Первоначально город именовался Переяславлем. Его рождение относится к периоду становления феодального общества. Он вырос в центре древнего земледельческого района на р. Оке. Земли вокруг были плодородны, луга обильны, леса полны зверем, а воды — рыбой. Город стоял в окружении древнейших поселений. Территориально близки к Переяславлю Льговское и Глебовское городища, летописная Казарь, Вышгород. Известны стоянки человека в Дубровичах, Алеканове, Шумаши. На территориях названных древних поселений археологи обнаружили многочисленные предметы земледелия, охоты, рыболовства, ткачества, железоделательного и бронзового ремесел. Ока на протяжении многих веков была главнейшим путем древности, соединявшим Восток и Европу. Она связывала Переяславль с другими землями Руси, а также с Византией и азиатским Востоком.


некоторых источниках есть прямые свидетельства о существовании перехода с Оки на Дон в районе Переяславля-Рязанского. Возможно, этому обстоятельству и обязан своим рождением древний Переяславль. Среди находок по берегам Оки есть серебряные гривны и дирхемы, византийские монеты, Особенно много кладов арабских монет найдено на острове между Трубежом и Окой у села Борки. Видимо, здесь существовало крупное торговое поселение, которое ведет свою родословную со времен мезолита. Во всяком случае, еще к ХVI в. немецкий дипломат и путешественник Герберштейн в «Записках о московитских делах» упоминает этот остров с независимым владетелем близ крепости Ярослава (Переяславля) ориентировочно в VII-ХIвв., т. е. в период наиболее активного развития торговли на Средней Оке с Арабским Востоком. Остров Борки соседствовал с хорошо защищенным мысом высокого берега р. Трубеж в районе современного Борисоглебского собора. Здесь укрывалось население в случае военной опасности. Город развивался еще на одной круче над Трубежем — верхушке современной кремлевской территории, — районе колокольни и Успенского собора. Именно этот район был наиболее надежным убежищем для горожан. Затем он поглотил всю площадь кремля между Трубежем и Лыбедью. Древние части города взаимосвязаны. Когда пришло время воздвигать первую каменную и самую большую башню кремля, назвали ее Глебовской, ибо смотрела она на городок в районе Борисоглебского собора.


Во второй половине Х в. земли по Оке в результате войн князя Святослава с Хазарским каганатом стали принадлежать Киевскому государству. Затем, в эпоху феодальной раздробленности, земли по Средней Оке вплоть до Мурома вошли в состав Черниговского княжества. В конце ХIв. в борьбу с черниговскими князьями за влияние в Поочье включились владимирские князья. К этому времени относится первое письменное свидетельство о городе Переяславле-Рязанском. В рукописи следственной псалтыри 1570 г., написанной попом Ильинской церкви Марком, читаем: «В лето 6603 (1095) заложен бысть град Переяславль-Рязанский около церкви святого Николы Старого». Запись имеет характер позднейших припоминаний и далее сообщает, что закладка города произошла у о.Быстр (возможно, название о.Быстрое), у места сечи, «какой не бывало в русской земле».

Церковь обычно строится у поселения. Действительно, археологи находят здесь культурный слой значительного поселения ХIIв. Запись дает первые сведения о топографии города и больших военных событиях, связанных с ним. Местоположение Переяславля — второй столицы Рязанского княжества — отвечало всем необходимым требованиям. Наличие в округе плодородных почв, неприступность для врагов, возможность торговых связей с другими землями — все это предопределяло возрастающее значение города.


енно здесь, на круче у Трубежа, начал развиваться город, который объединил остальные поселения. Важнейший памятник рязанской письменности «Рязанские достопамятности», составленный в конце ХVIII в. И. С. Алекринским на основании древних актов и грамот, сообщает о новой закладке г. Переяславля у о. Карасево в 1208 г., очевидно после пожара. Постепенно, по мере развития города, озера Быстрое и Карасево были засыпаны. Но и сейчас весной устье Лыбеди, разливаясь, почти точно отмечает границы старого о. Карасево. А из кремлевского холма под восточной частью краеведческого музея сочится вода, возможно, это источники бывшего о.Быстрое. Жилища простых горожан представляли собой четырехугольные, почти квадратные, рубленные клети, с дощатыми полами и глубокими подпольными ямами. Форму клети носили и другие хозяйственные постройки. Средневековый город, стесненный крепостными стенами, был застроен чрезвычайно плотно. Почти во всех раскопках встречаются бревенчатые мостовые — показатель определенного городского благоустройства.

Достоинства местоположения Переяславля хорошо оценила церковь. Сюда в конце ХIII в. перешла епископская кафедра из разрушенной столицы — Рязани. Церковники явились, конечно, не на пустырь, открытый для нападений. Епископам было что оберегать. В 1828г. в районе Борисоглебского собора был найден клад примерно в 80кг серебра. По документам ХVII-ХVIII вв. в районе Борисоглебского собора сохранялись земляные валы. Именно этот собор столь счастливо расположенного города стал с конца ХIII в. кафедрой рязанских епископов.


В эти сложные времена внутренних междоусобиц и внешних войн особую заботу проявляли рязанцы о своей крепости. Литовские летописи подчеркивают, что главный город княжества расположился «в прирожденном месте оборонном», укрепления которого производят «впечатление столичного замка». Первоначально кремль Переяславля-Рязанского занимал небольшую территорию. Озеро Быстрое и искусственный земляной вал отделяли княжескую и боярские резиденции от небольшого тогда посада. Там же в районе Рязанских ворот располагался древний торг. По сохранившимся архитектурным сооружениям можно проследить дальнейший рост кремля. По границам города обычно располагались монастыри. В сторону основанного в ХIV в. Спасского монастыря город развивался в южном направлении. В ХV в. основывается Духовской монастырь, который точно обозначил самый северный выступ кремля. Рязанский кремль окружала цепь более далеких форпостов: на западе — Троицкий монастырь на р. Павловке, на севере — Солотчинский монастырь, основанный еще при Олеге Ивановиче. Таким образом, это была по тем временам сильная система укреплений. В 1460 г. хан Большой Орды Ахмат,подойдя к Переяславлю, вынужден был отойти, так и не взяв город. В это время уже существует Верхний посад на западе от кремля. Здесь стоял острог вокруг слободы епископа и старого Борисоглебского собора. При князе Федоре Олеговиче (1402-1417)началась застройка Рязанского кремля каменными зданиями. Был возведен первый каменный Успенский собор. От него сохранились лишь апсиды белокаменной кладки ХVв., расчищенные сейчас для обзора зрителей (апсиды современного Христорождественского собора).


К ХIVв.Переяславль-Рязанский успешноразвивается как торгово-ремесленный центр. В источниках упоминается его посад.В договоре 1496г. называются люди, которые «рвут в городе Переяславле и на посаде». В том же договоре упомянуты «ловчие, городские рыболовы, истобники, псари, подвозники меховые, кормовые, медевые, ястребьи, садовники, гончары, неводчики, бобровники и иные люди деленые». Здесь, несмотря на довольно обширную номенклатуру, конечно же многих специальностей не хватает. Это естественно. В договоре речь идет о людях, лично обслуживавших княжеский двор. В грамоте не показаны черная и другие слободы, например митрополичья. В одной из грамот упоминаются повинности, которые выполняло все население, кроме церковных слобод: «грады и крепости делать» и «мостить мосты». В крупной крепости, конечно, должны были быть строители-профессионалы, люди, которые планировали и осуществляли инженерное руководство, а также большое количество плотников из окрестных деревень и из самого города.


