«Падающая», или Пизанская башня известна во всем мире. Вряд ли найдется человек, который не слышал о сооружении со столь явными инженерными просчетами. Но далеко не каждый знает, что это не что иное как колокольня Пизанского собора (Duomo de Pisa), история которого началась на 100 лет раньше. Архитектурный ансамбль на Площади чудес (Piazza dei Miracoli), который помимо башни и собора дополняют Баптистерий и кладбище Кампо-Санто, не обойдет стороной ни один турист, оказавшийся в итальянском городке Пиза. С 1987 г. площадь находится под охраной ЮНЕСКО, чем еще больше привлекает туристическую братию.

стиль архитектуры

Исторический экскурс к созданию проекта


Ансамбль мировой известности с башней и собором расположены в древнем итальянском городке Пиза, что на берегу реки Арно. Историкам до сих пор достоверно не известно, когда и кем он был основан. Первое упоминание приходится на 180 г. до н. э., когда Пиза становится главным военным портом Римской империи. Удобное месторасположение позволяло эффективно защищаться от врагов и вести активную международную торговлю. Пиза набирала мощь и постепенно становилась влиятельной морской державой. Максимальный расцвет приходится на период X-XI вв.

Другой великой республикой того времени являлась «королева Адриатики» — Венеция, которая также вела развернутую торговлю и имела внушительный военный флот. Именно тогда между ними зародилась здоровая конкуренция, в результате которой в городе появился собор в честь Успения Святой Девы Марии. Задачей архитектора было создать проект, символизирующий размах международных торговых связей и не уступающий по красоте и величию венецианскому собору Сан Марко.

стиль архитектуры


Проект по новому архитектурному стилю

От многочисленных и успешных военных походов в республике появились средства, достаточные для возведения архитектурного шедевра. В частности, к тому периоду относятся знаменитая военная кампания против сарацинов в Палермо и захват Балеарских островов. 1063 г. стал началом строительства — за дело взялся Бускето ди Джованни Джудиче. По плану прославленного зодчего здание представляло собой пересечение 3-хнефных базилик, образуя равносторонний греческий крест, стены которого облицованы мрамором белого и серого цветов.

Таким образом, Бускето стал родоначальником нового направления в зодчестве. Впоследствии его назвали «пизанский романский стиль». А храм и весь комплекс Площади Чудес в целом стали его эталоном.

пизанский собор в италии

Завершение строительства

В 1118 г. собор был освящен понтификом Геласием II, который был родом из Пизы и принадлежал к семейному клану Каэтано.

Но строительство на этом не закончилось. Приемником Бускето стал другой архитектор Райнальдо. Он проектировал фасады и удлинил центральный неф здания. Теперь кафедральный собор приобрел форму католического креста. Работы по оформлению экстерьера для того времени провели очень быстро, и к 1180 г. они были завершены.


собор в пизе

Пожар 1595 г., реставрация

Площадь, где расположился собор, была сердцем города. Здесь во всю кипела повседневная жизнь пизанцев. Религиозные торжества и важнейшие гражданские церемонии также проходили у мраморных стен. Но стоит отметить, что уже в XIII-XIV вв. близился закат процветания республики.

Все началось с поражения от войск Генуи в 1284 г. и разрушения порта, который впоследствии так и не восстановили. Торговля замерла, а в 1406 г. Пиза была завоевана Флоренцией, и роль главного торгового порта Тосканы перешла к Ливорно. Но благодаря университету город стал культурным и научным центром. Об этом заботились флорентийские герцоги Медичи, под властью которых Пиза находилась до 1784 г.


Во времена Медичей и случился страшный пожар 1595 г., во время которого собор сильно пострадал и были утрачены ценные реликвии. Пришлось полностью переделывать крышу и отливать новые бронзовые двери. Одними из авторов реконструкции были Гаспаро Мола и Рафаэло Паньи. Внутренний интерьер также претерпел существенные изменения в соответствии направлением XVI в. Удалось спасти немногое, но тем не менее очень ценное.

Периодические реставрации послужили причиной переноса части культурных ценностей в Музей собора. На их месте сейчас размещаются достоверные копии.

В наши дни внешний облик и внутреннее убранство главной достопримечательности мы можем видеть с доработками и значительными изменениями от первоисточника, но это не делает его менее привлекательным и красивым. Наоборот, говорит о его богатой истории и насыщенных событиях.

собор в пизе

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Оригинальная архитектура Пизанского собора в Италии известна на весь мир. На пересечении трехнефной и пятинефной базилик возвышается большой купол яйцевидной формы на стрельчатых арках. В целом здание выглядит массивно и монументально. Его размеры 96 м в длину и 28 м в высоту. По всему периметру в несколько ярусов оно украшено аркадами и колоннами.


Экстерьер

Особое внимание привлекает западный фасад. Здесь и расположен главный вход, оформленный тремя порталами, декорированными мозаикой. По центру — дева Ассунта, по бокам — Святая Репарата и Святой Иоанн Креститель. Входные двери центральных ворот были изготовлены в XVI в. в мастерской Джамболоньи. На них изображены рельефные картины на библейскую тематику.

В южном крыле тоже расположен вход, в Средневековье его использовали как центральный. Он находится со стороны колокольни. Именно эта бронзовая дверь с рельефными библейскими сюжетами единственная уцелела после пожара. Сейчас она хранится в музее, а на ее место установлена копия.

Восточный фасад представлен полукруглым выступом с куполом (аспида), примыкающим к основному объему здания. Внутри здесь расположен алтарь. А на самом верху фронтона большая бронзовая статуя мифического существа гиппогрифа. В настоящее время здесь возвышается копия — оригинал, опять же, перенесен в музей ввиду большой ценности. Есть предположение, что в Пизу она попала как военный трофей из одной арабской страны в X-XI вв.

собор в пизе


Интерьер

Интерьер собора не менее интересен, чем наружные фасады. Богатое внутреннее убранство поражает и восхищает.

Как и в большинстве католических храмов, здесь расположено несколько гробниц, в которых нашли свое последнее пристанище знатные люди Пизы. Среди них первый архитектор Бускето ди Джовани Джудиче и римский император Генрих VII. А вот могила папы римского Григория VIII не уцелела во время пожара. Также здесь покоятся останки главного покровителя города и всех странствующих — Святого Раниеруса. Хранятся в храме и святые мощи, реликвии, добытые во времена крестовых походов.

Несмотря на обилие колонн, скульптур и настенных росписей, помещение внутри очень светлое и просторное. Интерьер производит сильное впечатление на посетителей и всем своим видом отметает сомнения в существовании Бога.

пизанский собор

Кафедра Пизано


Отдельно стоит рассмотреть произведение искусства, которое уцелело после страшного пожара и украшает собой интерьер собора. Это кафедра, созданная Джовани и Николло Пизано,— мраморное скульптурное сооружение, датируемое XIII в. Долгое время кафедра находилась в разобранном виде, т. к. во время реставрационных работ для нее не нашлось подходящего места. Лишь в 1926 г. ее заново собрали по частям. Выглядит она, естественно, не в первозданном виде — чертежей проекта не сохранилось, — и при восстановлении были обнаружены лишние детали (хранятся в музеях по всему миру), кроме того были добавлены новые (четыре гранитные колонны).

