Башня сююмбике казань легенда

Башня сююмбике казань легенда

Сююмбике — правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533—1535), Сафа-Гирея, Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама.

Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Башня сююмбике казань легенда
Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного Ильяс Файзуллин

Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.


Башня сююмбике казань легенда
Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)Ильяс Файзуллин

Башня сююмбике казань легенда
Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор) Ильяс Файзуллин

Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню ,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани . Условия царицы были приняты и началось спешное строительство.
В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий….
К исходу седьмого дня башня была готова.

Башня сююмбике казань легенда
Ильяс Файзуллин

И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.
Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

Башня сююмбике казань легенда
Башня Сююмбике


Башня сююмбике казань легенда
Башня Сююмбике

Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу.

Башня сююмбике казань легенда
Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея. Худ. Н.Хазиахметов

Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву:

«Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же!
Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих — тебе и мне!».

И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях.


Башня сююмбике казань легенда
Камиль Муллашев

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа.
Первый муж Сююмбике Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованым решением промосковки настроенного правительства во главе с князем Булат Ширин и Московского князя Василия III.
Управление во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат, она же устроила брак Джан-Али с Сююмбике, что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему.
Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась, через этот брак приблизить бия Юсуфа и создать определенный противовес сверженному хану из крымской династии Сафа Гирею, который находился у своего тестя, могущественного ногайского мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф предлагагал сместить хана и требовал вернуть дочь.
Все эти события стали предметом дипломатической переписки.

Башня сююмбике казань легенда
Рушан Шамсутдинов

Джан Али не устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое, видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и вмешательство во внутренние дела ханства.
В 1535 году при участии Булат Ширина и Ковгоршат был совершен переворот, Джан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа Гирея. Сююмбике стала его пятой женой.


Башня сююмбике казань легенда
Нияз Хазиахметов.Хан Сафа-Гирей

После смерти Сафа Гирея правила Казанским ханством в 1549—1551 годы в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына. Царица Сююмбике — одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства.
Утямыш-Гирей— казанский хан (1549—1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.

Башня сююмбике казань легенда
Сююмбике и Утямыш.

После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведен на престол в двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшой была его мать Сююмбике.

Башня сююмбике казань легенда
Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем в русской тюрьме

Башня сююмбике казань легенда
Семья царицы Сююмбике. Копия с картины XVIII века. Неизвестный художник. Булгария

Башня сююмбике казань легенда

Башня сююмбике казань легенда
Казанская царица Сююмбике.

Так как Утямыш-Гирей был представителем крымской династии, после мятежа казанской знати против крымцев, в 1551 году был выдан казанцами Ивану Грозному вместе с своей матерью Сююмбике и казанской казной русским.
Был крещен в Чудовом монастыре, получив имя Александр Сафагиреевич,(ум. 11 (21) июня 1566)
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

В Патриаршей летописи об этом говорится, что они (казанцы) послали

… к Шигалею (Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею…


Башня сююмбике казань легенда
Фиринат Халиков. Прощание с Сююмбике

Башня сююмбике казань легенда
Художник Василий Худяков.Плененная царица Сююмбике покидающая Казань.1870

Через полтора года против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али, брата Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век, где и умерла. Могила неизвестна.
Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Башня сююмбике казань легенда

Башня сююмбике казань легенда
Искандер Рафиков

Башня сююмбике казань легенда
Нияз Хазиахметов

Башня сююмбике казань легенда
Наиль Лотфуллин


Башня сююмбике казань легенда

Башня сююмбике казань легенда
Искандер Рафиков

Башня сююмбике казань легенда
Анастасия Бузунеева.Танец Сююмбике

Башня сююмбике казань легенда
У Казанской царицы Сююмбике — Ильяс Файзуллин

Картина написана по заказу Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и находится в Казанском Кремле.

Сюжет картины. Действие происходит в период август-сентябрь 1549 года. В центре на троне — Сююмбике, очаровательная женщина. Печать неутешного горя на ее лице (несколько месяцев назад она потеряла своего любимого мужа Сафа-гирея). Некоторое время спустя Казань вновь подвергнется осадам со стороны войск русского царя Ивана IV Грозного. А сейчас?… Она еще продолжает принимать гостей, вести переговоры. Сююмбике красива, умна, величественна. Она не может показать свою печаль: она царица, мать малолетнего хана.

