Донжо́н (фр. donjon) — главная башня в европейских феодальных замках.

В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.

Кроме того, хотя обычно замки представляли собой некую территорию, обнесённую стенами с башнями и донжоном внутри, многие из них в сущности состояли лишь из самих «центральных» башен (без крепостных стен) — примером может послужить замок Вао XIV века в Эстонии.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.

В Германии донжон имеет название бергфрид (нем. Bergfried). В Японии подобную функцию выполнял тэнсю.

Интересные факты


Английский вариант написания слова dungeon (заимствование из старофранцузского языка) первоначально не означал подземелья, но, с превращением Тауэра (буквально «Башня») в королевскую тюрьму, стал означать темницы и подземелья. При этом другое английское слово keep сохранило своё исконное значение и по-прежнему означает только донжон, а не тюрьму. В наше время слово приобрело дополнительное значение — стиль dungeon (данжн) означает «мрачный, страшный, тюремный» стиль.

В селе Середнем Закарпатской области в XIII столетии был построен замок тамплиеров. Полуразрушенный донжон его сохранился до наших дней. Середнянский замок — четырёхугольная трёхъярусная каменная башня-донжон (18,6 м х 16,5м) с балочными межэтажными перекрытиями, высота башни до 20 м, а толщина стен — 2,6 м. Вход в башню был на уровне второго яруса.

Известные донжоны


  • Уайт Тауэр (англ. White Tower — Белая Башня) в Лондонском Тауэре (The Tower of London), построенная Вильгельмом Завоевателем;
  • Башня в Рочестерском замке в Рочестере, графство Кент, которая и сейчас доминирует в панораме города;
  • Круглый донжон в Руане — всё, что осталось от большого городского замка, в котором была заключена Жанна Д’Арк после обвинения в ереси.
  • Донжон «Длинный Герман» Нарвского замка

Источник: dic.academic.ru

Развитие строительства замков

Идея строительства замков в Средневековье заключалась в том, чтобы возвести хорошо укреплённое сооружение, приспособленное к длительной осаде. Оно должно было обеспечивать защиту не только хозяевам, но и жителям окрестных деревень. Первые подобные сооружения появились на территории европейских стран в IX—X вв.

Изначально они мало походили на типичные для более позднего времени каменные замки-крепости, многие из которых сохранились до наших дней. Вплоть до второй половины Х века замки возводились из дерева. Место выбиралось возвышенное — естественный или насыпной холм, который окружали рвом с водой и частоколом из дерева. К вершине вела лестница, которую демонтировали в случае опасности.


У подножия холма размещались мастерские, мельницы, жилища слуг. Сюда же при нападении противника загоняли скот. Во дворе внутри частокола могли укрыться и крестьяне из окрестных сёл. Строительство планировалось так, чтобы в случае длительной осады можно было обеспечить потребности защитников замка в самом необходимом на несколько месяцев.

Устройство рыцарского замка феодала со временем усложнялось. С начала IX века эти сооружения стали возводиться из камня и представляли собой неприступные крепости, стены которых могли выдержать мощные атаки противника и обеспечить длительную оборону. Размер их также увеличился. Возвести такое строение на насыпи было проблематично, поэтому при планировании постройки выбирались естественные возвышенности. Старинное феодальное поместье, таким образом, было видно издалека. Это помогало его владельцу держать в руках своих вассалов, демонстрируя, кто является хозяином окрестностей.

Краткое описание основных элементов

При всём разнообразии архитектуры замков, сохранившихся до наших дней, в их планировке прослеживаются чёткие закономерности.

План средневекового замка предусматривал наличие таких элементов:

  1. Донжон — основная отдельно стоящая башня, жилище рыцаря-хозяина (3−4 этажа).
  2. Мост через ров к воротам и подъездная дорога.
  3. Стены и смотровые башни.
  4. Дворы.
  5. Часовня.
  6. Колодцы.

Стены начиная с XI века возводились из камня. Они устраивались широкими не только для укрепления, но и для того, чтобы защитники замка могли передвигаться по ним. Прятались они за зубцами на вершине стен. По углам устраивались башни с бойницами. Один из сохранившихся подобных замков, Шамбор, находится на Луаре и наглядно демонстрирует их расположение.