Благодаря наличию этого элемента собор и стал называться «кафедральным». Такая конструкция служит возвышением, с которого выступает проповедник. Чем красивее и богаче выглядит кафедра, тем больший вес в церковной иерархии имеет священник. По этой причине проекты таких конструкции разрабатывались с особой тщательностью. В настоящее время кафедра Джовани Пизано считается образцом средневековой итальянской скульптуры и имеет почетный статус шедевра.

Трибуна кафедры представляет собой восьмиугольник на девяти колоннах — восемь по кругу, девятая по центру. Часть обрамляющих колонн и одна центральная выполнены в виде человеческих фигур.

Также искусствоведы выделяют среди них скульптуру Геркулеса. Две колонны установлены на спины каменных львов. На угловых полях восьмиугольника, в верхней его части, изваяны фигуры пророков и евангелистов. Бока украшают скульптурные картины с сюжетами Нового Завета, изображая историю жизни Христа — от Благовещения до Страшного суда. Эти картины выполнены настолько кропотливо, что на рассмотрение всех деталей может уйти не один час.


пизанский собор в италии

Площадь Чудес

Как упоминалось выше, архитектурный ансамбль самой посещаемой площади города состоит из собора, колокольни, Баптистерия и кладбища. Здесь же на территории соборного комплекса находится и музей с историческими ценностями и произведениями искусства.

Соборный музей

Здание, в котором расположен музей, начинает свою историю в далеком XII в. Изначальным его назначением было размещение резиденции каноников собора. Впоследствии к нему пристраивались дополнительные корпуса, и в результате образовался закрытый внутренний двор.

После всех модификаций и перестроек в здании сохранилась часть первоначального строения, в которой можно полюбоваться на расписанный древними фресками свод. Два зала отведено под работы Джовани Пизано и Тино ди Камино. Скульптуры этих мастеров представляют особую ценность.


Все эти произведения искусства имеют первостепенную важность. Когда-то они располагались в соборе, Баптистерии или кладбище Кампо Санто. Расположение этих исторических ценностей в музее позволяет обеспечить для них надлежащие и современные условия хранения.

собор в пизе

Колокольня («Пизанская башня»)

Безусловный символ города, да и всей страны в целом, берет свое начало в 1174 г. И если знаменитый наклон представляет уникальность сооружения, то архитектурный облик и месторасположение составляют его историческую и художественную ценность.

История строительства

«Падать» колокольня начала еще во время строительства. В результате башня стала объектом многочисленных перестроек и долгое время вообще находилась под угрозой сноса. В основном изменения в проекте были связаны с устранением опасного крена.


А первоначальный проект предполагал строение высотой 98 метров в 12 этажей с крышей и балконами.

Повторная попытка завершить объект была предпринята архитектором Джовани ди Симоне. На тот момент наклон составлял 50 см, было возведено три этажа и надстроено еще три позднее. Высота колокольни составила 48 м. Во время строительства предпринимались попытки устранить крен, но они не увенчались успехом. Наоборот, его значение увеличилось до отметки 90 см. Строительство снова остановили.

К 1319 г. достроили седьмой этаж, а в 1360 г. при участии Томассо ди Андреа возвели восьмой, который и разместил колокола. А «падение» к тому времени уже составляло 1,5 м. На этом этапе надстройки этажей закончились, во избежание разрушения пришлось отказаться от последующих четырех ярусов. В итоге высота башни составляет 56 м, в ней 8 этажей и вес 14,5 тонн. Несмотря на свой воздушный и ажурный внешний вид, размеры она имеет солидные.

И тем не менее, попытки остановить «падение» предпринимались неоднократно. В XIX в. английскими учеными были произведены кропотливые замеры, которые с момента последнего измерения (почти триста лет) показали минимальные отклонения. Появилась версия, что за время своего существования башня обрела естественную устойчивость. Но спустя несколько лет процесс расшатывания снова ускорился. Грунтовые воды, глинистый состав грунта и в довесок неглубокий фундамент стали главной (но не окончательной) причиной наклона.

пизанский собор

Описание

Колокольня представляет собой цилиндрическое сооружение из камня и белого мрамора, которое имеет монолитное основание, обрамленное слепыми аркадами с полуколоннами. Каждая аркада украшена розетками. Поверх основания шесть этажей с открытыми арочными галереями, как на соборе и Баптистерии. Этот мотив объединяет весь ансамбль площади Чудес в единое целое.

Восьмой этаж служит звонницей и по совместительству смотровой площадкой с захватывающими дух видами. Чтобы оказаться на самой вершине, надо преодолеть 294 ступени. Подъем сложный, т. к. дает о себе знать наклон и сужение пролетов к восьмому этажу. Внутри башня полая с металлическими тросами и противовесами для поддержания конструкции.

Примечателен зал Рыбы на первом этаже сооружения. Свое название он получил из-за барельефов морских животных, выбитых на стенах внутри. Зал не имеет потолка, а освещение идет за счет солнечных лучей.

пизанский собор в италии

Баптистерий

Баптистерий, или крестильная — это отдельно стоящее здание на территории комплекса, предназначенное для совершения обряда крещения. Его постройка датируется 1153 г., которая тоже завершилась не сразу. Как и в случае с Пизанской башней, продлилась до XIV в. Первым автором проекта был Диотисальви, его последователями — Николо Пизано и Селино ди Несе. Эпохальная разница сказалась на архитектуре здания — нижний ярус исполнен в чисто романском стиле, а верхний изящно украшен готическими остроконечными элементами.

Внутри, как и положено, по центру находится восьмиугольная купель с рельефами и инкрустацией. Создана Гвидо Бигарелли да Комо в 1246 г. Интерьер по периметру заполнен колоннами и выдержан в черно-белых оттенках. Знаменито здание своей потрясающей акустикой. Преображение звука в помещении сравнивают с принципом действия органной трубы.

стиль архитектуры

Кампо-Санто

Кладбище расположено в северной части Площади Чудес. Дословный перевод с итальянского означает «святое поле». Такое название место получило из-за зарытой здесь во времена крестовых походов капсулы со священной землей с горы Голгофы. Есть легенда, что похороненные здесь тела превращаются в скелеты за 24 часа.

Существует версия, что изначально здесь планировалось возвести церковь, т. к. прямоугольный периметр крытой галереи больше характерен для храмов, но впоследствии проект изменили. Снаружи здание выглядит непритязательно — глухие стены, оформленные слепыми аркадами. Выделяется только готическая ниша со статуями Богородицы и евангелистов (табернакль) и чешуйчатый купол часовни.

А внутренний двор выглядит нарядно — аккуратный газон и многочисленные огромные окна с ажурными готическими арками. Внутри галереи расположены саркофаги знатных горожан средневековья, стены украшены фресками. Но состояние фресок плачевное — здание сильно пострадало во времена Второй мировой войны.

Для посещения исторического кладбища нужен билет, также следует учесть, что здесь постоянно ведутся реставрационные работы, поэтому доступ к некоторым фрескам или саркофагам может быть ограничен.