роительство городских храмов также предполагало наличие мастеров-строителей, разнообразных ремесленников, кузнецов, резчиков по дереву, каменотесов. Иконники выполняли заказы на местные образа, ремесленные умельцы отливали колокола, грамотеи переписывали книги. Переяславль вел значительную торговлю. Ее развитие было объективной предпосылкой возникновения договорных условий. В московско-рязанских договорах имеются свидетельства о значительных и давних торговых связях. В договорах указывалось на сбор таможенных и проезжих пошлин по давно установленной норме на старых заставах. Князья обязывались не устраивать новых застав и не увеличивать традиционные размеры сборов с купцов и товаров. «Мыты держати давнии и пошлый, а не пошлых мытов не замышляти», — говорилосьв договоре 1382г. между московским князем Дмитрием Донским и Олегом Ивановичем Рязанским.

В транзитной торговле Северо-восточной Руси и Востока Переяславль играл ведущую роль. Венецианский посол Амброджо Контарини описывает сухопутный путь к персидскому шаху через рязанские земли, а затем вдоль Волги на Астрахань. Путь в Константинополь из Москвы проходил через Переяславль-Рязанский по Дону на Азовское море, а затем через Керченский пролив по Черному морю. В ХV в. рязанские князья все больше попадали к зависимость от Москвы.


1456г. после смерти Ивана Федоровича сын его отдан был на воспитание в Москву. В Переяславле-Рязанском находились в это время наместники московского князя. Лишь в1464 г. Иван III отпустил рязанского князя Василия на великое княжение, женив его на своей сестре Анне. Именно в это время крепость Переяславля была расширена до современных пределов кремля, т. е. она заняла всю территорию холма, ограниченную Трубежем и Лыбедью, соединенными глубоким рвом. На земляном валу воздвигаются деревянные стены. Юридически Рязанское княжество оставалось самостоятельным до начала ХVIв.

Последний рязанский князь, Иван Иванович, за попытки привлечь крымского хана для решения рязано-московских споров и усиления своей самостоятельности был вызван и задержан в Москве еще в 1516г. Воспользовавшись набегом Мухаммеда-Гирея, последний рязанский князь бежит из Москвы, скрывается в районе с. Шумашь, а затем перебирается в Литву, где и умирает в 1534 г. Уже в 1521 г. Переяславлем-Рязанским управлял наместник московского князя Хабар Симский, известный своими ратными заслугами. Он успешно отразил нападение крымских татар, отнял у них грамоту с обязательствами московского князя Василия о выплате Крыму русской дани. На колокольне Успенского собора в Рязанском кремле в чугуне отлиты слова Н. М. Карамзина об этом событии: «На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами, с которых в 1521 году окольничий Иван Хабар Симский, сын воеводы Василия Образца, посредством пушкаря Иордана поразил татар крымского хана Магмет -Гирея.


прежде сего поражения, Хабар взял у хана грамоту князя Московского… за что дали ему сан боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам». В составе единого Русского государства Переяславль превращается в крупный военно- оборонительный город, защищавший Москву от нападения с юга. Он стал началом мощной оборонительной засечной линии, протянувшейся от Переяславля-Рязанского до Тулы и Козельска. Кремль неправильной четырехугольной формы, искусственно поднятый над остальной территорией города, защищали 12 башен. Основные ворота города были укреплены каменной Глебовской башней. На городской стене у башни висел колокол, оповещавший об опасности горожан и окрестное население. Был он гулок и весил 11 пудов.

Именно с этой башни расстрелял пушкарь Иордан татарское войско в 1521 г. Это самая крупная башня города. Над глубоким рвом, наполненным водой, на сохранившемся сейчас земляном валу возвышалось еще три башни. Город опоясывали стены пятиметровой высоты, срубленные из дуба. В верхней части стены имели выступ — облом, внизу которого было пространство для поражения врага непосредственно под стеной. Сзади стен и в башнях строились мостки для защитников города, а тесовая крыша защищала их от стрел сверху. Четыре башни по углам города были восьмиугольные, глухие: в ширину и длину они достигали 8-10 м. Позднее крыши башен украсили маковицы, спаянные белым железом и с прапором (значок в виде флага). Четыре городские башни были проезжие.


Одна из них выходила на главный торг Переяславля на Нижнем посаде. Здесь в самом людном месте тоже висел вестовой колокол. Был он чуть поменьше глебовского — 10 пудов весом. Через эти ворота проходила дорога на Старую Рязань и поэтому называлась башня Рязанской. Вторая проезжая башня смотрела в сторону Оки на Рыбацкую Выползову слободу. Третья башня обращена была к Трубежу, где сейчас перекинут наплавной мост к Острову. Это была особая башня, и называли ее Тайничной. Кроме схода к пристающим судам там находился деревянный тайник для снабжения города водой. Все проезжие башни, в том числе и Глебовская, были четырехугольные и достигали высоты 12-16 м. Сам кремль был сориентирован как бы на два центра, связанных с двумя главными воротами. Кто входил в город по мосту через впечатлявшую своими размерами и мощью Глебовскую башню, попадал в парадную часть города. Здесь появились каменные соборы и владычий дом с церковью Усекновения Иоанна Предтечи. Успенский, ныне Христорождественский, собор был местом захоронения князей. В нем покоится прах дочери Дмитрия Донского Софьи, жены Федора Олеговича, рязанской княгини.

В Архангельском соборе хоронили церковных деятелей.


этой парадной площадью располагалась сеть улиц, переулков и тупиков, дворы, огороды и сады знати. Здесь были дворы бояр Нарышкина, Одоевского, окольничего князя Волконского, думного дворянина Лихарева, стольника Вердеревского, князей Голицына, Мышкина, Кропоткина. Тут же в городе стояли дворы приказных людей, подьячего губной избы, митрополичьих слуг, двор именитого человека гостиной сотни Г. Д. Строганова. Посадских людей здесь проживало мало. Совершенно другой характер носила часть города у Рязанских ворот. На месте старого посада, вошедшего позднее в территорию кремля, находился самый древний торг города с сохранившимся до ХVII в. москательным рядом. Внутренняя застройка кремля с множеством деревянных домов, боярских усадеб, небольших церквей не отличалась большой упорядоченностью. С утратой самостоятельности место княжеской резиденции в кремле занимает архиерейский дом с целым комплексом хозяйственных построек и соборов. Из-за тесноты население города, прежде всего ремесленники, переселялось за его стены, строилось вдоль дороги на Москву. Появился новый город с земляным валом и острогом из вертикально поставленных, заостренных вверху бревен. Постепенно острог укрепили 18 башен и стрельниц. Через ров с водой возвели мост, соединив рубленый кремль с острогом. Город постоянно рос.