Проходы, ведущие из башен на стены, дополнительно защищались прочными дверями. Они, как и внезапные изменения высоты, делили стены на части, что усложняло штурм. Внутри стен размещались коридоры, по которым защитники крепости могли добраться до тайного хода, ведущего за её пределы.

За стенами замка начинался нижний двор, засеянный травой для скота. Здесь находились жилища слуг, мастерские, конюшни, амбары и склады. Склады должны были обеспечивать обитателей замка провизией на длительный срок, ведь нападения противника, особенно во время масштабной войны, могли быть частыми. За состоянием складов тщательно следили. Провизию могли испортить грызуны либо она могла замокнуть, и это было настоящей катастрофой, так как длительная оборона становилась невозможной.

Строительство замка в Средневековье предусматривало наличие внутри ещё одной-двух стен, которые защищали донжон — главную башню крепости.

Особенности этого сооружения:


  1. Округлая форма (в эпоху деревянных замков донжоны были квадратными). Продиктована такая планировка экономией и тем, что округлые стены прочнее.
  2. Просторные залы и соседствующие с ними спальни меньших размеров.
  3. Небольшие узкие окна-бойницы, пропускавшие мало света, вследствие чего внутри всегда царил полумрак.
  4. Нежилой первый этаж без окон, который могли использовать как склад или темницу (в последнем случае попасть в него можно было через люк в полу второго этажа).
  5. Вход на второй этаж через лёгкую галерею или лестницу из какой-либо другой постройки.
  6. Тяжёлые люки и приставные лестницы, отделявшие этажи друг от друга. При захвате одного из этажей лестница втягивалась внутрь, что позволяло защитникам продержаться ещё какое-то время.
  7. Смотровая площадка на крыше с караульным на ней.

До роскошного дворца Европы эпох Возрождения и Просвещения средневековому жилищу рыцаря было очень далеко. Но донжоны в более позднее время всё реже использовались хозяевами для проживания, если вокруг царил мир. Для этого во внутреннем дворе возводились отдельные комфортные покои, где кроме того можно было принимать гостей.

На любой схеме средневекового замка можно увидеть его основные элементы. Их расположение могло несколько варьироваться, но общие принципы планировки оставались неизменными.


Мост был очень тяжёлым, но строили его так, чтобы поднять его мог один человек. Это достигалось благодаря системе противовесов. В поднятом состоянии мост служил дополнительной защитой для ворот от стрел и таранов. Перед воротами нередко возводили своеобразную крепость под названием барбакан, которая отличалась от замка небольшими размерами, а над ними — надвратную башню. Для их створок использовали древесину дуба, обшитую железом. Принудительное открытие укреплённых ворот снаружи, таким образом, было довольно трудной задачей, особенно под градом стрел обороняющихся.

Проезд к надвратной башне перекрывался в случае опасности железными решётками. Их планировалось несколько, чтобы отряд противника можно было разделить на части и расстрелять из арбалетов. Для этой же цели служили и неожиданные повороты дороги под прямым углом. В конце нападавших встречали ещё одни прочные ворота. Рядом с главными воротами, предназначенными для всадников, строили узкую каменную лестницу — проход для пешеходов.

Подъездная дорога к мосту обычно прокладывалась вдоль стен. Это делалось для облегчения коллективной защиты обитателей замка при нападении врага. На стенах выставлялись часовые. Таким образом, проникнуть к мосту незамеченным, чтобы атаковать ворота или сделать подкоп, было сложно.


Жизнь рыцаря в его жилище

История Средних веков свидетельствует, что жизнь феодалов в замке, особенно в эпоху раздробленности, сложно назвать спокойной. Мир, если он и заключался, был непрочным, и штурм крепости был привычным делом. Описание средневекового замка говорит о том, что такое сооружение выполняло прежде всего защитную функцию и внутри было не слишком уютным.

В зимнее время замки отапливались каминами, но это плохо спасало от холода и сырости. Стены нередко промерзали насквозь. Уборные часто представляли собой отдельные деревянные сооружения, находящиеся с внешней стороны стен. Их использование в холодное время года было проблематичным.