пизанский собор

Современное положение

Площадь чудес в Пизе с храмом, колокольней, Баптистерием и кладбищем представляют собой цикл человеческой жизни от рождения и крещения (Баптистерий) до последнего пристанища (Кампо-Санто). Собор же символизирует христианскую составляющую человека и до сих пор является действующим. Здесь ежедневно проводятся богослужения. Вход на территорию свободный. Режим работы зависит от дня недели и сезона. Более подробно о расписании можно узнать на официальном сайте www.opapisa.it. . Купить билет можно в кассе или заказать заранее через интернет. Это необходимо сделать, если захочется осмотреть каждый объект изнутри.

Советы и рекомендации посетителям

Пиза небольшой городок, и найти его главную достопримечательность очень просто. Буквально все дороги ведут к этому месту.

Если вы приехали в Пизу на поезде, то от железнодорожной станции Pisa Central можно сесть на автобусы №4 и №21. Остановка прямо напротив центрального входа в вокзал. Или пройтись пешком — по времени примерно 25 минут.

Адрес Piazza dei Miracoli 56126 Pisa PI и координаты 43.7232871, 10.3958643 для путешественников на автомобиле.

собор в пизе

Источник: proreligiu.club

Видео: Пизанская башня

Основные моменты

Пизанская башня стала нарицательным словосочетанием, означающим неустойчивые или падающие конструкции

Как могло случиться, что типовая на первый взгляд колокольня при храме самого обычного города получила всемирную известность? Всё дело в её наклоне, который создаёт иллюзию падения. И хотя он отнюдь не преднамеренный и никак не является следствием непрофессионализма строителей, зрительный эффект получился впечатляющий – на века!

Между тем название сооружения незаслуженно стало синонимом неудачной постройки. Архитекторы и строители того времени действительно допустили серьезный просчет, начав строить Пизанскую башню на местности, отличавшейся излишней мягкостью почвы. Только на исторической и культурной ценности достопримечательности это никоим образом не сказалось: Пизанская башня и сегодня выделяется среди множества старейших и красивейших памятников на Апеннинах.

Вообще, «падающих» зданий в мире насчитывается около трехсот. Но неповторимая красота воздушных, ажурных аркад, знаменитая звонница и богатая история Пизанской башни делают ее бесценным сокровищем архитектуры, выделяя среди остальных. И потому вполне заслуженно в 1986 году она вместе с собором, прилегающей площадью и баптистерием была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Колонны коринфского ордераПизанский собор и башня

История возведения Пизанской башни

Пизанская башня и базилика в 1830-х

Грандиозное строительство «падающей» красавицы продолжалось почти 200 лет с длительными перерывами. Начиналось оно в период расцвета Пизанской республики как морского государства (кстати, первой итальянской морской державы). Сооружение архитектурного ансамбля было запланировано в отдалении от центра города.

Этапы строительства Пизанской башни

Первым этапом строительства Пизанской башни руководили Гульельмо Инсбрук и Боннано Пизано. 9 августа 1173 года начались работы. Поначалу в обиходе была другая дата – 1174 год, пока исследователи не спохватились и не скорректировали её: ведь у республики был свой календарь, опережавший общепринятый на целый год.

Смотровая площадка Пизанской башни

Сначала заложили фундамент глубиной 3 метра. Затем, как водится, выждали год. Вот тут-то – после того, как возвели первый этаж и два яруса с колоннадами – и стал заметным наклон Пизанской башни. Работы были приостановлены. В 1198 году провели укрепление почвы и открыли здание. Интересным остается факт, что башня во время строительства наклонялась в разные стороны: cначала на север, потом на юг.

Следующий этап начался через 35 лет, в конце 1233 года. Руководство над столь сложным объектом взял на себя работник Бененато, сын Херардо Ботичи. Примерно к этому времени была построена половина Пизанской башни.

Перед Пизанской башней расположена скульптура "Фонтан амуров"

Большой прогресс в работе наметился, когда к строительству подключился Джованни ди Симоне. В конце 1264 года в горах под Пизой началась добыча камня для возведения башни. Обработкой стройматериала занимался мастер Рэйнальдо Спешале.

Вид на Пизанскую башню снизу вверх

С 1272 года Джованни ди Симоне руководил строительством Пизанской башни. Он решил попробовать компенсировать наклон поднятием уровня потолка с одной стороны на 10 сантиметров. Но надежды не оправдались: это только увеличило искривление. В 1275 году был достроен 5-й этаж. Отклонение от центральной оси превысило 50 сантиметров.

Башенный колокол

В 1284 году Пизанская республика потерпела сокрушительное поражение в битве при острове Мелория за господство в Средиземном море. Начался период упадка, строительство вновь приостановили.

Ступени в Пизанской башне

Следующие упоминания о возведении Пизанской башни датируются 1319 годом. На шестой ярус был поднят колокол и помещен в проем арки. Заключительным этапом строительства руководил Томассо. Он был сыном Андреа Пизано, знаменитого итальянского зодчего, архитектора и ювелира. В 1350 году началось возведение колокольни. Наконец, в 1372 году грандиозное строительство было завершено. К моменту окончания работ отклонение от центральной оси составило 1,43 метра.

Пизанская башня получилась совершенно не такой, какой первоначально ее запланировали. Вместо 10-этажного здания, высотой 98 метров с крышей над колокольней, построили только 8 этажей. Сегодня высота здания составляет 55,86 метров с южной стороны и 56,7 метров с северной стороны.

Главным вопросом, связанным со строительством Пизанской башни всегда был: «Почему она падает?» Версий на этот счет выдвигалось много. Даже имело место смелое предположение, что так и было задумано. Самой вероятной причиной наклона считается недостаточно глубокий фундамент в условиях неоднородного глинистого грунта, склонного к проседанию.

Пизанская башня в деталях

Архитектурные особенности

Хотя сама Пизанская башня наклонена, колокольня, построенная во II половине XIV в. наверху башни, стоит ровнее

Внешний и внутренний диаметр основы Пизанской башни – 18,484 м и 10,368 м соответственно. Вес накренившейся итальянской красавицы составляет 14700 тонн. В ней 294 ступеньки. Впечатляет и толщина стен в основе – в среднем 4,05 метра, которая к вершине уменьшается (у основания она 4,9 м, а на высоте галерей уже 2,48 м). Показатель текущего наклона башни оценивается специалистами в 3° 54′.

Пизанская башня на закате

В облике грандиозного сооружения угадываются черты романской, византийской и арабской культур. Некоторым ученым Пизанская башня напоминает мечеть или минарет. Примечательно, что колокольня находится на расстоянии от собора, что не является характерным для христианских церквей. Это обстоятельство натолкнуло на предположение, что тут, возможно, имело место некое влияние мусульманской архитектурной традиции. Или наоборот: идея отдельно стоящей колокольни сначала возникла в христианской церковной архитектуре, а более молодой ислам потом перенял её. Многие ученые и религиоведы до сих пор спорят об этом, и к общему знаменателю так и не пришли.