В нем возникали новые улицы и слободы. Между Стрелецкой слободой и Острожной стеной, например, появилась Новая слобода, в ее районе находились две церкви. Так, Новослободской улицей называлась часть современной улицы Подбельского между зданием банка и улицей Кремлевский вал. Кремль и острог несколькими мостами соединялись с Нижним посадом, где находился большой торг и жил ремесленный люд. Это была самая оживленная и шумная часть города. Улицы слободы назывались по роду деятельности жителей: Калачевая, Пивная, Кузнечный ряд. По имени братьев, купцов гостиной сотни чьи дома начинали улицу, одна из них называлась Логиновой. Улица, в начале которой стояли дворы посадских людей Третьяковых, носила имя Третьякова. В 1648 г. от посада Переяславля был избран Григорий Третьяков на Земский собор, принявший новое Уложение. Главной улицей Нижнего посада была Большая Рязанская улица, ширина ее достигала 10-12м (5,5 сажени). Медленно восстанавливается разоренная земля. В 1650г. в последний раз отстраивается и обновляется Переяславская крепость. Перемещение границы Русского государства далеко на юг, создание южных засечных черт обеспечили полную безопасность рязанских земель. Враги больше не беспокоили рязанские города. Крепость постепенно утратила свое военное значение. Военное строительство в городе во второй половине ХVII в. сходит на нет, а гражданское достигает своего расцвета.

В 1642 г. зодчий Василий Зубов строит изумительную по своим пропорциям, удивительно гармонирующую и с окружающим ландшафтом, и с остальными постройками кремля двуглавую церковь Духова монастыря. В середине ХVIIв. построена Богоявленская церковь с шатровой колокольней, с красивым и хорошо прорисованным убранством пятиглавия.После пожара 1647 г. подмастерье каменных дел Юрий Ярдов строит новые палаты, которые венчает церковью Иоанна Предчети (сейчас это часть краеведческого музея). В 1658 г. к этим палатам был пристроен второй этаж, а в 1692г. — третий. Границы пристроек хорошо видны на ныне сохранившемся здании музея. Помимо палат зодчий Яршов возвел еще два корпуса — Певческий и Консисторский. За Певческим корпусом находятся амбары XVII в., которые называют «Гостиница черни». Особый интерес представляют рязанские постройки выдающегося архитектора крепостного графа Татищева Якова Бухвостова. В Переяславле он возводит церкви Воскресения Сгонного (1683) и Борисоглебскую (1686).По этим постройкам видно, что уже в первой половине 80-х гг. ХVII в. архитектор начал применять новые композиционные приемы, ищет новые силуэтные решения, его творческий гений создает новое декоративное убранство зданий. Я.Г. Бухвостов создал самое грандиозное в России здание ХVII в. — новый Успенский собор (1693-1699). С его постройкой Переяславль вошел в большую историю русской архитектуры. Колоссальный трехцветный куб Успенского собора, увенчанный пятиглавием, создает художественный образ могущества и единства России. Наличники окон и порталы входов с белокаменной резьбой отличаются тонкостью и изяществом форм. Большое впечатление производит внутреннее убранство собора, расчлененное четырьмя могучими колоннами — столпами. Резной деревянный иконостас работы Сергея Христофорова также является выдающимся произведением искусства. Вместе с Я.Бухвостовым трудились строительных дел мастера Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов. Они и другие безвестные мастера по праву разделяют славу создания этого выдающегося архитектурного сооружения. Собор господствовал на всех перспективах Переяславля. Его стройный силуэт был виден на расстояния10-15 км от города. Дополненный в ХIХ в. колокольней, он и сейчас является центральным архитектурным ориентиром города.

Каменное строительство ХVIIв. в городе свидетельствовало о сильном экономическом подъеме. Оно требовало громадных материальных ресурсов, роста строительной техники, большего количества самых различных специалистов — каменщиков, плотников, кузнецов, тех, чьими руками, чьим трудом и талантом были возведены поистине выдающиеся постройки. Переяславль предвосхитил новый стиль в русской архитектуре — нарышкинское барокко. Здесь были построены самые ранние храмы ярусного стиля — восьмерик на четверике. В самой Рязани сохранилась Борисоглебская церковь — ранний образец нарышкинского барокко. Наиболее полно новый стиль проявился в постройке Солотчинского монастыря. Трапезная палата с церковью Святого Духа (1688-1689) и надвратная церковь Иоанна Предтечи (1698) -прекрасные образцы этого декоративного стиля. Этот стиль был выразителем идейных устремлений могущественной и весьма активной общественной силы, которая поддержала и выдвинула на царствование Петра I. Политическим лидером этой группировки был Нарышкин. В начале ХVIII в. в городе почти не велось каменное строительство. Был возведен лишь одноглавый, сохранившийся до наших дней Преображенский храм (1703) в кремле.

Северная война потребовала напряжения сил от всех провинций. Рекруты, провиант, лошади, фураж — все, что требовала война, давал город. Каждый четвертый колокол был снят с рязанских церквей для пушек. В Переяславле началась карьера сподвижника Петра, будущего президента Синода, писателя и публициста Стефана Яворского. В 1700 г. он был назначен митрополитом Рязанским и Муромским и в этом же году стал местоблюстителем патриаршего престола и президентом Московской духовной академии. Видимо, при непосредственном участии Стефана Яворского в Рязани была открыта первая арифметическая, или цифирная, школа. По его ходатайству из Петербургской морской академии 8 января 1722г. в Рязань прибыл учитель Петр Павлов. Первая школа разместилась в Симеоновском монастыре. В ней обучалось 52 ученика от 10 до 17 лет. Петр особо опекал цифирные школы. 31 января 1724 г. последовал указ переяславскому воеводе о необходимости рапортовать в Сенат и самому Петру об успехах учащихся, «кто и в каких науках превзошел». В 1724 г. открылась и вторая в городе школа (архиерейская) с 70 учениками. Она быстро росла, и через три года в ней обучалось 339 учеников.

В 1778 г. при образовании Рязанского наместничества Переяславль-Рязанский получил имя первоначального столичного великокняжеского города — Рязань. Городу присвоили герб, на котором была изображена фигура воина с мечом в руках. Для присутственных мест в том же году соорудили громадный (120 сажен в длину) деревянный дом при въезде от Москвы через Московскую заставу на правой стороне подле каменных конюшен, а напротив построили тоже деревянный, на каменном фундаменте (150 сажен в длину) дом наместника. С утратой роли крупного военного центра потеряла свое значение Переяславская крепость, деревянные укрепления которой пришли в ветхость. Хорошо сохранилась земляная крепость, представлявшая собой неправильный четырехугольник, который обтекали Трубеж и Лыбедь, а с «полуденной стороны» сохранился сухой ров в 8 сажен глубиной.

В 1780г. был утвержден генеральный план Рязани.Он в корне изменил характер застройки города. Вместо беспорядочной и хаотичней застройки была выдвинута идея планирования прямолинейных улиц, завершающихся площадями. Процесс этот был длительный и сложный. Он затруднялся тем, что новые улицы накладывались на свободную застройку древнего города. Все дома от востока были продвинуты далее к западу, границы города раздвинулись на юг и север. По этому плану город застраивался более 100 лет. Он предусматривал типовые фасады домов, черепичную и железную кровли. Новый план города учел особенности топографии старого Переяславля. Все улицы были сориентированы на северную часть города, примыкавшую к Трубежу. В направлении к кремлю шла широкая Московская улица, которая вливалась в площадь Нового базара (ныне площадь Ленина). От площади под острыми углами расходились три улицы, образуя излюбленный планировочный рисунок города того времени. Эти улицы остались и сейчас (улицы Революции, Подбельского, Горького). Одна из этих трех улиц вела к Рязанскому кремлю и эффектно замыкалась грандиозным собором XVIIв., построенным Я. Бухвостовым. Соборная (ныне Советская) площадь была задумана в качестве административного центра города. Здесь построили сохранившееся и поныне внушительное по размерам — строгое каменное двухэтажное здание присутственных мест. Этот длинный корпус с фасадом на Соборную площадь, где позднее помещались все губернские учреждения, был построен в 1786г. Другим двухэтажным каменным зданием той поры, сохранившимся и сейчас, был так называемый редутный дом, где некоторое время размещался дворянский клуб для балов и маскарадов и пансионат для дворянских детей.

