Также была предусмотрена октагональная ванна для купания и детские комнаты на верхних этажах.

В 1678 г. завершается Голландская войны, и начинается третья часть работы над дворцом вплоть до 1684г. В это время западная терраса превращается в Зеркальную галерею, соединяя отдельные покои венценосной четы. Ее отличает настоящий шик и богатство оформления даже сегодня, хотя большая партия декора была продана еще в 1689 г.

История Версальского Дворца
История Версальского Дворца

Появляются новые пристройки для принцев и дворян, а в двух огромных залах размещается оранжерея. Этот этап в строительстве также отмечен тем, что прилегающие земли постепенно превращаются в прекрасные сады Версаля.

1682 г. становится годом официальным переездом королевского двора в новую резиденцию, и это повлекло за собой рост населения пригорода, улучшение его благополучия.

До 1699 г. строительство замерло, поскольку предыдущие военные кампании и этапы работы проели в государственном бюджете солидную дыру. Чтобы поддержать Девятилетнюю войну, которая длилась до 1710 г., пришлось продать некоторые элементы роскошного декора, но после ее завершения Людовик XIV приступает к четвертой стадии обустройства.

Эта пора отмечена возведением очередной часовни, ставшей пятой на территории Версаля. Отличаясь от остальных прямоугольной формой и высотой, она меняет фасад основного здания, вызывая критику окружения. Однако впоследствии именно она превратилась в наиболее интересный элемент архитектурного комплекса.

Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV

К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.

Версаль
Версаль

Влияние революции и время Первой империи

В начале октября 1789 г. под предводительством Лафайета национальная гвардия и толпа народа ворвалась в Версальский дворец с требованием изгнать королевскую семью и Национальное собрание в Париж. Дабы не накалять страсти еще больше, верхушка страны подчиняется, перебираясь в Лувр и Тюильри, а Версаль теряет статус административно-управленческого центра и опечатывается.

Версаль в Париже (Франция)
Версаль в Париже (Франция)

С этого момента начинается упадок замка. Пока Людовик XVI и Мария-Антуанетта находятся под стражей в ожидании исполнения приговора, согласно составленному плану по избавлению от роскоши и использованию строения под нужды новой власти идет обычное мародерство.

Многие предметы внутреннего убранства просто растащили, пока не был установлен контроль. После этого часть предметов отправили на аукцион, другие на выставки.

Раздумывая над судьбой дворца, его предлагали сдавать в аренду или продать, но в итоге решили оставить под управлением республики, и пока не придумали ему лучшее предназначение, сюда свозили предметы искусства, которые позже пополнили запасники разных музеев.

Читайте также: Музей Лувр в Париже, интересные факты, билеты, точный адрес

И все же отдельные элементы декора продолжали исчезать со стен некогда роскошного особняка – их продавали, чтобы наполнить государственную казну.

Здание бывшего королевского особняка переживало период декаданса, пока не привлекло внимание Наполеон I, вернувшего ему статус резиденции, но теперь уже императора.

В 1806 г. он отдает распоряжение архитектору Жаку Гондуэну заняться восстановительными работами, однако оба его проекта Бонапарт отклоняет, и только в 1808 г. заново воссоздаются золотые и зеркальные панели, а из Фонтебло и Лувра свозится мебель.

Версаль получает статус музея

Когда в 1814 – 1815 г.г. и к власти вновь приходит династия Бурбонов, на трон садится последний французский король – Луи-Филипп I, имевший несколько прозвищ: «король-гражданин», «король-буржуа», а под конец «король-груша». Он превращает построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец в музей, в котором выставляются исторические ценности, картины со сценами баталий, портреты и бюсты.

Дворец Версаль (Париж)
Дворец Версаль (Париж)

Но коварное время приготовило еще несколько потрясений, которые с высоты пройденных лет в полотне истории выглядят эффектным дополнением. Так, когда Франция оказалась проигравшей стороной во Франко-прусской войне, немецкая армия разместилась во дворце штабом (1870-1871 г.г.), а дабы еще больше унизить французов, 18 января в Зеркальной галерее объявила о Германской империи, и ее кайзере – Вильгельме I. Но уже в феврале, в этой же галерее подписывается мирный договор, а еще спустя месяц в Версаль вернулось французское правительство, чтобы обосноваться тут до 1879 года.

Однако нанесенная обида не забылась, и чтобы вернуть «должок», по окончанию Первой мировой Зеркальная галерея выбирается не зря, чтобы заключить с побежденной Германией предварительное перемирие и Венской договор. Местом примирения франко-немецких сторон Версальский дворец во Франции послужил и после Второй мировой.

