Кто из нас не хотел бы оказаться в самом романтичном, волшебном и прекрасном городе на земле – Париже?! Здесь можно прогуляться по Елисейским полям, полюбоваться самой узнаваемой достопримечательностью Парижа на Марсовом поле – Эйфелевой башней, воздушной решетчатой красавицей, стоящей на левом берегу Сены.

Из истории создания

Эйфелева башня, которую сам автор проекта называл просто «трехсотметровая башня», задумывалась как временное сооружение к Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Французской революции.

Как родилась идея

Власти города объявили конкурс на лучшее архитектурное сооружение, которое могло бы стать гордостью Франции. Одновременно постройка должна была принести доход и легко демонтироваться впоследствии за ненадобностью.

Гюстав Эйфель


Инженер Гюстав Эйфель внес на рассмотрение комиссии свой проект 300-метровой железной башни, который был одобрен властями Парижа. Для строительства требовалось 7,8 миллионов франков. Государство выделило Эйфелю лишь 1,5 млн. Недостающую сумму инженер согласился внести из личных средств, при условии аренды сооруженной им башни на 25 лет.

Соглашение было заключено, и в 1887 году началось строительство, которое необходимо было завершить за 2 года, ко времени открытия выставки.

Чертежи Эйфелевой башни

История строительства и уникальность проекта

Башня была построена в максимально сжатые сроки. Через 2 года 2 месяца и 5 дней усилиями трех сотен рабочих ее сооружение было закончено. «Железную леди», как называли ее парижане, собрали, словно детский конструктор. Вначале строили опоры, а потом их соединяли с помощью платформ.

Возведение опор

Быстрые темпы строительства объясняются прекрасно выполненными чертежами, в которых указаны абсолютно точные размеры всех металлических деталей. До сих пор чертежи Эйфеля считаются идеальными, по ним и теперь можно соорудить точную копию железной красавицы. На сборку ушло 18038 металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок. По высоте башня равна 80-этажному дому.


Несмотря на огромные габариты, она получилась легкой и изящной, будто сотканной из кружев, хотя вся конструкция весит 10 тысяч тонн. Вес покрывающей краски 57 тонн.
Строительство велось очень тщательно. Был вырыт огромный котлован, в который установили 4 десятиметровых блока под каждую ножку башни.

Специальный гидравлический домкрат обеспечил идеальный горизонтальный уровень блоков.

Все детали из кованого железа изготовляли на собственном заводе Эйфеля. Несколько деталей на земле собирались в единые блоки, в них заранее сверлились гнезда для заклепок. Каждый из таких блоков весил не более 3тонн, что облегчало установку на высоте.

Сборка башни

Возводя башню, Эйфель применял такие необычные строительные хитрости, что бульварная пресса прочила ему заключение в психиатрическую клинику. Он установил небольшой ползучий кран, двигающийся вверх по рельсам будущих лифтов. Это ускорило подъем конструкций на высоту и исключило возможность несчастных случаев во время такого высотного строительства.


31 марта 1889 года Эйфель пригласил желающих чиновников для первого подъема. Для этого надо было преодолеть 1710 ступенек. Башню назвали в честь построившего ее инженера. В то время он и подумать не мог, что она прославит и увековечит его имя.

Архитектурные особенности

Основание Эйфелевой башни – пирамида с четырьмя опорами, которые, на высоте 60 метров соединяются аркой. На ней – квадратная площадка со сторонами в 65 метров. Это 1-й этаж. От этой платформы поднимаются следующие 4 опоры. На высоте 116 метров они образуют очередной свод. На нем расположилась вторая площадка – квадрат в 2 раза меньше первого. Это 2-й этаж.

Первые годы башни

Взметнувшиеся вверх опоры со второй платформы, постепенно соединяясь, образуют гигантскую колонну высотой 190 метров. На этом колоссальном стержне, на высоте 276 метров от земли, расположена третья квадратная площадка со сторонами 16,5 метра.

Здесь находится маяк, увенчанный куполом. А над ним, на 300-метровой высоте, – небольшая полутораметровая площадка – 3-й этаж башни.

Высота Эйфелевой башни в наши дни 324 метра, благодаря установленной на ней телевизионной антенне.

Для того чтобы башня более отвечала эстетическим вкусам парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры камнем, связать их с площадкой первого этажа узорчатыми арками. А также разместить на этажах просторные застекленные залы, придать верхушке округлую форму, а для ее украшения использовать различные декоративные элементы.