Замечательной особенностью Рязани является органичное единство величественных городских построек кремля и окружающей природы — долины Оки, ее бесконечных лугов и лесных, уходящих за горизонт, далей. В южной части города главной была Астраханская улица (улица Ленина). Почти посередине она прерывалась арочными шестиколонными портиками старого базара, перенесенного сюда с берега Лыбеди. Эта четырехугольная площадь превратилась сейчас в красивые городские скверы. Вся южная часть Рязани была спланирована в виде прямоугольной сетки с учетом существующих сооружений. Церковь Воскресения Сгонного уже стояла. На пересечении улиц Подгорной и Либкнехта возводятся церковь Вознесения, на таком же расстоянии по другую сторону Астраханской улицы появляется новая площадь (ныне площадь Мичурина), церковь на которой не сохранилась. В конце ХVIII в.Рязань стала городом с 10-тысячным населением. Материалы третьей ревизии дают полное представление о составе горожан. В городе проживало 1288 купцов, 2686 мещан и цеховых, 1086 экономических крестьян, 230 дворовых крестьян, 676 — помещичьих. Духовенство, дворяне и чиновники составляли 20% жителей (1945 человек) . В городе было довольно много военнослужащих (140) и ямщиков (1529), обслуживавших горожан. В 1787г. в Рязани был открыт оперно-драматический театр, один из старейших в России. Деревянное здание театра, построенное архитектором И.Сулукадзевым, имело в длину по фасаду 32 м, высоту — 8 м и ширину — 15 м. Здание находилось при въезде в город со стороны Москвы (угол современных улиц Каляева и Каширина. Последняя до начала нашего века носила название Театральной). В театре кроме партера были амфитеатр, ложи и галерея. Половину здания занимали сцена и подсобные помещения. Театр был государственным и существовал на средства рязанского Приказа общественного призрения. В 1786 г. открылось главное народное училище, куда первый год записалось 50 человек разного сословия. Позже число учеников возросло до 200. Уже в первый год обучалось «способу преподавания» 30 учителей для низших народных училищ, открытых уже в 1787г. в других городах губернии. Сеть школ развивалась крайне медленно. Названные цифры учащихся для губернии с полуторамиллионным населением ничтожны. Облик города, его хозяйственная и духовная жизнь определялись социальным устройством общества. Главные места на городских улицах и площадях отводились административным и религиозным зданиям, а центральные улицы — под застройку домов состоятельных слоев населения. Ремесленный люд, мещане расселялись на окраинах, где отсутствовало элементарное благоустройство. С 1796 г. Рязань стала центром Рязанской губернии. В 1800г. в городе действовало 12 небольших предприятий: полотняная фабрика, кожевенные, салотопенные, пивоваренные заводы В городском магистрате были предусмотрены цеховые управы: кузнечная, столярная, гончарная, сапожная, портняжная, которые объединяли около 100 ремесленников. В первой половине ХIX в. промышленность в Рязани развивалась слабо, она оставалась городом дворян, купцов и мещан. Редки в городской летописи и события культурной жизни. В 1801 г. открывается первая типография. В 1804 г. главное народное училище преобразуется в губернскую гимназию. Учились в ней дети дворян и купцов, но в подтверждение, что новое учебное заведение предназначено для всех сословий, в гимназию приняли одного крестьянского мальчика. Среди выпускников гимназии были историк литературы А.Д. Галахов, издатель Полного собрания сочинений В.Г. Белинского; знаменитый издатель «Русского архива», археограф и библиограф П.И. Бартенев; выдающийся естествоиспытатель, фармаколог Н.П. Кравков; ученый с мировым именем невропатолог А.Д. Кожевников; крупный ученый-психиатр Н.Б. Ганнушкин; историк Д.И. Иловайский; академик И.И. Янжул.

Отечественная война 1812г. пробудила у рязанцев патриотические чувства. Непосредственные военные действия не затронули город, но в Отечественной войне рязанцы приняли самое активное участие. Рязанский пехотный полк отличился в Бородинском сражении в районе Утицкого кургана. В городе создавались госпитали и лазареты. В губернии находилось 32 тыс. раненых. В оказании им помощи принял участие выдающийся деятель отечественной медицины уроженец Рязанской губернии Е.Е. Дядьковский. В народное ополчение вступило более 15 тыс. человек. Население губернии обеспечивало ополчение продовольствием, обмундированием, внесло более 800 тыс. руб. на его содержащие. Рязанские мастеровые шили для армии шинели, плащи, сапоги. Ополченцы участвовали в блокаде наполеоновской армии, уничтожали отдельные отряды врага на дорогах к Рязани и Касимову, заслужили своими действиями одобрение М. И. Кутузова. В дальнейшем рязанское ополчение прошло по дорогам Польши, Саксонии, Пруссии, Австрии, участвовало в осаде Дрездена, сражалось под Гамбургом, блокировало крепость Глогау. Грустна ирония истории. Основная масса освободителей сами были крепостными. В боях и походах погибло более 10 тыс. крепостных крестьян.

В первой половине XIX века оформляется архитектурное лицо города. Его украсили оригинальные и хорошо поставленные здания, соединяющиеся в ансамбли. В 1829 г. в Рязани был В.Г. Белинский. В своих впечатлениях о городе, его центральных улицах он записал: «Рязань есть первый истинно хороший город, который я увидел. Правильное расположение улиц, их чистота, прекрасные строения, гостиные ряды, лавки — все это привело в крайнюю степень восторга и удивления. Я тут в первый раз, собственным своим опытом узнал, что в России есть прекрасные города. В Рязани улицы часто пересекаются глубокими оврагами, во всю ширину их проведены прекрасные мосты, столь длинные, что улицы через них делаются совершенно ровными. Из великого числа прекрасных строений мне особенно понравилась губернская гимназия, которая наружным видом гораздо лучше московской». Тем не менее отмеченное им здание рязанской гимназии действительно представляет большую художественную ценность. Его постройку исследователи связывают с именем великого архитектора М.Ф. Казакова. Здание сохранилось и сейчас украшает одну из центральных улиц города — Ленина. И другие крупные каменные постройки конца ХVIII — начала ХIX в. сохранились на этой улице до настоящего времени: здание Дворянского собрания (ныне Дворец бракосочетания), а напротив одноэтажный губернаторский дом в стиле небольшого усадебного здания. На Семинарской улице, увенчанный портиками с четырьмя колоннами, возвышался редутный дом, чуть поодаль впечатляющие здания губернской больницы и духовной семинарии. К тому времени определились широкие и прямые улицы Соборная и Астраханская. Все это соседствовало с замечательными архитектурными памятниками ХVII в., Рязанским кремлем и гармонично соединялось с богатыми природными ландшафтами Трубежа, Лыбеди и Оки. В 1837 г. большой пожар уничтожил многие деревянные постройки Рязани. В городе были возведены новые каменные здания. Построены в 1839 г. артиллерийские казармы (ныне здание госпиталя на улице Первомайской), в 1846 г. здание гауптвахты (в сквере на Советской площади), в 1850-1854гг. дополнительный корпус Дворянского собрания с гербами уездных городов (улица Ленина). Две последние постройки принадлежат Н.И. Воронихину, видному представителю архитектуры классицизма в Рязани. В ХIXв. силами архитекторов С. А. Воротилова, И.Ф. Руско, Н. И. Воронихина с участием К. А. Тона была осуществлена последняя постройка кремля — 86-метровая колокольня Успенского собора — замечательное произведение архитектурного искусства со шпилем, напоминающим Адмиралтейскую иглу в Петербурге, уникальное по чистоте и строгости стиля. К 1860 г. в городе проживало 21,6 тыс. человек, 49,7% приходилось на мещан, 14% — на военных, 11,5% — на дворян, 3,7% — на купечество. В городе проживали также духовенство, крестьяне, разночинцы. Ручей Лыбедь со шлюзами и мельницами делил город на Астраханскую и Московскую части, которые соединяли 10 каменных и деревянных мостов. В центре города, где располагались дворянские и купеческие особняки, прямые и широкие улицы были покрыты каменной мостовой. Лучшими из них считались Астраханская, Почтовая, Московская, через которые пролегал главный, Астраханский тракт. На четырех площадях города — Хлебной, Старобазарной, Мясной, Гостиной — сосредоточивались обширные каменные торговые ряды, большая часть лавок и базаров. Всего в городе имелось 149 каменных и 219 деревянных лавок.