С 1952 года начинается его глобальная реставрация, на которую правительство выделило 5 млн. франков, а также объявило по всем средствам связи о поиске меценатов и выступило с призывом к добровольным пожертвованиям граждан. В 1979 г. архитектурный комплекс становится частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 г. вводится должность Президента Версальского дворца, которую занял министр культуры Жан-Жак Айагон.

Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка

С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.

Внешняя архитектура Версаля
Внешняя архитектура Версаля

Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.

Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.

Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.

Зеркальная комната в Версале
Зеркальная комната в Версале

Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.

Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.

Спальня короля Версаль
Спальня короля Версаль

Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.

Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.

Залы Версальского Дворца

В особняке расположено несколько интересных залов, например, Зал Войны, где можно увидеть полотна, повествующие о былых эпических битвах.

Недалеко от входа находится Королевская капелла. Ее пол украшает фамильный герб, выложенный цветным мрамором, а вокруг алтаря стоят скульптуры древнегреческих богов из бронзы. Верхний ярус капеллы занимала венценосная семья, а нижний – придворные. После службы король удалялся в одну из палат, открытых сегодня любопытным посетителям.

Зал Аполлона (или Тронный)
Зал Аполлона (или Тронный)

Зал Аполлона (или Тронный) – тут принимались послы, по вечерам проводились праздники или театрализованные представления с музыкальным сопровождением, в которых монарх нередко принимал участие.

В Зале Дианы обычно играли в бильярд. Салон Изобилия служил буфетной, выставкой королевской коллекции монет и полотен Карачи, Веронезе и Тициана, а в Зале Венеры главным экспонатом является изваяние Людовика XIV.

Зал Дианы
Зал Дианы

Интерес вызывает также салон «Бычий глаз». Столь неблагозвучное название получила комната с проемом, по виду напоминающим орган зрения быка. Он служил окном, через которое придворные могли наблюдать за монархом в его апартаментах.

Салон Бычий глаз
Салон Бычий глаз

П-образную форму имеет оранжерея, спроектированная Ардуэном-Мансаром, где работало больше 200 садовников, ухаживая за плодоносящей экзотикой, среди которой было 3 000 гранатовых, мандариновых и апельсиновых деревьев.

В определенное время для осмотра интерьера доступна Королевская Опера, но это зависит от расписания концертов. Есть и другие помещения, куда можно попасть только в сопровождении гида.

Версальский Дворец внутри

Большой и Малый Трианон в Версале

Музей Версаль имеет два обособленных дворца. В Большом Трианоне более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоемами. Он служил покоями королю и его семье, где они могли чувствовать себя более фривольно, не придерживаясь строгого этикета.

Большой Трианон
Большой Трианон

В свое время тут гостили: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и другие политические особы.

Малый Трианон был своего рода женской территорией. Уютный двухэтажный особняк изначально обживала фаворитка короля Возлюбленного – мадам Помпадур. Это единственная женщина, которой было позволено провести свои последние дни в Версале. Людовик действительно был привязан к ней, и когда она умерла от болезни легких, он провожал ее, стоя на одном из балконов дворца под проливным дождем.

Малый Трианон
Малый Трианон

Его прощальными словами к ней были: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам».

Позже Малый Трианон заняла Дюбарри и, наконец, Мария-Антуанетта. За исключением спальни, в этой части особняка более скромное убранство, но зато был свой театр, где ставились постановки с участием королевы. Теперь ее превратили в музей Марии-Антуанетты с оригинальными личными и интерьерными предметами, и только некоторые воссозданы декораторами.

Деревня Марии-Антуанетты

У власть имущих свои причуды, и у Марии-Антуанетты это была небольшая деревенька прямо на территории Версаля возле своего дворца. Имея много свободного времени, она забавлялась тем, что доила коров, пропалывала грядки, кормила птицу или украшала животных цветными лентами.

Деревня Марии-Антуанетты
Деревня Марии-Антуанетты

Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур, а еще заселено 12 домов, причем «крестьянам» строго приказали соблюдать пасторальный внешний вид.

Эта деревенька воссоздана вместе с животными, и открыта для посещений.

Сады и парк Версаля

Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.

Парки Версаля
Парки Версаля

Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.

Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.

Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.

Аполлон управляет колесницей
Аполлон управляет колесницей

Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.

На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.

Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.

Фонтаны Версаля
Фонтаны Версаля

Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».