Ажурная конструкция

На всех четырех сторонах цокольных опор Эйфелевой башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, в том числе и тех, кто принимал участие в проектировании и строительстве «железной леди».

Почему французам не нравилась башня Эйфеля

Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни. Но так было не всегда. После постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан. Парижская богема с негодованием требовала убрать «смехотворную башню, этот неуклюжий скелет». Называли ее уродливой, безвкусной, огромной железной трубой, уличным фонарем и дырявым канделябром.

Многих возмущала тень башни, раздражало и то, что ее видно из любой точки города.
Известный французский писатель Ги де Мопассан, постоянно приходивший обедать в ресторан, открытый на первом этаже, отвечая на вопрос, почему он обедает именно здесь, категорично ответил: «Это единственное место в городе, откуда не видно Эйфелеву башню».


А вот посетителям выставки и гостям столицы необычное строение очень понравилось. Успех был оглушительным: только за 6 месяцев ее посетили 2 миллиона человек. За это же время она почти полностью окупила расходы на строительство.

Сооружение планировали разобрать в 1909 году, через 20 лет после возведения, но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку». Эксплуатация своего детища принесла Эйфелю немало денег.

Время шло и доказало, что все протесты были напрасны. А Эйфель сумел превратить своих врагов в почитателей. Неслыханную рекламу башне принес концерт оперного композитора Шарля Гуно, который согласился сыграть здесь «Концерт в облаках», приняв необычное приглашение Эйфеля.

Бригада рабочих доставила на высоту 376 метров рояль композитора, и концерт прозвучал, изумляя озадаченную публику. Сам Эйфель, чтобы окончательно сразить скептиков, устроил на верхнем ярусе свой личный кабинет.

От демонтажа окончательно отказались, когда Эйфелева башня перешла в собственность столицы. Ее активно использовали для телефонной и телеграфной связи, размещения радиостанций. С 1935 года регулярно начали передавать и телевизионные программы.

Чем интересна башня сегодня

Сегодня Эйфелева башня – главная достопримечательность Парижа. У большинства туристов она вызывает неизменное восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, сооружение оказывает давление на землю, равное давлению сидящего на стуле человека.


Видна из всех районов Парижа

Информация для туристов

У подножия – кассы по продаже билетов, информационная стойка с брошюрами и буклетами. На каждом этаже конструкции располагается сувенирный магазин. К услугам туристов закусочная и почтовое отделение.

На первом этаже посетителей встречает ресторан и центр, где показывают фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же находится фрагмент старой винтовой лестницы, ведущей на верхние этажи и в кабинет самого Эйфеля.

Посетители, подошедшие с северной стороны, увидят позолоченный бюст ее создателя с незамысловатой надписью: «Эйфель 1832–1923».

На второй смотровой площадке – ресторан «Жюль Верн» и небольшой залитый каток.

Каток в башне

Главная цель подавляющего числа посетителей – третий уровень. К нему возносятся лифты, через окна которых можно любоваться Парижем. Желающие смогут подняться по лестнице с 1792 ступеньками. На самом верхнем этаже в изысканном баре можно отметить свой подъем дорогим шампанским, бокал которого обойдется в переводе на наши деньги в 900 рублей.


На башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн для трансляции радио и телепрограмм. Свет маяка виден на 10 км. На сооружении размещены вышки сотовой связи, уникальная метеостанция, фиксирующая данные о загрязнении атмосферы и радиационного фона.

Оригинальное освещение

Сразу же после строительства башня засияла разноцветными огнями: на вершине установили маяк, светившийся цветами французского флага, два прожектора и 10 тысяч газовых фонарей. В 1900 году конструкцию оборудовали электрическими лампочками. А в 1925 году владелец компании Ситроен разместил на ней грандиозную рекламу. С помощью 125 тысяч лампочек появлялись поочередно изображения самой башни, зодиакальных созвездий, а также продукции знаменитого автомобильного французского концерна.

Современная подсветка

С течением времени освещение Эйфелевой башни модернизировалось несколько раз. В целях экономии в 2015 году электрические лампы заменили на светодиодные. Когда на город опускается ночь, символ Парижа загорается тысячами маленьких огоньков. Это зрелище неописуемой красоты, от которого невозможно отвести взгляд.


Обычно башня светится золотыми огнями. Но во время торжественных мероприятий или траурных событий окрашивается в цвета флагов различных стран. Проецируются надписи, символизирующие наступившее событие. В вечернее время 10 минут каждого часа продолжается световое шоу – иллюминация.