Слева от Сююмбике сын известного улу-карача Булат-Ширина карач-бий Нурали-Ширин (руки за спиной). Рядом (с саблей) глава ее правительства военачальник оглан Кучак (Кощак). За ними (руки сложены на груди) Худай-кул — будущий глава правительства после пленения Сююмбике и гибели оглана Кучака. Слуга уводит ее уставшего сына Утямыша. Справа от Сююмбике (с четками) глава духовенства сеид Кул-шариф беседует с поэтом Мухамадьяром.


r /> Далее: Сююмбике по тем временам была очень образованна. По ее велению была построена большая библиотека, в которую выписывались книги из многих стран Европы и Азии. Она принимала гостей из Фландрии, Флоренции, Германии, вела дела с Персией, Турцией, Арменией и т.д.
Перед троном: послы из Самарканда (первый склонился в почтительном поклоне, второй (со свитком) слушает их беседу). За ними посольство Сулеймана Ка-нуни Великолепного (турецкий султанат в то время имел огромное влияние и на политику Казанского ханства); гости из Москвы, Средней Азии, Западной Европы.

Картина «У Казанской царицы Сююмбике» написана в соответствии с историческими фактами и на основе консультаций с профессором Фахрутдиновым Равилем Габдрахмановичем — автором «Истории татарского народа и Татарстана», кандидатами исторических наук Завьяловой М.А. и Сусловой С.В., зам. директора Национального Культурного Центра «Казань» Шагеевой Р.Г., работниками хранилища краеведческого музея, Институтов Истории и Энциклопедии. Огромную помощь в подборке материала оказали работники Национальной Библиотеки г. Набережные Челны.

***

Королева Хуана I Кастильская
Императрица Мария Федоровна
Смольный инстутут благородных девиц в Санкт-Петербурге

Екатерина Ивановна Нелидова
Борщова Наталья Семёновна
Глафира Ивановна Алымова
Евдокия Григорьевна Вяземская
Варвара Аркадьевна Нелидова
Королева Виктория
Царицы, поразившие Пушкина
ЖЕМЧУЖИНА ГРАФА ШЕРЕМЕТЬЕВА
Николай Некрасов и Авдотья Панаева: «Вместе тесно, врозь — хоть брось»
Некрасова Зинаида Николаевна — жена и друг великого поэта


Роксолана
Нефертити
Тутанхамон
Нефертари
Женщина-фараон Хатшепсут
Клеопатра. Часть 2.
Клеопатра.Часть 1
Легенда о Томирис
Франц Иосиф I
Елизавета Баварская.
Александр Дмитриевич Ланской.
Картина «Известные люди планеты»
Тайна любви и смерти Гоголя
Страницы жизни великого Гоголя.

Александр Сергеевич Грибоедов. Давид .1823.

Аристотель
Карл I Великий
Елизавета Тюрингская
Византийская императрица — Феодора

Робин Гуд
Жанна Д’Арк
Артур и рыцари круглого стола
Легенды о любви.Резанов и Кончита.
Изабелла или горшок базилика
Легенды о любви. Дафнис и Хлоя
Легенды о любви.Тристан и Изольда.
Легенды о любви. Данте и Беатриче.
Легенды о любви.Соломон и Суламифь
Полина Боргезе и Николо Паганини
Легенды о любви.Леди из Шалота.
Леди Годива
Алиенора Аквитанская
Генрих II и Прекрасная Розамунда

Башня сююмбике казань легенда

Источник: www.liveinternet.ru

Происхождение башни


Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 — началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец.

Башня Сююмбике в Казани - история происхождения

Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной. Сходство же ее с Боровиковской башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие историки признают за башней татарское происхождение, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.


Царица Сююмбике

Кто же она такая – эта знаменитая Сююмбике, чье имя носит самая загадочная башня Казани? Своим происхождением известная правительница Казанского ханства восходит к Едигею, создателю Ногайской Орды — она являлась его праправнучкой. Сююмбике суждено было быть женой нескольких меняющихся друг за другом казанских ханов, оказавшись, таким образом, в эпицентре политической борьбы между противниками  и сторонниками связи с Москвой, которая обострилась  в последние годы существования Казанского ханства.

Царица Сююмбике, рисунок

12-ти летняя девочка, дочка ногайского бия — Сююмбике первый раз становится женой Джан-Али. Это был казанский хан, ставленник Москвы, вместо правившего ранее Сафа-Гирея, свергнутого с престола. Этот политический брак не принес юным супругам счастья. Тем более, Джан-Али не был угоден большинству казанского правительства. И в 1535 году, произошел политический переворот, в результате которого Джан-Али убили. На освободившийся трон возвращается Сафа-Гирей, получивший в качестве переходящего приза юную царицу Сююмбике, которая становится пятой женой правителя. Этот брак был более удачен и гармоничен, ознаменовавшись рождением сына – Утямыша.