Люнет Пизанской башни

Пизанская башня выполнена из камня, богато декорирована светло-серым и белым мрамором. Первый этаж – монолитный, с глухими арками, которые образованы 15-ю колоннами с кессонами. Розетки, которыми они украшены, повторяют декор собора и баптистерия. Далее идут шесть ярусов. Внешняя стена каждого этажа представляет собой открытую галерею, украшенную причудливым узором и орнаментом. Тридцать колонн каждого яруса с классическими капителями опираются на закрытые арки. Эти изящные аркады повторяются и в здании собора, объединяя весь ансамбль. Декоративное украшение воплощает в себе черты византийской архитектуры.

Нижний ярус

Над шестым ярусом аркад расположена звонница. Колокольня меньше отклонена от центральной оси и стоит ровно. Это придает облику здания форму банана. У входа в Пизанскую башню можно увидеть изумительные барельефы. Наверху, в пространстве между арками, находится скульптура Мадонны с младенцем работы Андреа Гарди. Внутренний цилиндр башни выполнен из кирпича. Пространство между стенами – полое. Оно просматривается из башни через смотровые окна. В здании три винтовые лестницы.

Винтовая лестница с 7 на 8 ярус

Внутри Пизанской башни расположен огромный открытый зал, украшенный барельефами с изображениями фантастических животных. По окружности стены винтовая лестница ведет к верхнему ярусу. У подножия она широкая, а вверху ширина пролета всего около 40 сантиметров. Ступени выполнены из мрамора, кое-где сильно потерлись. Лестница ведет на смотровую площадку башни.

Туристы с удовольствием посещают Зал рыб. Он так называется из-за изображений морских животных. Раньше это помещение было закрыто для экскурсий. Тут находились приборы, которые следили за углом наклона Пизанской башни. В потолке зала через отверстие во время ночного посещения видны звезды. Зрелище незабываемое: ощущение будто находишься в настоящей обсерватории.

Зал в Пизанской башнеВид на зал сверху

Звонница башни

Колокольня по праву считается самой прекрасной в Италии, и появилась она на Пизанской башне только во второй половине XIV столетия. Каждый из семи колоколов настроен на отдельную ноту, имеет свою историю. Первый, самый старый, называется Pasquarreccia (Паскверча), изготовлен в середине XIII века. Он настроен на соль-бемоль. Колокол Терца отвечает за ноту си-диез, появился в звоннице в 1473 году. Колокол Веспруччо отлит в 1501 году (нота ми). Винченцо Посенти изготовил колокол Крочифиссо (до-диез), который в 1818 году был переплавлен мастером Гуаланди да Прато.

Колокольня Пизанской башниВид на собор Санта-Мария Ассунта с Пизанской башни

Во время Второй мировой войны был разрушен колокол Даль Поцо. После реставрации его поместили в музей. На звоннице с 2004 года находится его точная копия. Самый большой колокол, Ассунта (название переводится как «вознесение»), настроен на ноту си. Он весит 3,5 тонны, его изготовил Джованни Пьетро Орланди. В 1735 году колокол был переплавлен.

Пизанцы и гости города могут наслаждаться церковным перезвоном ровно в полдень. Описать его красоту и мелодичность невозможно – стоит обязательно услышать самому!

Солнечный день в Пизе

Реставрационные работы

Пизанская башня прекратила падать лишь в 2008 году!

Почти с самого начала строительства прилагались усилия к выпрямлению Пизанской башни. Первая комиссия была создана в 1298 году. На протяжении веков люди пытались сберечь это чудо архитектуры. Для сохранения уникального сооружения предпринимаются беспрецедентные меры и в наше время. Только к 2008 году удалось добиться прекращения «падения» башни.

Вечер в Пизе

Пизанской башне уже больше 650 лет, если считать со времени окончания строительства, что делает её одним из самых старых зданий не только в самом городе, но и в стране в целом. Без проведения реставрационных работ Пизанскую башню вряд ли удалось бы сохранить, и в этом мнении сходятся практически все архитекторы и историки. Мероприятия по поддержанию объекта в первозданном виде проводились в разные эпохи и, соответственно, отличались по сложности: от замены разрушающихся колонн снаружи здания до переплавки колоколов. И чтобы не дать Пизанской башне рухнуть, сохранить её, были приложены поистине титанические усилия. В 1934 году в фундамент ввели жидкий цемент.

Вход в Пизанскую башню

Власти Пизы даже объявляли конкурс на лучший вариант «выравнивания» здания. Предложений поступало множество. Некоторые были весьма оригинальными. Например, поставить памятник «незадачливому» архитектору Боннано Пизано, чтобы он подпирал своё детище. Или возвести симметричную башню рядом, но с противоположным наклоном. Но шутки шутками, а к работам подошли со всей серьезностью, построив неподалеку экспериментальный макет.

Площадь Пьяцца деи Мираколи

В 1989 году в итальянском городе Павия (регион Ломбардия) обрушилась колокольня при соборе. Это вызвало обеспокоенность: вдруг нечто подобное случится и с Пизанской башней? Решено было заранее позаботиться о ее сохранении – через очередную реставрацию. Так, в начале 90-х объект закрыли для посетителей. В 1992 году 18 стальных колец опоясало первую галерею аркад. На северную сторону Пизанской башни поместили свинцовые противовесы общей массой 600 тонн. Со стороны наклона поставили страховочные опоры. Сначала методику опробовали на макете, и только затем начали проводить уникальные работы. Через систему обсадных труб с помощью специального бура буквально по горсткам выбирали грунт из-под северной части сооружения. Целью было достижение проседания башни с этой стороны и выравнивание сооружения.

Наверху Пизанской башниКолокол Паскверча

Власти Италии выделили 27 миллионов долларов на спасение легендарного сооружения, и грандиозные затраты были вознаграждены. Угол наклона уменьшился на полтора градуса. В 2001 году Пизанская башня вновь была открыта для туристов. На сегодняшний день разница между двумя сторонами фундамента составляет около двух метров. Согласно оптимистическим прогнозам ученых, пизанская красавица должна простоять еще минимум лет 300. Как было объявлено, с 2008 года большего отклонения Пизанской башни от центральной оси, благодаря предпринятым усилиям, пока не наблюдается. До этого каждый год наклон увеличивался на миллиметр.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить одно: несмотря на свое «шаткое положение», Пизанская башня оказалась устойчивее многих «ровных» зданий, и не только в Италии. За время своего существования она пережила несколько крупных землетрясений, однако выстояла и продолжает радовать не только путешественников, но и местных жителей своим видом – самобытным и неповторимым.

Панорама

Мифы, интересные факты

Мемориальная доска Галилео Галилея

Утверждают, что уроженец Пизы, знаменитый астроном Галилео Галилей проводил на башне свои не менее знаменитые опыты. Ученый хотел доказать, что все тела, независимо от их массы, падают вниз с одинаковой скоростью. Для этого он сбрасывал с Пизанской башни различные предметы и замерял время падения. Галилей, согласно утверждениям его ученика Винченцо Вивиани, также изучал амплитуду колебаний маятника со стен башни. К сожалению, эти факты остаются неподтвержденными, хотя нет никаких оснований сомневаться в их правдивости или правдоподобности.