Запатентованный цвет башни

За время своего существования башня была и желтой, и красно-коричневой.
Сегодня ее бронзовый цвет официально запатентован и называется коричнево-эйфелевым. Косметический ремонт проводится каждые 7 лет и продолжается полтора года.

Ремонт силами альпинистов

Каждый раз старый слой краски полностью удаляется с помощью пара под высоким давлением. Во время тщательного осмотра негодные детали заменяют на новые.
После этого башню покрывают двумя слоями краски, которой требуется 57 тонн.

Цвет не везде однороден, ее красят в разные тона бронзового цвета – от темного у основания до более светлого на самом верху. Это делается для того, чтобы сооружение смотрелось гармонично на фоне неба. Интересно, что даже в наши дни краска наносится кистями.

Фирменный цвет


Источник: ArchitectureGuru.ru

Строительные работы в течение двух с небольшим лет — с 28 января 1887 г. по 31 марта 1889 г. — выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров более 12 000 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн заклёпок.
Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклепок были просверлены на намеченных местах уже заранее, и две трети от 2,5 млн заклепок были заранее закреплены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. В начале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу переняли специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Сложность состояла и в том, что подъемное устройство должно было двигаться вдоль мачт башни по изогнутой траектории с меняющимся радиусом кривизны. Первые лифты на башне приводились в действие гидравлическими насосами. Вплоть до нашего времени используются два исторических лифта фирмы «Fives-Lill», установленные в 1899 г. в восточной и западной опорах башни.


1983 г. их функционирование обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра. Второй и третий этаж башни связывал вертикальный лифт, созданный инженером Эду (однокурсник Эйфеля по Центральной высшей технической школе) . Этот лифт состоял из двух взаимоуравнивающихся кабин. Верхняя кабина поднималась с помощью гидравлического цилиндра с длиной хода 78 метров. Нижняя кабина при этом выполняла роль противовеса. На полпути к площадке, на высоте 175 м. от земли, пассажиры должны были пересесть в другой лифт. Емкости с водой, установленные на этажах, обеспечивали необходимое гидравлическое давление. В 1983 г. этот подъемник, который не мог работать в зимнее время, был заменен электрическим лифтом марки «Otis», состоящим из четырех кабин и обеспечивающим прямое сообщение между двумя этажами. Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного смертельного случая, что являлось значительным достижением для того времени.
Зачем построили эйфелеву башню
При рытье котлованов для опор башни, из-за близости реки Сены, Эйфель прибегнул к методу, который он ввёл при строительстве мостов. В каждом из 16 кессонов фундамента находилось рабочее пространство, в которое накачивался под давлением воздух. Из-за этого туда не могла проникать вода, и рабочие могли осуществлять экскавацию без того, чтобы им мешала просачивающаяся вода.

Одной из самых сложных проблем для Эйфеля стала, парадоксальным образом, первая платформа. Массивные деревянные арматуры должны были удерживать 4 наклонные опоры и огромные балки первой платформы. Четыре наклонные подпоры покоились на наполненных песком металлических цилиндрах. Песок можно было постепенно выпускать и, таким образом, устанавливать опоры под правильным наклоном. Дополнительные гидравлические подъемники в фундаментах опор давали возможность заключительной регулировки положения 4-х наклонных опор, которые, таким образом, можно было точно подогнать к железной арматуре первой платформы.

Как только платформа лежала строго горизонтально, она была прикреплена к наклонным опорам, а подъемники были удалены. Затем строительство продолжилось уже на самой башне. Работа продвигалась медленно, но непрерывно. Она вызывала у парижан, видевших растущую в небо башню, удивление и восхищение. 31 марта 1889 года, меньше чем через 26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель смог пригласить нескольких более-менее физически крепких чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней.

Источник: otvet.mail.ru

What is the Eiffel Tower, actually?

Поверхностный человек может сказать, что это башня, которую назвали в честь парня по имени Эйфель. Не хочется отнимать возможности у г-жи Эйфель, но женщины-строители во Франции XIX века не были многочисленны. В самом деле, основной движущей силой строительства Эйфелевой башни был французский инженер-строитель Гюстав Эйфель, который также спроектировал внутреннюю структуру для Статуи Свободы.

Однако такой ответ оставляет важные стороны вопроса неизученными. Популярные справочники не помогут. Например, если мы обратимся к Википедии, то узнаем, что “башня была построена как входная арка парижской Всемирной выставки 1889 года“, или, как предпочитают выражаться французы l’Exposition universelle de 1889. Эйфелева башня расположена на одном из краев Марсова поля, большой зеленой зоны в центральной части Парижа, обычно используемой для различных общественных представлений. Пожалуйста: можно пересечь Сену или чинно прогуляться под башней.