Легенда о царице Сююмбике

Но неожиданная смерть Сафа-Гирея в 1549 году превращает Сююмбике в регентшу их несовершеннолетнего сына. Таким образом, она становится царицей Казанского ханства. Ее царствование длилось недолго, уже в 1551 году ее вместе с сыном насильно вывезли из Казани. Эти события описаны в казанской летописи.

Приехавший в Казань по распоряжению Ивана Грозного князь Серебряный объявил царице, что она отныне пленница московского государя. На все воля Аллаха, сказала Сююмбике и упала без чувств. Просидев под стражей 10 суток, Сююмбике, ее сын и ханская казна были препровождены в Москву.

Накануне отъезда она посетила могилу Сафа-Гирея — своего безвременно почившего мужа. Про отчаянный плач Сююмбике, который вызвал слезы даже у ее стражников, про ее обращения к умершему мужу и защитнику ходили легенды. Провожать ее  на пристань пришел весь город. Царица низко поклонилась народу и городу, сожалея о былом величии и могуществе мусульманской Казани.

Сююмбике становится женой хана

Казанским царем вновь стал ставленник от Москвы Шейх-Али, но он покинул престол в начале 1552 году, еще до осады города войсками Ивана Грозного. Именно за Шейха-Али в 1553 году и была насильно выдана в третий раз  царица Сююмбике. Жили они в Касимове — имении Шейх-Али. Недолго прожила бывшая царица с нелюбимым мужем. Умерла она в 1557 году и место ее захоронения неизвестно. А вот Шейх-Али дожил до 1566 года и был погребён в построенном им заранее мавзолее.

Мавзолей где покоится Шейх-Али

Сын царицы Сююмбике Утямыш был забран на воспитание на царский двор. Его крестили в Чудовом монастыре и нарекли Александром. Он являлся участником похода на Полоцк в 1563 году. В летописях его называли царем Александром. В 20-ти летнем возрасте он умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с достойными почестями.

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика. И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.

Архитектура башни Сююмбике в Казани

 Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком. Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.

Вид с башни Сююмбике, Казань

Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная. Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.

Ворота башни Сююмбике в Казанском кремле

Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.

Архитектура башни Сююмбике в Казанском кремле

В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом, который после революции был заменен на полумесяц. Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Вокзал в Казани, историческое фото

Легенды башни

Множество легенд и преданий рассказывают о башне Сююмбике. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник, это предание привлекает многочисленных паломников.

Другая версия вещает, что в этом месте была могила одного из последних ханов Казанского ханства Сафа-Гирея, который умер в 1549 году. Царица Сююмбике —  оплакивающая его жена, велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с башни вниз.

Но самая известная легенда, воспетая в стихах, в прозе и в изобразительном искусстве, это легенда о Гордой царице. Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о ней, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась гордая красавица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой. Спасая город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного гулянья захотела Сююмбике полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни.

Легенды о башне Сююмбике

Но, мы то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Откуда же появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…

Во всяком случае, башня Сююмбике славный символ и знаменитая монументальная достопримечательность Казани.

Источник: russo-travel.ru

Ход занятия

Башня сююмбике казань легенда

Рисунок 1
Казанская царица Сююмбике

Башня сююмбике казань легенда

Рисунок 2

Казанская царица Сююмбике.

Почему все царевны – красавицы? Такими они остаются в памяти народа. Дочь царя или хана обязательно должна быть привлекательной. А если на царство нападает враг, которому невозможно противостоять, царствующие особы не сдаются на милость победителя, а предпочитает добровольно расстаться с жизнью…

Подобные сюжеты присутствуют в легендах практически всех народов. Что касается сказания о казанской царице Сююмбике, первая ее часть – чистая правда. Дотошно изученные историками источники тоже свидетельствуют о ее неописуемой красоте.

Вообще-то казанскую царицу звали Сююн, а «Сююмбике» – «Любимой госпожой» – ее прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть в его тяготы и, по возможности, ослабить их. Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа и выросла в степи. В те годы у казанских ханов появилась мода – искать жен в ногайских юртах. Вся степь от Кубани до Казахстана была заселена родственниками: знатные вельможи заключали между с собой династические браки. Молодые девушки с большой неохотой покидали родные степи, жизнь в каменных ханских палатах казалось им скучной, к тому же она была полна придворных интриг. Не все справлялись с такими психологическими нагрузками. Но Сююн с детства росла смышленым ребенком, со своенравным «мужским» характером.