Стоя в Пизанской башне, можно увидеть звездное небо

А вот вклад в строительство Пизанской башни донны Берты ди Бернардо доказан. Женщина завещала 60 сольдо на её возведение. Эти деньги были потрачены на покупку камней, которые и сегодня находятся в основании звонницы. Таким образом, женщина увековечила свое имя для потомков. Она же посеяла сомнения относительно реально задействованных на строительстве лиц: в своем послании она упоминала некоего мастера Херардо. Также известно, что в ту пору в Пизе работал строитель Диотисальви (Diotisalvi), чье участие в возведении Пизанской башни представляется более вероятным. Однако свои работы им обычно подписывались, и если он не остался в стороне от такой грандиозной стройки, то почему на колокольне отсутствует его автограф?

Согласно легенде, Пизанская башня хотела уйти вслед за архитектором…

Забавная легенда объясняет наклон Пизанской башни. Якобы строение первоначально было идеально прямым. Но власти не захотели полностью рассчитаться с архитектором. Он обратился к своему детищу: «Пойдем со мной!» На глазах у изумленной публики Пизанская башня наклонилась. Но с места, как мы имеем возможность убедиться, не тронулась. И, конечно, никак не могла: ведь это всего лишь красивое предание, в которое, однако, заключен глубокий смысл. Не исключено, предполагают отдельные историки, что архитектору действительно недоплатили…

Башня в г. Найлс, США

В американском городе Найлс, что в штате Иллинойс (пригороде Чикаго), есть двойник пизанского чуда – водонапорная башня, точь-в-точь повторяющая оригинал, в том числе и по наклону. Правда, по своим габаритам она вполовину меньше. А вот в документальном фильме «Жизнь после людей», тоже американском, рассказывается о разрушении Пизанской башни, которое, по прогнозам авторов, случится только через 250 лет.

Башня Олдехове отклоняется от своей оси сильнее, чем Пизанская башня

У знаменитой итальянской красавицы есть и мировые аналоги. В Нидерландах, например, таковой является недостроенная колокольня Олдехове, находящаяся в историческом центре города Леуварден, столицы провинции Фрисландия. Если сравнивать два объекта, то оно будет не в пользу Пизанской башни. В том смысле, что Олдехове от своей центральной оси отклоняется даже больше.

Еще две «падающие» башни находятся у нас в России, их тоже часто сравнивают с пизанской. Первая – Сююмбике, в Казанском кремле (являлась смотровым сооружением, первое упоминание относится к 1777 году). Она заметно отклоняется в северо-восточную сторону, и наклон её шпиля составляет 1,98 м. Вторая – Невьянская башня, расположенная в центре Невьянска Свердловской области (построена в 1721-1745 годах по приказу русского предпринимателя Акинфия Демидова). Она отклоняется от вертикали примерно на 1,85 м.

Башня СююмбикеНевьянская башня

Но вернемся к Пизанской башне. Наша «уклончивая» героиня проникла и в анимационное кино. Упоминание о ней есть в популярном японском мультсериале «Кругосветное путешествие кота в сапогах», снятом еще в 1969 году режиссером Кацумата Томохарой. Не обошлось без Пизанской башни и в таких современных мультфильмах производства США, как «Финес и Ферб» (2007 год) и «Приключения мистера Пибоди и Шермана» (2014 г.), где она также упоминается.

Источник: wikiway.com

История строительства Пизанской башни

Пизанская башня

Падающая башня в Пизе – это не отдельное сооружение, а часть архитектурного ансамбля, расположенного на Площади Чудес. Кроме башни, в комплекс сооружений входят Баптистерий, Пизанский собор и кладбище Кампо-Санто. Пизанская башня является колокольней собора Богоматери Вознесения. Строительство падающей достопримечательности было начато после окончания работ по возведению Баптистерия и храма.

История падающей башни начинается в 1172 году, когда Донна Берта ди Бернардо завещала 60 сольдо на приобретение камней, служивших основанием для монументальной постройки. Основы достопримечательности были заложены в августе 1173 года. Точных данных об авторе Пизанской башни нет. Большинство историков сходятся во мнении, что символ Пизы является творением Бонанно Пизано. Также специалисты считают, что первый проект строительства был ошибочен: архитектор не учел состав и мягкость почвы, поэтому вместо вертикальной колокольни мы можем видеть падающую башню. После возведения 1-ого этажа этот недочет проявился сразу. Основание башни и построенная 11-метровая колоннада накренились в северную сторону на 4 см. На этом этапе было принято решение отложить строительство на некоторое время.

Второй этап возведения башни стартовал в 1272 году. Для предотвращения дальнейшего наклона колокольни было решено строить следующие этажи с более высокими потолками с южной (падающей) стороны. Этот маневр не дал результатов: башня продолжала крениться, кроме того, в связи с асимметричностью архитектуры была искривлена центральная ось здания.

В 1284 году возведение башни остановилось еще раз. Причиной этому стало поражение Пизы от Генуи в сражении при Мелории. В начале XIV века начался 3 этап строительства колокольни. В 1319 году жители и гости Пизы смогли увидеть 7 этаж величественной постройки. О том, когда появился последний 8 ярус, точно неизвестно. Некоторые историки полагают, что это событие произошло в 1350 году, другие источники указывают на 1360 и 1372 годы. Последний этаж характеризуется еще большим изгибом конструкции, что придает колокольне форму банана.

После строительства Пизанской башни перед властями встал новый вопрос: как сохранить постройку и предотвратить ее падение? Правительство города объявило конкурс, в котором могли принять участие все жители Пизы. При этом участникам выдвигалось главное условие: угол наклона Пизанской башни должен быть сохранен.

Предприимчивые жители Пизы выдвинули множество предложений по спасению городской достопримечательности. Среди них было немало курьезных идей. Например, оснастить постройку воздушным шаром, который бы удерживал падающую конструкцию, подпереть колокольню крупной скульптурой главного архитектора, пристроить к падающей башне аналогичную, чтобы оба объекта поддерживали друг друга, пустить вокруг колокольни трамвай для усадки почвы и пр. Конечно, ни один из перечисленных вариантов осуществлен не был.

В конце XX века были проведены масштабные работы по «выравниванию» колокольни. Ученые установили, что почва с северной стороны тверже, поэтому часть грунта было решено переместить на южную сторону объекта. Полученный результат стоил вложенных в него трудов: наклон башни уменьшился на пол метра, тем самым омолодив достопримечательность минимум на 200 лет.
На сегодняшний день Пизанская башня в Италии находится в стабильном состоянии.

Описание Падающей башни

Главная достопримечательность города выполнена в романо-пизанском стиле. Колокольня строилась из камня, и была украшена белым и светло-серым мрамором. На входе в заведение можно увидеть барельефы, изображающие мистических животных. Верхнюю часть люнета венчает работа Андреа Гварди – скульптура Мадонны с младенцем.

1 этаж оснащен 15 полуколоннами, глухими арками и кессонами. Остальные 6 ярусов украшают изящные романские аркады, а на верхушке достопримечательности находится арочная звонница, оснащенная 7 колоколами.