Соборная площадь, на которой помещалось огромное здание губернских присутственных мест, служила местом для ежегодных летних ярмарок. Главнейшей статьей торговли города был хлеб. Купечество богатело и начинало селиться в палатах, покидаемых дворянством. Лучшие дома принадлежали от купщику Рюмину. В городе имелось две гостиницы, 44 постоялых двора, а также подворья, трактиры, харчевни. Содержалось 109 питейных домов и 18 штофных лавок. Заметный след в общественной и культурной жизни города оставила деятельность великого русского писателя-сатирика революционного демократа М. Е. Салтыкова-Щедрина. В период подъема общественного движения в стране (1858-1860) он занимал в Рязани пост вице-губернатора. С именем М.Е. Салтыкова связано развитие первой публичной библиотеки, открытой в год приезда его в Рязань. Он являлся членом попечительского библиотечного совета и пожертвовал туда часть своих книг, был одним из инициаторов постройки нового каменного здания для театра. В этом здании, возведенном уже после его отъезда, в 1862 г., в настоящее время находится Театр юного зрителя. Театр играл большую роль в культурной жизни города. В его репертуаре прочное место заняли величайшие произведения передового драматургического искусства. Среди них знаменитые комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Гамлет» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Фауст» И.-В. Гете. С 60-х гг. на сцене театра ставились пьесы драматурга А. Н. Островского. В Рязани родился его соавтор Н. Е. Соловьев. Их пьесы «Женитьба Белугина», «Светит, да не греет» занимают почетное место в репертуаре современного театра. В 1869г. в Рязани открылось одно из первых в России училищ для подготовки сельских учителей, преобразованное в 1878 г. в Александровскую учительскую семинарию. Ежегодно семинария выпускала 25 человек. Рязань стала крупным железнодорожным узлом. В 1890г. было осуществлено строительство железнодорожного вокзала. Появление паровозов повлекло за собой увеличение грузооборота, который стал превышать 19 млн. пудов в год. Пристань Рязань стала крупным перевалочным пунктом. Она служила для приема речных грузов и передачи их на товарные составы до Москвы. С железнодорожных станций ежегодно отправлялось до 12 млн. пудов различных грузов. Среди них нефть (11 млн. пудов), лесные материалы (3 млн. пудов), руда, мануфактура, железные изделия и др. В начале века город имел 15 площадей, 54 улицы, 14 переулков. Его площадь занимала 12 км.

Социальные нужды населения мало интересовали хозяев города — купцов, дворян и капиталистов. Слабо была организована медицинская служба. По свидетельству городского врача, город был грязен, дома лишены элементарных санитарных удобств, водопровод и канализация отсутствовали. Последствия санитарного неблагополучия сказывались в высокой смертности жителей. Лишь в начале 900-х гг. стало медленно развиваться коммунальное хозяйство города. Улицы освещали 550 керосиновых фонарей, только в 1913 г. была пущена городская электростанция. Осветительная сеть составляла 20 верст и питала 15 тыс. лампочек и 500 электромоторов на предприятиях. Было проложено 35 верст водопроводных труб. Однако в 1913 г. водопровод имели только 200 домов. На улице Полонского (Дворянская) в 1901 г. открывается первый бесплатный родильный дом. В 1905 г. начинает работать первая городская больница. Первые телефоны появились в 1914 г., была установлена телефонная связь с Москвой. Единственным городским видом транспорта оставались извозчики, которых в городе насчитывалось около 300.

В 1905 г. открылось, первоначально как частное учебное заведение, а с 1912 г. как государственное, реальное училище. Здесь получили образование известный советский писатель С.П. Злобин, писатель С.В. Юрин, советский ученый- химик член-корреспондент АН СССР К. В. Большаков, известный микробиолог В. О. Тоусон. В 1915г. открылся женский учительский институт. Рязань — родина великого физиолога академика И. П. Павлова. Над первыми космическими картами и таблицами в Рязани начинал свою аботу основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский. Здесь он сдавал экзамены на звание учителя. Сохранился в Рязани дом, где жил известный исследователь, путешественник, писатель Л. А. Загоскин, дом, где в период обучения в гимназии жил И. В. Мичурин. Сегодня в Рязани около 100 крупных промышленных предприятий. Изменилась отраслевая структура производства продукции. Ныне ее характеризуют отрасли, определяющие технический прогресс. Бурное развитие получили станкостроение, машиностроение, электроника. Продукция, производимая на предприятиях машиностроения, металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, составляет половину общего объема промышленного производства. Предприятия Рязани сегодня поставляют свою продукцию в 70 стран мира.

Источник: www.gorod.ryazan.ru

Недалеко от Москвы находится Рязанская область, которая 700 лет назад была самостоятельным протогосударством — Рязанским княжеством. По разным версиям, прежняя столица этой земли — Старая Рязань, была уничтожена то ли во время нашествия Батыя в 1237 году, то ли сама запустела в XIV-XV веках, то ли ее сожгли крымские татары в XVI веке.

Дата основания рязани

Среднестатистический человек, даже прилежно изучивший историю в средней школе или институте, часто даже не подозревает о том, что под консенсусными версиями находится масса фактов и свидетельств, не ложащихся в тот или иной мейнстрим. При этом часто противоречащих ему.

История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.