Ханы на казанском престоле долго не задерживались, своей смертью практически никто не умирал: каждый из них рано или поздно становился жертвой политических интриг. Во второй трети XVI века основная борьба за власть в Казанском ханстве развернулась между московской и крымской группировками. Когда 1549 году умер хан Сафа, наступило междувластие, как описывает «Казанский летописец», «и посмерти Цареве восста брань велика в Казани…»

Кто станет следующим ханом? У Сафы-Гирея было три сына: старшие Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трехлетний Утямыш с матерью Сююн – в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем Кучаком (Кощаком) поставила на Утямыша. О Кучаке, кстати, сохранились, весьма, противоречивые сведения. «Муж зело величав и свиреп», по данным русской летописи, состоял якобы в «… любви блудной с царицею…» исследователи предположение о том, что крымский улан был фаворитом Сююн, отметают вчистую. То все-таки не парижский двор, а казанский, где царили совсем иные нравы. К тому же известно, что царица безумно любила своего мужа Сафу-Гирея и после его смерти не переставала печалиться о нем.

Но помощь Кучака она приняла. Так трехлетний Утямыш стал ханом, а Сююн регентшей при нем. Политика продолжалась такая же, как и при Сафе, – ориентация на Крым с опорой на иноземное войско. Однако регентша успела провести некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов, за что народ ее и прозвал «Сююмбике», а историки – «крестьянской царицей».

Правила Сююмбике недолго – всего два года. Политические ветры сменились, и верх стала одерживать московская партия. Кучак пытался бежать в Крым, но был пойман. Арестовали и царицу с малолетним сыном, отправив в «почетный плен» в Москву.

Народная молва интерпретировала эти события по-своему. После взятия Казани русскими войсками Сююмбике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя. На самом деле ее увезли в Москву еще в 1551 году, за несколько месяцев до падения столицы Казанского ханства.

Источники говорят, что перед отправкой в Москву царице разрешили побывать на могиле мужа Сафы и попрощаться с народом. Какие слова говорила Сююн над надгробным камнем и какую речь держала перед казанками, неизвестно. Однако существует фольклор, в котором представлен «Плач Сююмбике». Которое слушать без внутреннего содрогания невозможно с таким эмоциональным надрывом звучит…

Как протекла жизнь пленницы в «почетной ссылке»? Понятно, что она не бедствовала, но морально была сильно подавлена. Сююн молила лишь об одном — отпустить ее к отцу в ногайские степи, но получила отказ. Как ни сопротивлялась и ни отбивалась, ее все же сосватали за старого и безобразного касимовского хана Шаха-Али, который благодаря поддержке Москвы воцарился на казанском престоле. Сын царицы Утямыш был крещен и получил новое имя – Александр Сафакириевич, прожил он всего 20 лет. Во время Русско-ливонской войны был полководцем. А похоронен он в московском Архангельском соборе рядом с русскими царями.

Когда и где умерла Сююмбике, на этот счет существую разные версии. Профессор Урманчеев их систематизировал и пришел к выводу, что наиболее вероятная дата ее смерти – 1557 год, пленнице тогда было 38 лет. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена «крестьянская царица».

Башня сююмбике казань легенда

Рисунок 3

Башня Сююмбике.

Признанны архитектурным символом Казани – башня Сююмбике. Название башни легендами связано с именем казанской царицы Сююмбике – дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джанали, Сафа-Гирея и Шах-Али.

Башня возведена в конце XVII – начале XVIII века и была дозорной, а также триумфальным въездом непосредственно в государев двор. К башне с обеих сторон примыкала монументальная кирпичная стена, обрамлявшая дворцовые постройки и четырехъярусную Дворцовую стену.

Далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей родины.

Без него невозможно представить Казань – так же как и Париж без Эйфелевой башни, Лондон без Тауэра, или Каир без пирамид.

Ничто в богатом панораме Казани не привлекает такого внимания, как ее изящество, стройный силуэт. Это эффективное сооружение, находящееся на самом видном месте Кремлевского холма древнего сакрального центра старой части Казани.

История любит неожиданности. Прекрасная царица умерла в полном забвении далеко от Казани и была похоронена в том же Касимове под Рязанью, не удостоившись даже надписи на могильной плите.

Целых два часа убивалась у усыпальницы мужа пленная царица на глазах у горожан, а затем «всем градом и народом грацким проводившего из града на берег Казанки», где ее с сыном Утямышем уже ждали русские лади. Мечеть, где был погребен Сафа-Гирей, народ назвал «Сююмбике», и имя это перешло к нынешней семиярусной башне.

Сложенная из крупного красного кирпича высотой 58 см. башня Сююмбике имеет семь ярусов, разных по высоте и размерам. Сразу после окончания строительства башня стала крениться на восток, потому что ее западная сторона, длинного построенного на фундаменте старой дозорной башни, оказалась более устойчивой. Крен стал явно заметен только в начале 20 века.

