Сами римляне рассказывали об основании своего города красивую легенду. Что в городе Альба-Лонге случилась политическая интрига – царя Нумитора свергнул его брат. А его дочь, Рею Сильвию, определили в весталки, чтоб уж точно никаких наследников у нее не было. Но к прекрасной весталке начал являться ночью сам бог Марс, от которого она и родила двоих сыновей – Ромула и Рема.

Вместо того, чтобы попросту убить их, злой царь Амулий отправил детей по Тибру в плетеной корзине. Их прибило к берегу, и они выжили – выкормила их волчица, а воспитали дятел и чибис. Характер, впрочем, у детей в результате получился несколько звериный. Когда они выросли и решили основать город, они крепко поспорили о том, на каком конкретно месте строить, и брат Ромул убил брата Рема.

Разумеется, городу нужно население. У Ромула с Ремом было всего несколько спутников. И когда оказалось, что народу совсем мало, Ромул объявил, что гражданином нового города может стать кто угодно. Пришельцы могли селиться на Капитолийском холме.


В результате в новом городе собралось много сброда, от авантюристов до беглых рабов. И в основном это были мужчины, которым категорически не хватало женской ласки. Тогда они позвали к себе в гости соседей-сабинян, и отбили у них женщин. Когда сабиняне попытались через год вернуть своих женщин обратно – те вышли на поле боя с латинскими младенцами на руках. Пришлось мириться. После этого жизнь в городе потекла более цивилизованно, латины помирились с сабинами, и некоторое время объединённым народом – квиритами – правили оба царя, и латинский Ромул и сабинский Тит Татий.

Сами римляне эту легенду любили. Даже точную дату основания города знали — 21 апреля 753. Дату они вычислили уже в I веке до нашей эры. Ученый-энциклопедист Варрон использовал списки консулов и существующие исторические сочинения. Проверить дату, разумеется, было невозможно, но день рождения Рима отмечается до сих пор. «Дом Ромула» тоже некоторое время сохранялся – римляне могли показать его еще в IV веке до нашей эры. Он был круглым, а не квадратным – самые первые жилища римлян действительно были именно такими.

На Капитолийском холме стояла статуя волчицы, которая упоминается с V века до нашей эры. На свадьбах римляне «похищали» невест, памятуя о том, что первые римлянки были когда-то похищены.


Потом легенда была расширена и дополнена. Нужно было возвести свое происхождение не к царям какой-то там Албы-Лонги, а к какому-нибудь легендарному герою. В качестве такого героя был выбран Эней. Поэт Вергилий собрал и обработал легенды об Энее в поэму «Энеида». Согласно этим легендам, после троянской войны Эней со спутниками высадился на Апеннинском полуострове. Римский холм Палатин был назван в честь одного из них, а Рея Сильвия объявлялась то ли дочкой, то ли внучкой самого Энея.

Что же из этих легенд правда, а что истина? Согласно археологическим данным, Рим появился гораздо раньше своего легендарного основания. Самые первые следы жизни людей на окрестных холмах датируются восьмым веком до нашей эры. А в IX веке уже существовал торговый брод через Тибр и деревня вокруг него.

Археологические данные вполне подтверждают легенду о сабинянках. Изначально, в IX-X веках здесь действительно было два поселения – латинское и сабинское, на холмах Палатин и Квиринал. Впоследствии они слились в одно.

Что касается Энея, то и его историю римляне не придумали, а заимствовали у этрусков. Легенда о герое, который долго странствует, а потом все-таки приплывает к берегу, где его ждет новый дом, скорее всего, действительно доносит до нас память о скитаниях этрусков. По ряду версий, этруски не являются коренным населением Италии, а некогда переселились сюда из Малой Азии, возможно действительно из тех мест, где когда-то была легендарная Троя.

Так или иначе, мы видим, что римляне не фантазировали: их легенды действительно хранят отголоски реальных событий.


Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев

Источник: zen.yandex.ru

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

Основание Рима

Рим дата основания

Реальные подробности возникновения Рима и раннего периода его развития теряются во мраке веков, который, вероятно, уже никому не удастся рассеять.


Однако позже, когда Рим стал величайшим городом в мире, римские историки сочинили множество красивых легенд о том, как он был основан и какие события за этим последовали. Эти истории полностью вымышлены и не имеют исторической ценности. Но они известны всему миру, поэтому я буду пересказывать их, время от времени напоминая, что это всего лишь мифы.