Собственно говоря, историей Рязани вплоть до середины XX века в России всерьез никто не занимался, что довольно странно, с одной стороны — все же это был конкурент Москвы и близкий к ней город, но с другой стороны вполне объяснимо — до нас не дошло никаких письменных источников из этого «протогосударства» (летописей и т.п.). Во всяком случае, несомненным воспринимался факт уничтожения города монголами в 1237 году и постепенное затихание общественной жизни в этом городе на протяжении следующих 100-150 лет (само монгольское вторжение воспринималось после первого русского исторического исследования — учебника немца Иннокентия Гизеля «Синопсис», изданного в 1674 году, само собой разумеющимся фактом. Кстати, по «Синопсису» в России учили историю еще 150 лет после его первоиздания).

Поэтому для первого исследователя истории Рязани — Дмитрия Иловайского, опубликовавшего в 1858 году свою диссертацию «История Рязанского княжества», вопрос о том, существовала ли (Старая) Рязань после монгольского погрома в 1237 году не был актуальным. Общепринятой точкой зрения вплоть до второй половины XX века (разумеется, с рядом уточнений) оставалась следующая картина истории этого древнерусского города: основание, предположительно, в X — начале XI веков, с 1096 года в городе появляется свой князь (Олег Святославович), с 20-х годов XII века Рязань начинает конкуренцию с Муромом за главенство в Рязанско-Муромской земле, в конце XII века Рязань получает кафедру епископа. Несмотря на уничтожение Рязани войсками владимирского князя Всеволода Большое Гнездо в 1208 году, город сохранился и продолжал развиваться, пока в декабре 1237 года он был уничтожен «монголами». На момент этой катастрофы площадь города, окруженного внушительными валами, составляла более 93 гектаров, а его население могло достигать до 7-8 тысяч человек (в городе также имелось 3 кирпичных храма — Борисоглебский, Спасский и Успенский).

Как считалось, Рязань не пережила этот и ряд следующих ордынских погромов, и уже в XIV веке столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский (Переяслав-Рязанский, упоминается в летописях впервые лишь в 1301 году, но основан, вероятно, еще в XII веке) в 60 километрах от нее, а Рязань постепенно запустела. В пользу такого варианта также свидетельствовала «Повесть о разорении Рязани Батыем», записанная, вероятно, в XV веке (по мнению академика Лихачева), дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, и введенная в научный оборот уже в XIX веке. Согласно ей, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал как раз восстанавливать город. Об этом также свидетельствуют и некоторые нарративные, уже церковные источники, например, «Житие муромских чудотворцев Константина и чад его», изданное в 1862 году в Санкт-Петербурге.

Однако даже эта каноничная история вызывает некоторые вопросы. К примеру, ни один крупный или вообще сколько-то заметный древнерусский город, который историки считают уничтоженным монголами во время нашествия Батыя или более поздних нашествий (Дедюнева рать, Неврюева рать и другие, в которых ордынцы и войска русских князей сообща уничтожали города своих противников), своего существования после этого не прекратил.

К примеру, ордынцы неоднократно уничтожали и грабили такие города как Муром, Пронск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород, Москву и так далее, но их население почему-то не покидало своих мест обитания. Поэтому Старая Рязань может быть именно уникальным в этом плане городом. Да и в целом непонятно, чем же Переяславль-Рязанский оказался лучше Рязани — набеги ордынцев спокойно ведь доходили и до него.

В середине XX века благодаря археологическим раскопкам, которые вела экспедиция Института археологии АН СССР на городище Старой Рязани, ученые получили новые данные, которые неожиданным образом вступили в противоречие с каноничной версией истории этого города. Отметим, что археологические или кладоискательские раскопки в Старой Рязани начались еще в XIX веке, однако научными назвать их сложно, плюс из-за методики этих раскопок — траншеями и шурфами, они не давали сколько-нибудь целой, наукоподобной картины.

Дата основания рязани

Реконструкция Старой Рязани

Начавшиеся с 1945 года под руководством известного советского археолога А.Л. Монгайта раскопки в Рязани за счет использования технологии вскрытия больших площадей (площади раскопов достигали до 1200-1500 и более квадратных метров), а также научной стратификации, принесли, однако, неутешительные результаты. Во-первых, оказалось, что вычленить следы пожаров 1208 года (когда Рязань была уничтожена русскими) и 1237 года, когда город был сожжен монголами, практически невозможно. Во-вторых, на городище оказался достаточно тонкий культурный слой — 30-60 сантиметров в среднем, изредка доходя до 2 метров в местах погребов. Это косвенно свидетельствует о том, что город существовал относительно недолгое время (скорость формирования культурного слоя везде разная, безусловно, но для домонгольской Руси критерий 1 год — 0,5-1 см. культурного слоя в целом оправдан). К примеру, толщина культурного слоя в раскопе на Кремлевской горке в Муроме, относящегося к XI-XV векам достигает почти 4,5 метров, культурные слои Переяславля-Рязанского, датированные Монгайтом XII-XIII веками имеют толщину до 2 метров, существовавший в Рязанской земле в XII-XIII веках город Болдыж, раскопанный археологом Т.Н. Никольской, существовал около 100-150 лет и толщина его культурного слоя в среднем около 1-1,5 метров.

Но самое важное — археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожженных ордынцами, эти следы четко прослеживаются). Речь идет о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается на ее погроме.

Возникало ощущение, что город был брошен, сожжен и затем уже не восстанавливался. В своей первой монографии по результатам раскопок в Рязани (А.Л. Монгайт. Старая Рязань. Материалы и исследования по археологии СССР. 1955) Монгайт осторожно говорит о продолжении жизни на территории Рязани после пожара, однако признает, что следы ее восстановления крайне скудны и фрагментарны — отдельные находки керамики и т.п.

В более поздней и более обширной работе (А.Л. Монгайт. Рязанская земля. М., 1961.) Монгайт делает те же самые осторожные выводы: нашествие Батыя стало причиной конца некоторых мелких городков Рязанской земли, ряд ремесел исчезли, но жизнь все равно продолжилась. Несмотря на скудость археологического материала после Батыева погрома он по-прежнему считает, что Рязань еще более века оставалась столицей княжества. В еще одной работе, посвященной истории Рязанской земли — Археология Рязанской земли. М., 1974, ученик Монгайта, В.П. Даркевич выступает более смело, указывая, что на Южном городище Старой Рязани (новых районах города, созданных в конце XII века), жизнь после нашествия монголов вообще не возобновлялась.

После смерти Монгайта В.П. Даркевич возглавил Старорязанскую экспедицию Института Археологии АН СССР и в совокупности довел площадь раскопанных участков территории городища до 5-6 гектаров (около 8% территории Рязани). Его выводы были совсем категоричными — после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было (Путешествие в древнюю Рязань: записки археолога, М., 1993; Древняя столица Рязанской земли, М., 1995).

Впрочем, и однозначных доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было (напомним, кочевники Рязань штурмовали 6 дней, если верить летописям, да еще с использованием камнеметных машин), зато на территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке, как отмечает Даркевич. Взявшие Рязань в декабре 1237 года степные кочевники почему-то не стали обыскивать город.

Если не считать найденных наконечников стрел, которые приписываются монголам (согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии), а также весьма неожиданных находок — наконечников арбалетных стрел (традиционно считалось, что у русских в XIII веке не было арбалетов), следов именно военных действий в Рязани не очень много. Последним доказательством в пользу уничтожения города и его населения в ходе штурма является находка т.н. «братских могил», в которых найдено чуть более сотни захоронений (что совсем немного от общей численности населения в 7-8 тысяч человек), часть из которых несет следы насильственной смерти. Правда, захоронены там в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети.