Гигиеной обитателям замка часто приходилось пренебрегать, и внутри царила антисанитария. Вода из колодцев использовалась в основном для приготовления пищи и шла на питьё скоту.

О комфорте обитателей при проектировании сооружения мало кто задумывался, но именно такой подход помог многим представителям феодального класса избежать взятия их крепостей, разграбления и гибели.


Источник: nauka.club

Замок Глэмс, кажется, сошел с иллюстрации к сказочной истории. Теснящиеся друг к другу шпили, зубчатые стены, круглые башни… "В настоящем средневековье такого не строили", — скажет придирчивый читатель и будет абсолютно прав. Несмотря на то, что замок этот существует с XIV века, то, что мы видим сейчас — плод реконструкций века XVII и XVIII. Но наибольший интерес в замке Глэмс вызывает не его прошлое, а его настоящее — жилые интерьеры, где проводили свое время многие поколения семейства Боуз-Лайон и самая знаменитая его представительница — Королева-Мать. Фотографии этих комнат, равно как и других помещений замка Глэмс можно посмотреть под катом.

Центральная башня замка

Но для начала все же пара слов об истории. Когда был построен замок Глэмс не до конца понятно. Известно, что в X веке здесь находился королевский охотничий домик. В 1376 году король Роберт II даровал видимо недавно построенный замок Глэмс будущему мужу своей дочери, сэру Джону Лайону. С тех пор имение всегда оставалось в одной семье.

Самые древние части сегодняшнего строения относятся к началу XV века. Сначала было построено восточное крыло современного замка. Здесь разместился господский дом.

План замка Глэмс. Восточное крыло изображено снизу, западное — справа. Северное крыло (сверху) — современная пристройка. Две круглые башни — все, что уцелело от когда-то мощных укреплений.

Центральная башня замка

Около 1435 года начались работы по сооружению центральной башни замка. Ее построили с планировкой в виде буквы L (L-plan towerhouse). Такие башни очень типичны для Шотландии XIII — XVII веков (однако также встречаются и в других регионах Европы). Их особенность заключается в том, что одна укрепленная башня фактически превращается в две, стоящие под углом 90° друг к другу. Такая конфигурация позволяет оборонять подступы ко входу перекрестным огнем.

Руины центральной башни замка Данноттар (Шотландия). Здесь хорошо видна планировка в виде буквы L.
Центральная башня замка
"DunnottarCastle" by William Marnoch — originally posted to Flickr as Dunnottar Castle. Licensed under CC BY 2.0 via Wikimedia Commons — http://commons.wikimedia.org/wiki/File:DunnottarCastle.jpg#mediaviewer/File:DunnottarCastle.jpg

Новопостроенная башня располагалась к западу от уже имевшегося строения и не была с ним связана. Век спустя башню расширили, чтобы объединить имеющиеся постройки в единое здание. Сегодня на месте угла древней башни располагается круглая башня с главной лестницей замка. Она была построена только в XVII веке.

Центральная лестница замка Глэмс.

Центральная башня замка

Центральная лестница замка Глэмс. Ок. 1900 г.
Центральная башня замка

Западное крыло было построено в ходе масштабной реконструкции замка, проводившейся в XVII веке. Тогда же было реконструировано восточное крыло — фактически, от изначального строения остались лишь стены. В частности, был реконструирован главный зал замка, где теперь расположилась гостиная.

Гостиная замка Глэмс.
Центральная башня замка

Гостиная — одно из самых интересных помещений замка. Обратите внимание на сводчатый потолок, рисунок на котором имитирует готические нервюры и замковые камни и вы убедитесь, что любовь к готике в Великобритании не умирала никогда.

Гостиная замка Глэмс
Центральная башня замка

Другая интересная деталь — атланты и кариатиды над камином. Любопытная трактовка античного наследия.

Декоративная панель над камином.
Центральная башня замка

Маленькая комнатка, куда мужчины удалялись, чтобы припудрить парик.
Центральная башня замка

Фафорвы стуэтки на комоде.
Центральная башня замка

Пианино с семейными фотографиями.
Центральная башня замка

Комод.
Центральная башня замка

Судя по сохранившимся изображениям комнаты, никаким значительным переделкам за последнии несколько веков она не подвергалась — разве что мебель немного переставляли.