  • Самый первый колокол – Паскверечча, был создан еще в XII веке. Его нота – соль бемоль.
  • Второй колокол называют Терца, он был отлит в 1473 году. Этот кованый гигант звучит нотой си-диез.
  • Третий колокол называют Веспруччо, его создали в 1501 году. Нотой колокола является ми.
  • Крочифиссо – четвертый колокол, отлили в XVI веке, и переплавили в 1818 году. Его нота – до-диез.
  • В 1606 году был создан пятый колокол Даль Поцо, звучащий нотой соль. В годы Второй мировой войны он был уничтожен. Спустя некоторое время Даль Поцо реконструировали и поместили в музей, а его место заняла точная копия в 2004 году.
  • Самый большой колокол, звучащий нотой си, называется Ассунта. Он является творением Джованни Пьетро Орланди.
  • Также в звоннице имеется колокол Сан Раньери. Его нота – ре-диез. Его постоянно переплавляли, последний раз колокол был отлит в 1735 году.

В Средневековье каждый колокол звонил в определенный час, комплексные звуки металлических гигантов никогда не звучали. Сегодня колокола Падающей башни звонят ежедневно в полдень.

Высота 8-ярусной Пизанской башни насчитывает 56 м 70 см – на самой высокой стороне, и 55 м 86 см на низкой стороне. Основание достопримечательности имеет диаметр 15 м 54 см. Толщина стен варьируется в пределах 2 м 48 см до 4 м 90 см. Ближе к вершине толщина стен конструкции уменьшается. Знаменитая пизанская достопримечательность весит 14 453 тонны.

Основание башни отклоняется от вертикальной оси на 4 м. Вершина здания наклонена еще больше – на 5 м 30 см от вертикальной оси. Угол наклона Пизанской башни равен 3°54ʼ. На самый верх колокольни ведут 294 ступеньки. Преодолев их, туристы выходят на смотровую площадку, и любуются живописными видами Площади Чудес и ее окрестностей.

Внутренние помещения Падающей башни

Внутри Пизанской башни находится спиральная лестница, по которой посетители могут взойти до самой вершины строения. У основания ступени достаточно широкие, однако при подъеме их размеры сокращаются. На последнем этаже башни лестница имеет ширину 40 см. Ступени созданы из натурального мрамора, который сегодня выглядит изрядно потрепанным и стертым.

Внутренние стены лестницы оснащены окнами. Туристы, поднявшиеся на 5 ярус, могут выходить на смотровые площадки, размещенные снаружи объекта. В целях безопасности площадки оснащены заграждениями. Люди, испытывающие страх перед высотой, не поднимаются выше звонницы – 7 яруса. Смелые посетители отваживаются на подъем к вершине колокольни. Смотровая площадка на Пизанской башне ограждена невысокими конструкциями, которые взрослому человек доходят до пояса.
Не менее экстремальным занятием является спуск вниз. Мраморные ступени достаточно скользкие, поэтому будьте предельно осторожны.

Обратите внимание: в Пизанской башне может находиться не больше 40 человек одновременно. Если вы заказали билеты для ее посещения, то придите на Площадь Чудес заранее.

Интересные факты

  1. Появление наклона у башни связано с интересной легендой. Строительство колокольни было доверено мастеру Пизано. Он возвел красивую башню – ровную, как стрела. Однако заказчики проекта отказались оплачивать труды мастера. Тогда Пизано махнул башне рукой и предложил ей пойти с ним. К удивлению всех присутствовавших, колокольня наклонилась, стремясь сделать шаг за своим создателем.
  2. Еще одна интересная история связывает Пизанскую башню и Галилео Галилея. Известный ученый того времени ставил на башне опыты, стараясь доказать, что масса предмета влияет на скорость его падения.
  3. Пизанская башня – не единственное в Пизе падающее сооружение. Также в городе стоят наклоненные башни Кампанилле Сан Никола и Кампаниле дельи Скальци.
  4. В американском штате Иллинойс имеется точная, но уменьшенная копия Пизанской башни. Сооружение функционирует как водонапорная башня.
  5. В первые годы строительства колокольня имела наклон в северную сторону. Приступив ко второму этапу строительства (XIII век), башня стала крениться на юг.
  6. Первоначальный проект предусматривал строительство 10-ярусной колокольни высотой 98 м. Обнаружившиеся ошибки в архитекторских расчетах сократили ее высоту почти в 2 раза (56 м).
  7. Несмотря на внешнюю неустойчивость, Пизанскую башню использовали в качестве военной базы немецкие солдаты. Она являлась идеальным наблюдательным пунктом, с которого отлично просматривались равнины города.

Уже несколько столетий словосочетание «Падающая башня – Пиза» является неделимым. Миллионы туристов приезжают в Италию только ради того, чтобы взглянуть на всемирно известное чудо своими глазами. Не забывайте о том, что в городе имеется множество других интересных достопримечательностей, поэтому его посещение станет насыщенным и увлекательным мероприятием, полным радостных эмоций и незабываемых моментов.

Источник: ItalyNow.ru

История строительства

С момента постройки Пизанская Башня стала практически символом города. Ее строительство было начато в августе 1173 года, посреди зеленого луга на окраине Пизы вместе с городским собором и крестильней. Вместе с перерывами продолжительность работ составила около двух столетий. Окончательно колокольня была готова в 1370 году.

Кто был автором первоначального проекта достоверно неизвестно. Однако исторические хроники предполагают, что это мог быть Бонанно Пизано (Bonanno Pisano). Сегодня определить была ли кривизна постройки задумана изначально или образовалась в результате проседания почвы впоследствии уже невозможно. Хотя второй вариант выглядит более правдоподобным. Скорее всего, изначальный проект уже был в чем том ошибочен. А башня изначально планировалась как вертикальная.

Пизанская башня стиль

Однако практически сразу после постройки первого этажа с колоннадой высотой 11 метров, строение начало кренится в южную сторону. И сначала это были всего лишь четыре сантиметра. После этого строительные работы были приостановлены и возобновились лишь спустя 100 лет. В 1275 году, когда крен Пизанской башни составлял уже 50 сантиметров, ситуацию попытались исправить. Для этого при возведении последующих этажей закладывалось превышение высоты на 10 сантиметров со стороны крена. К сожалению это не сильно помогло, и возведение колокольни пришлось прекратить досрочно, сократив ее на четыре этажа от первоначального проекта.

Архитектурные особенности

Романо-пизанский стиль Пизанской башни поражает всех своим изяществом и красотой. Высота ее восьми ярусов после окончания строительства составила 58 метров 36 сантиметров. В самой высокой части высота равна 56 метров 70 сантиметров, а в самой низкой – 55 метров 90 сантиметров.

Диаметр основания колокольни, имеющей цилиндрическую форму, составляет 15 метров 54 сантиметра. Толщина внешних стен у основания составляет 4 метра 90 сантиметров, а у вершины – 2 метра 48 сантиметров. Ее отклонение от вертикальной оси на уровне основания составляет 4 метра, а на уровне вершины – 5 метров 30 сантиметров.На верхний уровень кампанеллы возносят 294 ступени. А уж оттуда туристам, одолевшим восхождение, открывается красивый вид на Поле Чудес и ближайшие окрестности.
Вся башня выполнена из камня и декорирована цветным мрамором (светло-серого и белого цветов). У ее входа расположены барельефы, на которых изображены мифические фигуры животных. Верх люнета украшен статуей Мадонны с младенцем, выполненной Андреа Гварди (Andrea Guardi). Первый ярус окаймлен глухими арками с пятнадцатью полуколоннами и украшен кессонами, внутри которых можно увидеть розетки идентичные украшениям на баптистерии и соборе. Шесть последующих этажей окружены декоративными романскими аркадами. Их изящество напоминает византийскую архитектуру. Венчает здание звонница, прорезанная арками для семи колоколов. Их вес колеблется от 300 килограмм до 3,5 тонн. Кроме того у каждого из них свое имя и тон. Последующие присоединились к нему уже в 16-17 веках. Кстати все они находятся в рабочем состоянии и до сих пор радуют туристов своим звоном.