Дата основания рязани

Также интересным результатом раскопок стало подтверждение тезиса советского историка А.В. Куза, который первым обратил внимание на отсутствие во многих древнерусских городах княжеских дворцов или усадеб. Как ни парадоксально, но в Рязани, которая была столицей отдельного княжества, никаких следов подобных строений также не было обнаружено. Более того — не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе — все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров, внешне похожих на дворы гуцулов в Западной Украине (В.П. Даркевич, 1974). Поэтому советским историкам, доказывавшим тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения — мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.

Таким образом, результаты археологических раскопок в Рязани дезавуировали ту каноничную версию истории этого города, которая существовала ранее — проще говоря, город был заброшен после пожара и погрома, и более не заселялся. Где же находилась тогда столица Рязанского княжества? Была ли она перенесена сразу в иное место, например, в Переяславль-Рязанский? Письменные источники этого не подтверждают. Более того. Русские люди, жившие в XIV-XVII веках упорно продолжали считать Рязань не просто заброшенным городом, а вполне существующим!

Так, в духовном завещании Ивана Грозного (1568-1572 годы) город Старая Рязань упомянут среди остальных рязанских городов, вполне себе существовавших в то время. В грамоте его сына, царя Федора Ивановича от 1588 года Терехову монастырю Рязань также упоминается как существующий город, в котором даже есть местная администрация. Правда, уже в конце XVII века — в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село.

Известный немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Московию в 30-х годах XVII века с голштинским посольством, в изданном в 1656 году труде «Описание путешествия в Московию» в числе существующих в России городов в начале книги упоминает Рязань:

«В России находится много больших и по-своему великолепных городов, среди которых знатнейшие — Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Псков, Смоленск… Архангельск (большой приморский и торговый город), Тверь, Торжок, Рязань, Тула, Калуга, Ростов, Переяславль, Ярославль, Углич, Вологда, Владимир, Старая Русса.«

Однако, совершив путешествие по Оке и Волге, Олеарий уточняет свою информацию:

«5-го с. м. мы проехали мимо местечка Рязань, пр., бывшего раньше большим и даже главным городом целой провинции этого названия. Но когда в 1568 году вторглись крымские татары и, избивая и пожигая, все опустошили, погиб и этот город. Так как, однако, эта провинция, расположенная между Окою и валом, построенным против татар, раньше была княжеством и, кроме того, будучи чрезвычайно плодородна, по хлебопашеству, скотоводству и дичи превосходит все соседние провинции […].то царь, по опустошении ее, велел отовсюду собрать большое количество народу, всю страну вновь обработать и привести в прежний порядок. Так как для постройки города Рязани они нашли более удобное [417] место, а именно то, где теперь лежит в 8 милях от [старой] Рязани Переяславль, то они и перенесли сюда оставшийся материал зданий и построили совершенно новый город. Он называется Переяславлем Рязанским, так как большинство и наиболее выдающиеся из лиц, которые его строили и населяли, были из Переяславля, лежащего столь же далеко от Москвы к северу, как этот город лежит к югу

А.Л. Монгайт (1955) прямо заявляет, что это свидетельство недостоверное. При этом всеми исследователями признается, что Олеарий был весьма дотошным и сведущим человеком, предельно точно передавшим сведения о русской земле (собственно, эрудиция Олеария произвела большое впечатление на царя Михаила Федоровича, который предложил ему остаться в Московии).

Сейчас сложно себе представить, но каких-то 250 лет назад трактовка гибели Рязани именно в результате набега крымских татар в 1568 году была вполне каноничной. Так, в серьезном «Географическом лексиконе России», изданном в 1773 году, прямо утверждается, что Старая Рязань была уничтожена в результате татарского набега в 1568 году (т. е. повторяется версия Адама Олеария). Подобной версии придерживались и иностранные источники (Le grand dictionaire historique, ou Le mêlange curieux de l’histoire sacrée et profane).

Однако в других источниках содержатся немного иные сведения. В «Летописи о многих мятежах» (Лѣтопись о многих мятежах и о разореніи Московскаго государства от внутренных и внѣшних непріятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев по преставленіи Царя Иоанна Васильевича), написанной в 1655 году (издана в 1772 году) Рязань упоминается среди городов, изменивших царю Василию Шуйскому:

«Град же Рязань с пригороды и Тула и Кашира и иные города украинные царю Василью измениша и послаху в Путивль с повинными. Они ж в Путивле быша и никово в Путивле не видяху (т. е. «царя Дмитрия». – В. К.) и назад же вспять приезжаху и никако на истинъный путь не обращахуся. И собрашася вси и поставиша себе старейшину соловценина 14 сына боярского Истому Пашкова и совокупишася с тем Ивашком Болотниковым за одно и поидоша под Москву. Град же Коломну взяша взятьем и разориша его и пришед сташа от Москвы за пятьдесят верст.«

Конечно, можно предположить, что упоминание Рязани в письменных источниках как существующего города — не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что доказали советские археологи, если датировать пожар именно 1237 годом), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того — передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания. Последнее могло быть неплохим сюжетом для фильма о зомби.

Может, русские люди в XIV-XVII веках банально путали Старую Рязань и Переяславль-Рязанский?

Это был бы самый простой выход из ситуации, но он, увы, невозможен. В вышеприведенных нами источниках четко указывается, что это — два разных города, которые современники не смешивали друг с другом.

Так, согласно еще одному письменному источнику, в 1650 году Рязань упоминается именно как город. На картах (как русских, так и иностранных, напомним лишь, что самые древние русские карты, дошедшие до нас — это после 1722 года, если не считать единичных находок конца XVII века) их составители четко отличают Рязань от Переяславля-Рязанского. Вот карта 1742 года:

Дата основания рязани

Еще одно свидетельство — древнейшая русская карта Якова Брюса, составленная в самом конце XVII века. На ней отмечен именно Переяславль-Рязанский.

Примечательна также и церковная история Рязани. Несмотря на то, что город уже покинут своими жителями и жизнь в нем не возобновилась, в 1481 году Рязанскую и Муромскую епархии сливают, в 1589 году ее статус повышают — теперь ее возглавляет архиепископ. Наконец, в 1669 году для епархии вводят кафедру митрополита (митрополит Рязанский и Муромский), которая существовала до 1723 года. Единственное и реальное объяснение этому — резиденция епископов и митрополитов Рязанских находилась все же не в Старой Рязани, а в Переяславле-Рязанском.

В административном плане с 1521 по 1719 годы на месте Рязанского княжества существовал Рязанский уезд, делившийся в свою очередь на ряд станов, в числе которых был и Старорязанский (на его территории находилась Старая Рязань). А Переяславль-Рязанский находился на территории Окологородного стана. То есть, никакой путаницы между двумя городами не существовало и на административном уровне.

Косвенным свидетельством того, что Старая Рязань прекратила свое существование не в XIII веке, а существенно позднее, являются планы ее оборонительных сооружений. Так, в 1774 году землемер Александр Протасов, выполняя план Переяславского уезда Старорязанского стана нанес на него все оборонительные валы Старой Рязани, которые на тот момент существовали. Как пишет советский историк и археолог А.Л. Монгайт (1955), согласно этому плану, все укрепления города выглядят целыми. Общая длина валов указана в плане в 1480 саженей (3,1 километра) и они представляют собой замкнутый пятиугольник неправильной формы. Валы обрамляли довольно глубокий — до 8 метров и шириной до 15-20 метров (с напольной стороны городища), ров.