Гостиная замка Глэмс. Гравюра 1901 года, изображающая древний вид помещения.
Центральная башня замка

Гостиная замка около 1900 г.
Центральная башня замка

Фото того же периода.
Центральная башня замка

Гостиная замка Глэмс. 1925 год.
Центральная башня замка

Гостиная замка Глэмс. Середина XX века.
Центральная башня замка

В XVII же веке, между 1679-1683 с северной части восточного крыла к замку была пристроена часовня. Ее потолок и стены были украшены сценами из Библии, написанными нидерландским художником Якобом де Виттом.

Часовня замка Глэмс.
Центральная башня замка

Якоб де Витт. Настенные панели с изображением апостолов.
Центральная башня замка

Особенно примечательна панель с изображением Христа в шляпе. Согласно Новому Завету Мария Магдалина, впервые увидев Воскресшего Христа, приняла его за садовника. Художник, видимо, стремившийся объяснить такую ошибку, написал Его в традиционном для нидерландских садовников того периода головном уборе.

Якоб де Витт. Иисус Христос и Мария Магдалина.
Центральная башня замка

Якоб де Витт. Алтарь часовни.
Центральная башня замка

Витражи в часовне были отреставрированы совсем недавно — в начале XXI века.

Святой Георгий.
Центральная башня замка

Иисус Христос и ангелы.
Центральная башня замка

В начале XIX века восточное крыло было еще раз перестроено. Большинство жилых интерьеров, помещающихся в восточном крыле были созданы именно в XIX веке. В 1865 году здесь было проведено газовое освещение и водопровод и Глэмс окончательно превратился в сказочный замок.

Замок Глэмс.
Центральная башня замка

На сегодняшний день в замке Глэмс имеется более 50 комнат. Большинство из них — частные покои, но некоторые комнаты открываются для посетителей.

Комната короля Малколма
К реальному королю Малколму II, убитому в Глэмсе в 1034 году, когда здесь был всего-навсего охотничий домик, эта комната никакого отношения не имеет. Зато здесь есть отделанный кожей камин (от любопытных, желающих удостовериться, что это реально кожа, камин даже пришлось закрыть пластиковыми панелями), старинные вышивки на стенах и фамильный фарфор.

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Фрагмент вышивки настенной драпировки. Когда-то она была кровтным балдахином.
Центральная башня замка

Фото ок. 1900 г.
Центральная башня замка

Зал Дункана
Вообще-то этот зал скорее всего был караульным помещением. Однако молва приписывает этому залу дурную славу места убийства короля Дункана I. Молва ошибается — король Дункан погиб в 1040 году, почти за 400 лет до появления замка Глэмс, а уж тем более этого самого зала. Шекспир, правда, видимо, был не в курсе таких мелочей, когда описывал своего Макбета, как Глэмисского тана (Глэмис — транслитерация названия замка), и сегодня сотни туристов едут в Глэмс посмотреть на замок Макбета и место, где он убил своего короля.

Центральная башня замка

Крипта
Помещение, которое сегодня называют "криптой" — это так называемый "нижний зал" средневекового замка. Здесь семья владельца замка принимала посетителей и занималась общественными делами.

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Выход и крипты на центральную лестницу.
Центральная башня замка

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Фото ок. 1900 г.
Центральная башня замка

Фото ок. 1900 г.
Центральная башня замка

Вход в крипту. Около 1900 г.
Центральная башня замка

Бильярдная
Комната также используется в качестве библиотеки.