Колокола

Самый первый был отлит в середине 13 века. Его нота соль-бемоль, а имя Паскверечча (Pasquereccia). Второй Терца (Terza) с нотой си-диез появился в 1473 году. Маленький Веспруччо (Vespruccio) с нотой ми выплавили в 1501 году. Крочифиссо (Crocifisso) с нотой до-диез сделал мастер Винченцо Посенти (Vincenzo Posenti), а в 1818 году он был переплавлен Гуаланди да Прато.

Пизанская башня стиль

Даль Поцо (Dal Pozzo) – нота соль изготовили в 1606 году. Во время бомбардировки Второй Мировой войны он был разрушен. После войны его отреставрировали и отправили в музей. А на его месте в 2004 году появилась точная копия. Ассунта (Assunta) с нотой си — самый большой из семи колоколов, появился благодаря Джованни Пьетро Орланди. Последним звонницу пополнил Сан Раньери (нота ре-диез). Причем его неоднократно подвергали переплавке. В последний раз это было в 1735 году.

Так как собор, к которому относится Пизанская колокольня, является действующим, то перед каждой мессой, а также в полдень все желающие могут услышать перезвон этих колоколов. Интересно, что в средние века колокола звонили не одновременно, а каждый в свой специально установленный литургический час.

Спасение башни

После окончания строительства Пизанской башни, перед властями города встала новая проблема: как не дать ей упасть?

Особенно актуальным стал этот вопрос после урагана, пронесшегося над Пизой и сдвинувший башню на долю миллиметра всего за одни сутки. Для этого даже был объявлен специальный конкурс среди ученых, архитекторов да и просто обычных граждан, на который принимались идеи по спасению башни. Основным условием остановки «падения» было сохранение наклона сооружения. Ведь к этому времени «затянувшееся чудо» стало символом Пизы и ее основной достопримечательностью. В ответ на призыв поступило множество предложений, и чего там только не было.

Например, постройка возле башни скульптуры горе-архитектора, чтобы он удерживал свое неудачное творение. Или прикрепить к вершине колокольни огромный воздушный шар, который поддерживал бы конструкцию, не давая, тем самым ей отклонятся. В одном из вариантов предлагалось пустить вокруг башни трамвай, который своим весом трамбовал бы почву, чтобы башня не давала дальнейшей усадки. Ряд идей сводился к строительству возле Пизанской башни аналогичной, но с наклоном в противоположную сторону, чтобы они поддерживали друг друга.

От самых странных и курьезных проектов, конечно же, отказались. Оставив лишь те предложения, которые опирались на научные достижения. В конце 20 века неимоверные усилия ученых дали результат. Было установлено, что под южной стороной основания грунт намного мягче, по сравнению с северной. С помощью дополнительных стальных тросов, страхующих сооружение от падения, часть грунта из-под северного основания была очень аккуратно и кропотливо выбрана. В результате оседания башни после подготовительных работ с северной стороны наклон сократился примерно на 50 сантиметров, омолодив башню на пару сотен лет. После этого тросы, противовесы и опоры были сняты. На сегодняшний день гордость Пизы находится практически в стабильном состоянии.

Время работы

Из-за угрозы разрушения, посещение кампанеллы было запрещено в 1990 году. Заново открытие состоялось уже в декабре 2001 года.

Сегодня Пизанская башня готова принимать туристов круглогодично.

  • Апрель-сентябрь: с 8-30 до 20-30.
  • Октябрь-март: с 9-00 до 17-00.

С 14 июня по 15 сентября существуют отдельные ночные посещения. С момента закрытия и до 23-00. Такая инициатива была введена, чтобы позволить туристам насладиться видом со смотровой площадки Пизанской башни на закате. В это время город освещен тысячей огней и предстает в совершенно другом образе.

Официальный сайт пизанской башни: www.opapisa.it/it/la-piazza-dei-miracoli/torre-pendente/larchitettura.html

Как попасть внутрь – стоимость билетов

В связи с тем, что на попытки спасения Пизанской башни было затрачено десятки миллионов евро, стоимость посещения этой достопримечательности тоже немаленькая. На сегодняшний день она составляет 18 евро и по прогнозам может лишь увеличиваться. Решив побывать внутри, не забудьте, что одновременно там могут находиться не более 30-40 человек.

Пизанская башня стиль

Несмотря на немалую стоимость, позаботится о билетах стоит все-таки заранее. Экскурсии чаще всего уже расписаны на сутки вперед. И придя к башне рано утром, у вас будет, в лучшем случае, возможность взять билет на вечернее время. Летом же ситуация становится лишь сложнее.

Башня изнутри

К месту начала экскурсии на Пизанскую башню стоит прийти заранее. Это связано с тем, что вам придется (обязательно) сдать все вещи в камеру хранения (она находится в соседнем здании). С собой можно взять лишь фото или видеокамеру. А женские сумочки (в том числе самые маленькие) находятся под строжайшим запретом.

Возможно, это сделано для того, чтобы у посетителей башни не возникало желания поставить себя на место Галилея и сбросить что-то с вершины.

Войдя внутрь можно увидеть, что подножие лестницы достаточно широкое. Она поднимается вверх по внутренней окружности башни. Несмотря на достаточно удобные ступеньки, у многих через время возникает головокружение. Все время хочется схватиться за стены с обеих сторон, чтобы не упасть. Ступени выполнены из натурального мрамора. Однако так как этот материал в основном используется в декоративных целях, он не выдержал напора мог миллионов посетителей, и местами имеет сильные стертости. С каждым шагом ширина лестницы уменьшается. На последнем ярусе она и вовсе составляет около 40 сантиметров.

Пизанская башня стиль

Внутри башня полая и лестница обвивается вокруг нее по спирали. По внутренней стене оборудованы смотровые окна, позволяющие заглянуть в эту пугающую пустоту. После пятого яруса разрешается выходить на внешние смотровые площадки. Для надежности и безопасности они затянуты сеткой и ограждениями. Некоторые остаются в звоннице (предпоследний ярус) и не поднимаются до самой вершины. А ведь зря. Потому, что тем, кто преодолевает последнее испытание, от открывающегося вида просто захватывает дух. Сетка отсутствует, а высота ограждения лишь по пояс. Ничто не мешает наслаждаться открывающимся видом. Сверху крест собора виден как на ладони. И только на самом верху можно осознать насколько неровная поверхность под ногами.

После полученного удовольствия, стоит глубоко вздохнуть и приготовиться к последнему испытанию – спуску вниз. На каждом ярусе стоят специальные люди, регулирующие одностороннее движение. То есть движение попеременно идет или вверх или вниз. Спускаться сложнее. Истертый мрамор отличная основа для скольжения, увеличивающая шанс скатиться вниз. Поэтому будьте очень осторожны.