Картографический план городища Старой Рязани от 1836 года рисует уже менее красочную картину — буквально за каких-то 60 лет валы вдоль берега Оки обрушились, ряд участков вала с напольной стороны также исчез, будучи «съеден» оврагами. К 1946 году длина валов Рязани (их высота в ряде мест достигала 8-10 метров, а толщина основания — до 22-25 метров) составляла, по оценке Монгайта, лишь около 1500 метров — большая их часть была уничтожена оврагами, а также частично распахана. Сейчас сохранность валов еще хуже. Таким образом, скорость исчезновения валов Старой Рязани косвенно показывает, что если бы они существовали именно с XIII века, то вряд ли бы сумели сохраниться к 1774 году в таком хорошем состоянии.

Но это лишь косвенное умозаключение.

В качестве резюме:

1. Согласно археологическим данным, жизнь на месте Старой Рязани после пожара и погрома не возобновлялась (если не считать единичных локальных находок, свидетельствующих в лучшем случае о точечном и непродолжительном заселении небольших участков городища). Если следовать канонической версии истории о том, что это произошло в 1237 году, то следует признать:

2. Письменные источники вводят нас в заблуждение, называя Рязань в XVI-XVII веках населенным городом.

3. Если же они правы, то версия об уничтожении города монголами в 1237 году оказывается несостоятельной. Старая Рязань не была уничтожена монголами или во всяком случае, не в XIII веке.

Решать эту дилемму, разумеется, российская историческая наука не будет, поскольку это может негативно сказаться на ее краеугольном камне — пресловутом «монголо-татарском» нашествии.

Дата основания рязани

ИСТОЧНИК

Источник: hystory.mediasole.ru

Рязань – российский город, центр Рязанской области и один из тридцати крупнейших городов страны. Датой основания города принято считать 1095 год. На данный момент город населяют около 530 тысяч человек, вместе с агломерацией – 690 тысяч жителей. Площадь Рязани — 234 квадратных километра. Это довольно большой город, в котором без карты очень просто заблудиться. Рязань расположена в европейской части России, на Русской равнине, на правом берегу Оки. Город играет большую роль в культуре, истории, экономике, политике и промышленности Рязанского края. На сегодня это крупный узел для трёх видов транспорта: автомобильного, железнодорожного и водного.

Происхождение названия города имеет множество различных теорий, которые можно свести к двум основным. Первая говорит о том, что слово Рязань имеет чисто славянское происхождение, и обозначает – «ряса». Но город располагается не на болоте, а на высоком береге Оки. Вторая теория имеет финно-угорские корни. По ней название городу дано благодаря местному мордовскому этносу. Именующему себя «эрзя». Герб города в форме щита изображает Князя с мечом в руке. В 2000 году герб был увенчан шапкой Мономаха. 

Имеется и парадный герб Рязани, украшенный золотой цепью, лентой с девизом города, а также двумя щито держателями. Имеется как конный вид герба (парадный), так и не конный – по изображению или отсутствию на нём коня. Помимо него в парадной форме герба изображён ещё и грифон-феникс.

Рязань входит в число ближних к Москве городов: расстояние до столицы по автотрассе – 164 километра. Рязань расположена в умеренно-климатическом поясе, где большая часть осадков выпадает с апреля по октябрь. Максимальные летние температуры редко поднимаются выше 25 градусов, зимние чаще всего не ниже минус десяти градусов по Цельсию. Но ветры, дующие со стороны Казахстана летом, а зимой со стороны Сибири, могут поднимать и соответственно опускать температуру до 40 градусов.

Сегодня Рязань разделена на четыре административных округа: Октябрьский, Московский, Железнодорожный и Советский (перечислены в порядке убывания численности населения). Национальный состав Рязани более чем на 80% представлен русскими, чуть меньше 7% — украинцы. На территории города проживают также белорусы, татары и другие народности. Главная религия города – православие: Рязань является одним из центров паломничества в нашей стране. Помимо этого в городе имеется мусульманский Мухтасибат – религиозная исламская организация.

Имеются также протестанты, представленные различными ветвями протестантизма, и небольшая католическая община. С экономической точки зрения Рязань – центр области, дающий 60% всей валовой продукции. В городе имеется большое количество предприятий, преимущественно связанных с машиностроением, а также лёгкой и пищевой промышленностью.

Рязань – важный железнодорожный узел, через который проходят поезда дальнего следования из Москвы в направлениях Урала, Кавказа, Средней Азии, Чёрного моря. В самом городе представлены все основные виды общественного транспорта за исключением метро и трамваев. Последние действовали до 2010 года. В Рязани имеется на данный момент приостановленный внутригородской электропоезд. С 2010 года в связи с введением навигационной системы ГЛОНАСС, можно отследить весь, движущийся по городу общественный транспорт, оборудованный системой. Делается это на специальном сайте, там же отображается номер маршрута, схема его движения, и время в пути. Помимо вышеописанных новшеств на двух остановках города – Дом Художника и на Площади Победы установлены электронные табло, на которых отображается номер приближающегося транспорта до его фактического прибытия.

Основная часть телефонной связи Рязани поставляется филиалом ОАО «ЦентрТелеком», услуги доступа в Интернет предоставляются как местными компаниями, так и организациями федерального масштаба. Мобильная связь представлена всеобще известными компаниями: Мегафон, МТС, Билайн (в Рязани известен под брендом «Вымпелком»), Теле2 и Скай Линк. В городе функционируют 32 учреждения здравоохранения.

В Рязани действует множество учебных заведений, среди которых достаточное количество ВУЗов гражданской и военной направленностей. В городе более 70 средних школ, имеются средне специальные учебные заведения, коммерческие институты и филиалы иногородних ВУЗов. В Рязани довольно хорошо развита поддержка неформальной молодёжи. К примеру, с середины 90-х годов функционирует клуб «Планетарий». Это центр культурной жизни молодёжи и людей даже среднего возраста. В этом клубе проходят рок-концерты местных, российских и зарубежных исполнителей, а также множество других мероприятий так или иначе связанных с проявлениями различных молодёжных движений и субкультур. В городе имеются два аниме-клуба, которые регулярно проводят тематические вечеринки. Более 20 лет подряд в Рязани проводится молодёжные танцевальный фестиваль «Чёрный кот». Основное направление выступлений – современные танцы. Фестиваль собирает участников со всей страны и ближнего зарубежья. Имеется и детский вариант мероприятия, называемый «Чёрным котёнком».

В 2005 году Рязань принимала Молодёжные Дельфийские игры, посвящённые победе в великой Отечественной войне. Дельфийцы возрастом от 10 до 21 года принимали участие в самых разных соревнованиях: от игры на различных музыкальных инструментах, до веб-дизайна и журналистики. Рязань имеет города-побратимы в Европе и Азии, среди которых итальянская Алессандрия, китайский Сюйчжоу, немецкий Мюнстер и другие города. Рязань – родина множества выдающихся людей нашей страны: Сергея Есенина, Александра Солженицына, Михаила Салтыкова-Щедрина, Ивана Павлова, Константина Циолковского и ещё не одного десятка известных деятелей России.

Источник: www.101hotels.ru


Categories: Дата

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.