Мероприятия Версаля

Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.

Бал в Версале
Бал в Версале

После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.

Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.

Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.

Предлагаемый сервис

Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.

Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.

Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.

Читайте также: Музей д Орсе в Париже, самое интересное, точный адрес, фото

Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.

Билеты в Версаль

Билеты в Версаль для осмотра фермы, Шато и Трианонов – 18 евро, с работающими фонтанами – 25 евро.

Покупайте билеты в Версаль по низким ценам здесь

Билет на два дня с полным посещением всех достопримечательностей – 25 евро, с работающими фонтанами – 30 евро.

  • Шато – 15 евро.
  • Ферма и Трианоны – 10 евро.
  • Парк без работающих фонтанов – вход свободный, с фонтанами – 9 евро.
  • Бал и вечернее шоу с фонтанами – 39 евро.
  • Только вечернее шоу – 24 евро.
  • Только бал – 17 евро.
  • Бесплатный вход для детворы до 5 лет.

Льготами пользуются студенты, особы с ограниченными возможностями и дети 6-17 лет.

Приобретение карты «FORFAIT LOISIRS» позволит вам бесплатно перемещаться на общественном транспорте и послужит входным билетом во дворец Версаль и его парковую часть.

На заметку: делать видео и фотосъемку можно только после дополнительной оплаты.

Часы работы Версаля

  • Садово-парковая зона открыта 8:00-18:00 (в напряженный туристический сезон 7:00-20:30)
  • Ферма и Трианоны – 12:00-17:30 (18:30)
  • Шато – 9:00-17:30 (18:30)
  • Закрыто по понедельникам, 1 мая, 1 января и 25 декабря

Панорама Версаля

Из Парижа в Версаль самостоятельно

Выбирая день для посещения дворца, надо учитывать, что особенно многолюдно тут по выходным. Во вторник тоже высокая посещаемость, поскольку в большинстве музеев он выходной, и люди съезжаются сюда. Также, дабы избежать больших очередей, лучше отвести для экскурсии раннее утро или время 15:30-16:00.

Добраться до Версаля самостоятельно лучше всего из Парижа, поскольку он находится от него ближе всего и имеет развитую транспортную сеть.

Из Парижа в Версаль на поезде (маршрут)

Самый популярный способ – электричка RER, которая по ветке С доставит до станции Versailles Chateau Rive Gauche, а оттуда до комплекса 10-15 мин. пешком.

Добраться до королевской резиденции можно и с железнодорожного вокзала Сен-Лазар в Париже за 3,5 евро. Поезда SNCF доставляют пассажиров до станции Versailles Rive Droite, от которой до дворца 17 минут пешком.

С железнодорожного вокзала Париж Монпарнас поезда SNCF отправляются каждый час на станцию Versailles Chantiers, затем до замка пешим ходом 18 минут.

Из Парижа в Версаль на автобусе (маршрут)

Точки Версаль – Париж объединяет и прямой автобусный рейс № 171 с конечной остановки метро по линии 9 – Pont de Servres. На дорогу уйдет примерно полчаса, а билет стоит 1,5 евро.

Воспользуйтесь трансфером от Эйфелевой башни до Версаля со вторника по воскресенье. Экспресс отправляется ежедневно, а чтобы забронировать билет, предлагается посетить сайт компании «Версаль Экспресс».

Кроме этих предложений туда ходят и другие автобусы-шатлы от разных турагентств, а ознакомиться с предложениями можно на официальном сайте королевского дворца.

Из Парижа в Версаль на автомобиле (маршрут)

Любители путешествовать автомобилем, чтобы добраться до места, должны ехать по магистрали А13, задав GPS координаты: 48 градусов, 48’17N и 2 07’15E.

Другой путь – бесплатная дорога №12 (не пропустите съезд 1-4 с указателем на Версаль), или дорога №10, которая приведет к самому архитектурному комплексу.

Для более комфортной поездки предлагаем взять дешевое такси:

Платные стоянки в парке возле Большого канала и обоих Трианонов доступны 9:00-16:50 (в повышенный сезон до 17:50). Въезд через ворота Королевы. Бесплатно стоянка для инвалидов при предъявлении соответствующего документа.

Версаль на карте

Контактная информация

Адрес: Place d’Armes, 78000 Версаль, Франция
Телефон: +33 01 30 83 78 00
Сайт для заказа трансфера Версаль Экспресс: www.versaillesexpress.com
Официальный сайт Версаля: http://www.chateauversailles.fr/

Источник: paris-life.info



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.