Если вы не чувствуете в себе сил поднятия к вершине, попробуйте посетить «Зал рыбы». Помещение было так названо собственно из-за рыбы, изображенной на барельефе расположенном внутри. Зал долгое время был закрыт для посещений, из-за находящихся в нем приборов, с помощью которых постоянно отслеживали наклон башни. Отверстие в потолке позволяет наблюдать за звездным небом над Пизой во время ночного посещения башни.

Вечернее посещение кампанеллы включает в себя и осмотр Мемориального кладбища Санто-Кампо. Оно используется не только для захоронения умерших, а и для семинаров обучения жизни. Там можно осмотреть и обдумать циклы фресок на стенах, имеющих специальную подсветку.

Пизанская башня стиль

Как добраться до башни

  • Пизанская башня расположена по адресу: Piazza del Duomo, 56126 Pisa

Если вы собрались посетить кампанеллу, а она расположена слегка в стороне от основных туристических маршрутов, постарайтесь выделить для этого хотя бы день. Ведь в этом небольшом городке находится не только падающая башня.

От вокзала до главной достопримечательности города вы доберетесь за 40 минут пешком. Если же вам не захочется прогуляться пешком, то можно воспользоваться городским транспортом. Он доставит вас до станции Пиза Россоре (Pisa Rossore) от которой до нужного места рукой подать.

  • Смотрите инструкцию: как добраться из аэропорта Пизы до центра

Интересные факты

Почему падает

С появлением Пизанской башни связана одна интересная история. Она повествует о том, как мастера Пизано попросили спроектировать и построить колокольню для строящегося собора. Архитектор постарался на славу. Он возвел элегантную башню прямой, как стрела. Однако католическое духовенство, заказавшее эту работу, не захотело расплатиться с мастером. Раздосадованный зодчий развернулся, чтобы уйти. Но напоследок он, развернувшись, махнул рукой и сказал башне: «Пошли со мной!». И на глазах у удивленных свидетелей, кампанила наклонилась в попытке сделать первый шаг.

Галилео Галилей

Также достоверно известно, что именно в Пизе в 1564 году родился знаменитый в будущем ученый – Галилео Галилей (Galileo Galilei). Исторические хроники рассказывают о том, что тогда еще просто физик и философ проводил с помощью Пизанской башни различные опыты. Он сбрасывал с вершины колокольни вниз предметы различного веса и объема с целью доказать свою теорию, о том что вес тела падающего вниз не влияет на скорость падения.

Всему архитектурному комплексу, в состав которого входит и Пизанская башня, ЮНЕСКО в конце 1986 года был присвоен статус Всемирного наследия.

  • Смотрите список всех объектов в Италии под защитой ЮНЕСКО

Оказывается их три

Удивительно, но «падающих» зданий, а именно колоколен в Пизе не одна, а три. Первую мы уже подробно обсудили. Вторая расположена в сосновом парковом массиве Пьядже (le Piagge). Это кампанилла церкви святого Михаила (San Michele degli Scalzi).

Пизанская башня стиль

Третья же колокольня затерялась на старейшей улице города и относится к церкви святого Николая (San Nicola). Ее кривизна не так «бросается» в глаза из-за плотно окружающих ее других зданий. Все сооружения дали крен еще в момент строительства в далеком прошлом из-за неоднородности грунта и подземных вод.

Всего же в мире можно найти около 300 «падающих» башен. Среди них часовая башня в Измире (Турция), Биг-Бен (Англия), башни Болоньи, башня Невьянск (Россия). Однако наиболее большую мировую известность приобрела именно «падающая» Пизанская башня (Torre pendente di Pisa).

Фото на фоне

И, напоследок, напоминание: не забудьте сфотографироваться с пизанской «падающей» красавицей. Ведь фото на ее фоне стали практически классикой. Приложив некоторые усилия, вам возможно даже удастся выпрямить башню. Ведь угол наклона на фото угол наклона будет зависеть от стороны с которой был сделан снимок. Например, если встать с северной или южной стороны от кампанилы, то рядом с вами окажется абсолютно ровное сооружение. А вот западная и восточная стороны предоставляют возможность увидеть «изюминку» достопримечательности во всей красе. Проявив фантазию или хотя бы побродив предварительно по просторам интернета вы, несомненно, сможете создать свою композицию с Пизанской колокольней.

Пизанская башня стиль

Как добраться до Пизы

  • из Рима: быстрее всего на скоростном поезде с центрального вокзала Roma Termini FRECCIABIANCA за 37 евро – время в пути 3 часа, или региональном  за 23 евро – 4 часа. Планируя путешествие за 2-3 месяца можно купить билет на скоростной поезд всего за 9 евро. Также электричка, стоимостью 22 евро, ежедневно отправляется со станции Roma Trastevere. Билеты покупаются прямо на вокзале максимум за 7 дней. Читайте подробную инструкцию.
  • из Флоренции: со станции Firenze Santa Maria Novella часто ходит электричка стоимостью 8 евро, время в пути около часа. Также можно добраться на автомобиле.
  • из Милана: со станции Milano Centrale быстрее всего  поездом FRECCIAROSSA с пересадкой на электричку во Флоренции на станции Firenze Santa Maria Novella. Время в пути чуть больше 3-х часов. Стоимость 48-65 евро (27-37 евро за 3 месяца) в зависимости от времени суток.  Менее скоростной вариант – региональный поезд за 34 евро (заранее 9 евро), в пути 4 часа. Читайте подробную инструкцию.
  • из Римини: скорее всего придется добираться с пересадками в Болонье и Флоренции, так как прямого сообщения нет. Дорога займет у вас около 4-х часов. Стоимость билетов в один конец 39-53 евро. Альтернативный вариант – арендовав  автомобиль в аэропорту за 50-60 евро в сутки добраться своим ходом не привязываясь к поездам. Найти самый выгодный вариант аренды авто в Италии.
  • из Генуи: со станции Genova Piazza Principe региональным или скоростным поездом за 15-20 евро. Время в пути около 2 часов.

Уточнить актуальное расписание поездов в Италии можно на официальном сайте www.trenitalia.com в разделе TUTTI I TRENI. Смотрите инструкцию как самостоятельно купить билет в Италии без посредников.

Смотрите видео отчёт с советами о самостоятельной поездке и парковках в Пизе

Где остановиться в Пизе?

Чаще всего туристы приезжают в Пизу на один день, такой вариант позволяет поставить вам галочку и сфотографироваться на фоне падающей башни, но для того чтобы посетить другие не менее значимые достопримечательности города и проникнуться его атмосферой рекомендуем вам задержаться в Пизе хотя бы на 1 день, забронировав отель на Booking.com. Стоимость приличных вариантов ночлега в пределах 60-100 евро. По специальной ссылке можно найти отель рядом с башней.  Как идея: приезжайте в Пизу в обед, прогуляйтесь по городу, осмотритесь, вечером поужинайте, а на рассвете пройдитесь и сфотографируйтесь у самых популярных мест. Далее в отель на завтрак и домой.

Удачных вам путешествий и фотографий!

Источник: Italy4.me


Categories: Башня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.