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Фото ок. 1900 г.
Центральная башня замка

Будущая Королева-Мать, играющая на рояле бильярдной. 1923 год.
Центральная башня замка

Книжный шкаф
Центральная башня замка

Столовая
Столовую построили в середине XIX века. Это одна из самых красивых комнат замка.
Центральная башня замка

Обратите внимание на потолок — его украшают медальоны в виде английских роз и шотландского чертополоха, символизируя единение Англии и Шотландии. Как и в гостиной, потолок столовой стилизован под готику.
Центральная башня замка

Комната отделана английским дубом, особенно примечательна дубовая панель над камином.
Центральная башня замка

Обеденный стол раскладывается. За ним можно усадить до 40 человек. Кстати, количество гостей на приеме всегда должно быть четным. По этикету гости должны были разбиваться во время обеда на пары и развлекать друг друга беседой. Если бы за столом было нечетное число людей, кому-то бы пары не хватило.
Центральная башня замка

Серебряный корабль, которым украшен стол — предмет особенной гордости владельцев замка. Его подарила хозяевам на золотую годовщину свадьбы домашняя прислуга.
Центральная башня замка

Столь массивное украшение не мешало сервировать стол — по этикету викторианской эпохи приготовленный блюда на стол не ставили. Из выносили на подносах, демонстрировали гостям (и рыба, и дичь всегда готовились вместе с головой — это показывало, что продукты свежие, ведь гнить они начинают именно с головы), потом ставили на комоды, расположенные вдоль стен. Уже оттуда лакеи сервировали еду гостям.

Фото ок. 1900 г.
Центральная башня замка

И напоследок обещанне в анонсе апартаменты Королевы-Матери. Эти небольшие апартаменты из трех комнат (салона и двух спален) использовались герцогом Йоркским (будущим королем Георгом VI) и его супругой во время пребывания в замке Глэмс.

Салон
Салон Королевы-Матери — уютная жилая комната, где легко можно представить быт счастливой семьи.

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Фото Королевы-Матери с мужем и детьми. Девочка слева на крайней правой фотографии — нынешняя королева Великобритании Елизавета II.
Центральная башня замка

Центральная башня замка

Королева-Мать с дочерью и внуками.
Центральная башня замка

Спальня Королевы Матери
Эта комната когда-то принадлежала матери венценосной хозяйкиаартаментов. На балдахине были вышиты имена и годы рождения всех ее детей, в том числе и "Елизавета 1900".

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Набор для умывания.
Центральная башня замка

Покрывало на кровати Королевы-Матери с изображением переплетенных стеблей английской розы и шотландского чертополоха было сделано совсем недавно, уже после ее смерти.
Центральная башня замка

Спальня герцога Йоркского

Центральная башня замка

Находящаяся здесь кровать — самая древняя в доме.
Центральная башня замка

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Как видно, изнутри Глэмс больше похож на дворец, чем на крепость, однако, его бурном прошлом напоминает ширина стен у прорубленных на месте бойниц окон.

Центральная башня замка

Центральная башня замка

Использованная литература
http://www.undiscoveredscotland.co.uk/glamis/glamiscastle/
http://canmore.rcahms.gov.uk/en/site/32055/details/glamis+castle/
http://www.scottishchurches.org.uk/sites/site/id/6085/name/Glamis+Castle+Chapel+Glamis+Tayside

Фотографии
Большинство мои, но также использовались материалы с сайта http://craig-stephen.photoshelter.com. Они помечены соответственно.
Старые кадры с сайта Королевской комиссии по древним и историческим монументам Шотландии. http://www.rcahms.gov.uk/

Еще замки
Фужер: история средневековой фортификационной архитектуры Франции в одном замке.
Замок Фенис: средневековые башни, фрески раннего Возрождения и стены эпохи Муссолини.
Несвижский замок: от ренессансной фортеции к барочному дворцу.
Лиелвардский замок (Латвия) — реконструкция ливского деревянного замка 11-12 вв.

Еще Шотландия
Все оттенки Шотландии.

Источник: alienordis.livejournal.com

Немного истории

Во времена Вильгельма Завоевателя (XI столетие) одним из самых важных видов строительства стало возведение замков, которые принадлежали нормандской знати. Пожалуй, самый знаменитый и древний донжон был возведен именно этим королем – это белое здание Лондонского Тауэра (завершение строительства — 1078 год). Это была одна из самых неприступных цитаделей Европы, построенная нормандцами, чтобы укрепить свое владычество над англосаксами. Отсюда и произошел термин донжон – это господская башня, если переводить буквально с французского. Конечно же, у других национальностей этот тип сооружения имеет свое название, но суть остается та же.

Что такое донжон в средневековом замке?