Когда римляне складывали свои легенды, греческая цивилизация давно уже миновала период расцвета, но все еще вызывала всеобщее восхищение своими прошлыми достижениями. Самым крупным событием начального периода греческой истории была Троянская война, и именно с этой войны, по утверждению создателей римских легенд, и начинается история Рима.

Во время Троянской войны греческая армия пересекла Эгейское море и высадилась на северо-западном побережье Малой Азии, где стоял город Троя. После длительной осады греки захватили его и сожгли.

Из горящего города удалось спастись (как гласит легенда) самому храброму из троянских героев, Энею. Вместе со своими товарищами он отплыл от берегов Малой Азии на двадцати судах и отправился на поиски земли, где можно было бы основать новый город, взамен разрушенного греками.

После многочисленных приключений он высадился на северном берегу Африки, где царица Дидона только что построила Карфаген. Дидона влюбилась в красавца Энея, и он уже подумывал о том, чтобы остаться в Африке, жениться на царице и стать правителем Карфагена.


Однако, согласно легенде, боги знали, что Энея ждет другая судьба. Они послали гонца, чтобы он передал ему их веление покинуть Карфаген, и Эней (всегда послушный воле богов) поспешно, даже не предупредив Дидону, отплыл на север. Бедная царица, узнав о бегстве Энея, в отчаянии убила себя.

Эта часть легенды об Энее необычайно романтична, и римлянам, должно быть, очень нравилось, что она связывала Рим с Карфагеном. Через несколько веков после смерти Дидоны два города столкнутся в смертельной схватке, пока, наконец, Карфаген не падет, и история о том, что первая его правительница умерла от любви к предку римлян, будет вполне соответствовать сложившейся ситуации. Римляне станут гордиться, что Карфаген потерпел поражение не только в любви, но и на поле брани.

Однако, даже если бы Эней и Дидона и существовали на самом деле, все равно того, что описано в легенде, случиться не могло. Троянская война приходится на 1200 г. до н. э., а Карфаген был основан почти четыре века спустя. Это все равно как если бы нам предложили поверить, что Колумб по пути в Америку завернул в Англию и влюбился в королеву Викторию!

Однако вернемся к нашей легенде. Эней, покинув Карфаген, пристал к юго-западному берегу Италии, где правил царь по имени Латин, от которого, как полагают, и произошло название области, народа, ее населявшего, и его языка.

Эней женился на дочери Латина (первая его жена погибла в Трое) и после короткой войны с соседними городами утвердился в роли правителя Лация. Сын Энея, Асканий, основал тридцать лет спустя город Альба-Лонга, и его потомки правили в нем как цари.


Но мифическая история на этом не кончается. Последнего царя Альба-Лонги, если верить ей, лишил трона его младший брат. Дочь этого царя родила близнецов, которых узурпатор повелел убить, опасаясь, что, став взрослыми, они заявят свои права на престол. Младенцев положили в корзинку и бросили в Тибр. Узурпатор поступил так, чтобы никто не смог обвинить его в убийстве, ведь царевичи погибнут не от его руки.

Но корзину прибило к берегу в четырнадцати милях от устья реки, у подножия холма, который позже назовут Палатином. Здесь их нашла волчица и выкормила. (Эта часть легенды самая невероятная, но зато и самая известная. Она очень нравилась римлянам более поздних времен, поскольку свидетельствовала о том, что их предки впитали в себя волчью храбрость и мужество, что называется, с молоком матери.)

Некоторое время спустя близнецов нашел пастух, забрал их у волчицы, принес домой и воспитал как своих сыновей, назвав Ромулом и Ремом.

Став взрослыми, братья подняли восстание против царя-узурпатора, лишили его власти и вернули трон законному властителю, своему деду. После этого они решили построить на берегах Тибра свой собственный город. Ромул хотел, чтобы он вырос на Палатинском холме, в том самом месте, где их нашла волчица. Рем же предложил построить город на Авентине, расположенном примерно в полумиле к югу от Палатина.


Братья решили спросить совета у богов. Ночью каждый из них поднялся на избранный им холм и стал ждать знамения, которое принесет рассвет. Как только лучи восходящего солнца осветили небо, Рем заметил шестерых орлов (или коршунов), пролетевших над ним. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Ромул увидел двенадцать птиц.