Идем далее. Высота Эйфелевой башни 324 метра (включая установленные на вершине антенны). Сооружение состоит из 18 038 железных частей, тщательно изготовленных и собранных вместе за два года строительства. Это стоило почти 8 миллионов франков, сегодня что-то вроде 40 миллионов долларов США. В эпоху дефицита в размере триллиона долларов полагаю, что это не так уж и много (здесь речь о дефиците США – пер.). Однако, это больше, чем Вы ожидаете заплатить за парадные ворота.

Ладно, для всемирной выставки вы хотели бы соорудить что-нибудь красивое. Никто не собирается ехать из провинций Франции, не говоря уже о загранице, чтобы увидеть входную арку, которую можно купить на распродаже в Менардсе (Menards – сеть хозяйственных магазинов на Среднем Западе США – пер.). И все же, грандиозное – это одно, экстравагантное – это совсем другое. Высочайшее на то время сооружение в мире, памятник Вашингтону, составляло сущие 169 метров. А самое высокое на 1890 год обычное здание, то есть здание, где вы могли бы работать или жить, был нью-йоркский Уорлд билдинг (The New York World Building), высотою в ничтожные 94 метра.

Люди более экономичные, нежели французы, возможно, сказали бы: если мы возведем башню высотой 200 метров, а не 300 с лишним, мы достигнем нашей основной цели – у нас будет входная арка, обеспечивающая нам место в книге рекордов, и изумляющая деревенщину. Кроме того, у нас останется значительная сумма, которую мы сможем разумно инвестировать в казначейские облигации.

Но они этого не сделали. Вся соль проекта Эйфеля была в том, что он сможет построить башню высотой в 300 метров, и проектировщики выставки купили его проект. Дело в том, что Эйфелевой башне, вероятно, принадлежит антирекорд отношения грандиозности к полезности среди всех сооружений в мире. (Некоторые скажут, что в этом смысле Статуя Свободы отстоит недалеко, но давайте вспомним, кто выдумал её.)

Над этим вопросом стоит поразмышлять. Люди строили высокие сооружения со времен Вавилона – главным образом для славы, конечно, но обычно еще с некоторой явной высшей целью в мыслях. Храмы и соборы – чтобы чествовать божества; пирамиды строили как гробницы; Монумент Вашингтона – в память первого президента США. Самое высокое здание в мире на данный момент – это 160-этажный небоскреб Бурдж Халифа в Дубае в Объединенных Арабских Эмиратах, высотой 828 метров. Можно предположить, что это несколько больше, чем требовалось для местного рынка недвижимости, но факт остается фактом: Бурдж Халифа является зданием, в котором есть пригодные для жилья площади.

С Эйфелевой башней не так – по крайней мере в сколь-нибудь значительной степени. Это – почти в чистом виде архитектура тщеславия. Нельзя сказать, что это был провал в финансовом отношении. На башне есть смотровая площадка, рестораны, конференц-зал, магазин сувениров, и т. д.. Все это приносит соответствующий довольно высокий доход. Башня отбила большую часть расходов на строительство за время выставки 1889 года; добавьте сюда субсидии от города Парижа, и проект был комфортно завершен в черной зоне.

Однако, после закрытия выставки бизнес сократился. Первоначальный план состоял в том, чтобы снести башню через 20 лет. Она выжила в первую очередь потому, что предприимчивые стороны нашли для нее практическое применение. Редкий гость, пристально глядящий на знаменитый силуэт башни, не подумает: вот идеальное место для парковки моего дирижабля. В действительности, однако, высокие структуры обеспечивают заведомо плохое крепление дирижабля из-за порывов ветра. Башня действительно служила опорой дирижаблю, по крайней мере, в одном случае: когда пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон обогнул ее во время полета на приз в 1901 году.

Спасение Эйфелевой башни оказалось в области связи. В 1906 году была добавлена антенна для беспроводного телеграфа; позже были установлены коммерческие радио и телевизионные антенны. Это оплачивало содержание башни до развития туризма после Второй мировой войны. Сегодня Эйфелева башня, как говорят, привлекает больше посетителей, чем любой другой платный аттракцион на земле, превосходно исполняя роль, для которой она была построена.

Какую роль, спросите вы? Не тупите. Реклама Франции!

Источник: thiswas.ru


Categories: Башня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.