Несмотря на внешнее многообразие, все замки построены по примерно одинаковому плану. Чаще всего их опоясывает крепкая стена с массивными квадратными башнями на каждом из углов. Ну а внутри защитного пояса находится башня донжон.

Изначально они имели четырехугольную форму, однако со временем стали появляться многоугольные или круглые сооружения, для того чтобы повысить их устойчивость. Ведь одним из немногих способов взять неприступную крепость был подкоп с последующим подрывом фундамента на углу здания.

Некоторые башни имеют разделительную стену посередине. Доступ к различным уровням и частям замка обеспечивается переходами и винтовыми лестницами, встроенными в толстые стены. Такая форма лестниц обусловлена тем, что они закручиваются по часовой стрелке, а значит, защитникам будет удобно держать меч в правой руке, а движения нападающих будут стеснены.

Старинные зодчие знали, что их творение рано или поздно будет подвержено нападению врага. Поэтому они намеренно делали неудобные проходы, выступающие камни на лестницах, ступеньки разной высоты и глубины, а также другие «сюрпризы». Оборонители замка были привычны к ним, а нападающий мог оступиться, что в пылу схватки стоило бы жизни. Дополнительным уровнем защиты были решетки, мощные двери и крепкие замки. Донжоны были очень тщательно продуманы.

Неприступные исполины

Такие башни возводили из камня. Деревянные крепости уже не могли обеспечить должную защиту от огня, метательных и осадных орудий. Помимо этого, каменное сооружение гораздо лучше подходило знати – появилась возможность сделать большие и безопасные комнаты, которые были хорошо защищены от непогоды. В них можно было делать огромные камины, которые обогревали бы холодные каменные помещения. А деревянное здание позволяло сделать лишь небольшой очаг.

Архитекторы всегда учитывали рельеф местности при строительстве и выбирали самые выгодные места для обороны под будущие замки. Донжоны, в свою очередь, высоко поднимались даже над уровнем крепости, что не только позволяло улучшить обзор и давало преимущество лучникам, но делало их практически недосягаемыми для деревянных осадных лестниц. Как правило, строительство крепости начиналось именно с главной башни, и уже потом она обрастала другими сооружениями.

Внутреннее устройство донжона

Вход в башню был только один. Его поднимали над уровнем земли и устраивали лестницу или даже ров с подъемным мостом, чтобы нападающие не могли использовать таран. Комната сразу после входа иногда использовалась для разоружения посетителей, ведь донжон – это святая святых замка, нельзя было допустить возможность проникновения в него вооруженного недруга. Здесь же располагалась стража. Сбоку в стене устраивали альков с небольшой сквозной дырой, которая использовалась в качестве туалета. Подобное устройство было на каждом этаже. В подвале башни хранили продукты, а также это было одно из самых безопасных мест для хранения сокровищ знати. Однако были у него и более прозаичные функции – здесь же располагались камеры заключенных и сливная яма.

На втором этаже устраивали холл для встреч и пиров. Так как площади помещений были небольшие, то кухня чаще всего находилась за пределами донжона. Также здесь или этажом выше была небольшая часовня. Как правило, на территории каждой крепости была своя церковь, но хозяева замка и их титулованные гости могли молиться отдельно.

На самом верхнем этаже располагались комнаты господина замка и его приближенных. То есть они были максимально удалены от входа в башню, чтобы обеспечить им наилучшую защиту.

Над спальней господ была непосредственно крыша, по окружности которой шла галерея для стражи, иногда пристраивались дополнительные маленькие башенки.

Недостатки каменных твердынь

Но, несмотря на их очевидные преимущества, такие крепости имели два огромных недостатка. Первый заключался в том, что донжон – это крайне дорогое сооружение. Возведение замка могли позволить себе только короли и очень богатые дворяне, а разрушение или потеря крепости могли привести к финансовому краху знатного дома. И даже при таких затратах замки строились 5–10 лет. Их содержание тоже было удовольствием не из дешевых.

Ну и второй, не менее важный недостаток – как бы ни изощрялись строители замков, рано или поздно оборонительные новшества уступали новому оружию или стратегии опытного атакующего.

Источник: FB.ru


Categories: Башня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.