Рем утверждал, что победил он, поскольку его коршуны появились раньше; Ромул же со своей стороны доказывал, что победа принадлежит ему, ибо его птиц было больше. Разгорелась ссора, во время которой Ромул убил Рема и принялся возводить на Палатине стены нового города, где он собирался править и который назвал в свою честь Римом. (Конечно же имя Ромул могло быть придумано и позже, в честь основателя Рима, ибо Ромул означает «маленький Рим».)

Датой основания Рима по традиции считается 753 г. до н. э, и здесь мы ненадолго прервем свой рассказ, чтобы выяснить, как в древности велось летосчисление.

В ту пору не существовало единой системы летосчисления — каждая область имела свою систему. Иногда год назывался по имени правителя — говорили, например, что это случилось в тот год, когда правил Кирений, или — на десятом году царствования Дария.

В конце концов наиболее развитые народы решили принять за точку отсчета какую-нибудь важную дату своей истории. Римляне такой точкой отсчета выбрали год основания Рима. Они говорили, скажем, 205 лет «Ab Urbe Condita», что означает «от основания города». Мы записали бы этот год как 205 г. AUC (а римляне — как CCV auc).


Другие города и народы использовали иные системы летосчисления, что очень сильно затрудняет датировку событий древних времен. Однако, если мы встречаем одно и то же событие, зарегистрированное в двух различных странах в двух различных системах летосчисления, то появляется возможность связать между собой эти системы.

Современный цивилизованный мир ведет отсчет лет от Рождества Христова, и когда мы говорим, к примеру, о 1863 г. н. э., то это означает 1863 г. н. э., или от Рождества Христова.

Примерно в 535 г. н. э. сирийский ученый Дионисий Малый доказал, что Христос родился в 753 г. AUC (или через 753 года после основания Рима). Мы знаем сейчас, что он ошибся по крайней мере на четыре года, ибо Иисус родился, когда царем Иудеи был Ирод, а Ирод умер в 749 г. AUC. Тем не менее, дата Дионисия была принята.

В наше время мы говорим, что Иисус родился в 753 г. AUC и называем этот год 1 г. н. э. Это означает, что Рим был основан за 753 года до Рождества Христова, или в 753 г. до н. э.

Все другие даты до Рождества Христова, включая приведенные в этой книге, записываются аналогичным образом[1]. Очень важно помнить, что даты событий, происшедших до н. э., идут в обратном порядке, поэтому чем меньше число, тем позже произошло событие. Так 752 г. до н. э. идет после 753 г. до н. э., а 200 г. до н. э. был на сто лет позже 300 г. до н. э.

Имея это в виду, вернемся в 753 г. до н. э. и посмотрим, что представлял собой мир, в котором возник Рим.


В тысяче двухстах милях к юго-востоку от него под властью царя Иеровоама II процветало Израильское царство, а еще дальше к югу набирало силы Ассирийское царство, которому вскоре предстояло создать могущественную империю, охватывавшую значительную часть Западной Азии. Египет переживал период упадка государственной власти и менее через столетие ему было суждено оказаться под властью Ассирии.

Греция же только-только возрождалась после тяжелых времен, последовавших за вторжением варваров в 1000 г. до н. э. Олимпийские игры были учреждены (согласно более поздним греческим преданиям) всего за двадцать три года до основания Рима, и Греция только начинала расширять свою территорию и колонизировать побережье Средиземного моря, включая Сицилию и южную Италию.

Ни израильтяне, ни египтяне, ни греки не подозревали о том, что на никому не известном холме в Италии возникло маленькое поселение. Однако ему суждено было стать центром империи, которая далеко превзойдет Ассирию своим могуществом и на много веков подчинит себе эти народы.

Источник: history.wikireading.ru

                                  Рождение и детство


Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

                                                  Основание Рима

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку — он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Как сообщает Плутарх, попытку вычисления дат рождения Ромула и Рема и основания Рима астрологическими методами предпринял по просьбе своего друга Варрона астролог Тарутий. Он решил, что братья были зачаты в день солнечного затмения 24 июня 772 г. до н. э. в 3-м часу после восхода и появились на свет 26 марта 771 г. до н. э., а Рим был основан 4 октября 754 г. до н. э.

                                           Ромул — царь Древнего Рима

Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима — против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе — в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.

Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.

                                    Устройство Ромулом римского государства

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие — куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий — курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям — быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. Ромул счел целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведет войско за его пределы. Каждой из трех триб он предписал выбрать трех человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трех самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.

                                              Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

— Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.

Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н.  э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н.  э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.

                                  Аналогии в мифологиях других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса.

Источник: www.sites.google.com


Categories: Дата

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.