Башня была укреплена железными скобами, а в 1913 году ее корпус был стянут металлическим поясом.

Однако башня продолжала «падать» и в 1930 году отклонение от оси ее верхушки составлял уже 1 метр 28 см. После восстановительных работ начало 90-х годов крен был приостановлен на отметке 1,9 метра. Сейчас башня является одной из самых «падающих» в мире. Этот архитектурный памятник является символом Казани.

Образ Сююмбике сохранился, в памяти народа до сих пор еще в народе живут легенды, увязывающиеся башню с именем Сююмбике. Вкратце они сводятся в следующий сюжет:

  1. Иван Грозный.
  2. Башня построена царицей Сююмбике в память мужа.
  3. Это минарет Ханджали. Все эти легенды хотя и отражают определенные исторические факты, однако далеки от реальности.

Легенды о казанской царице Сююмбике.

Легенда гласит, что Иван Грозный, прознав о красоте казанской царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов…

Гордая Сююмбике отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный пошел на Казань с огромным войском и осадил город Сююмбике, чтобы спасти Казань, согласилась выйти замуж, но с условием, что русский царь за семь дней построит в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство – в первый день построили первый, самый большой по размерам ярус, во второй день – второй и т.д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена, и начался свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни, чтобы обозреть город с его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню ее именем.

Трагическая судьба Сююмбике волновала не только сородичей и соплеменников. Ее трогательной образ органически переплетен с историей России. Ей немало места уделено в русском фольклоре, многое из ее судьбы нам дошло из русских хроник. Спустя столетия, не обходили этот образ стороной знаменитые русские писатели, композиторы, художники. Поэт М.Херасков написал поэму «Россияда», композитор С.Н.Глинка – оперу Сююмбике, для взятия Казанского ханства», П.Грузинцев создал «Покоренную Казань» – во всех этих произведениях центральное место занимает наша прославленная ханша. Сохранилась копия картины неизвестного художника «Сююмбике и ее сын Утемышгирей», а в Астраханском музее хранится картина художника А.П.Рахштуля «Дочь ногайского мурзы Юсуфа, казанская царица Сююмбике».

В первом номере журнала «Сююмбике», выходящим в Казани, был опубликован «Беит Сююмбике». Эти стихи в 1914 году были переписаны из неизвестной рукописи Гумером Башировым. Среди татарского народа существует устный вариант беита, его текст был опубликован ученым Г.Ибраговимовым в книге «Беиты».

Похоже, что «Беит Сююмбике» – литературное произведение, созданное самой казанской царицей. Из исторических источников и устных преданий известно, что Сююмбике, дочь правителя Ногайской Орды Юсуфа, была образованной женщиной своего времени, она знала арабский, греческий языки, умела читать и писать, окружала себя учеными людьми. Тот факт, что она воздвигла башню в честь своего мужа, наглядно говорит об ее причастности к зодческому искусству, к стремлению самоутвердить себя и свое время.

Вот текст «Беита Сююмбике», взятый из журнала Сююмбике», а также перевод на русский язык, осуществленный ногайской поэтессой Фаридой Сидахметовой.

«Беит Сююмбике»

1 Ведущий:

От судьбы никому не уйти –
Что Всевышний рабу ниспослал,
То на жизненном бренном пути
Человек испытает сполна.
В пятьсот пятнадцатом году я в этот мир пришла
И под родительским крылом, не зная бед, жила.
О том, как много зла и слез мне выпадет в судьбе,
Не ведала, и ты, кудай, не смог помочь рабей
Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Но где величие мое, где мой отцовский кров?
Где юный смех и ясный взор, сияние чела?
Где времена, когда княжной я у отца жила?
Когда исполнилось всего восемнадцать лет,
Пришла пора покинуть дом, идти за мужем вслед.
В Казань из Крыма привела судьба меня тогда –
Мне мужем стал казанский хан. Но вот пришла беда:

2 Ведущий:

От неприятельской руки погиб хан Женали.
Так в первый раз тоска и боль на сердце мне легли.
Всего два года я была царицей и женой.
А сколько горя предстоит мне пережить одной?
Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Но где величие мое и где мой ханский кров?
Где юный смех и ясный взор, сияние чела?
Где времена, когда женой я ханского жила?
На опустевший ханский трон пришел Сафа-Гирей
Из Крыма и, держа трех жен, назвал меня своей.
Настали злые времена – страданье и раздор.
Сюда направил русский царь свой ненасытный взор.
Казань в тревоге: не понять, кто свой сейчас, кто враг.
И много стало меж князей междоусобных драк.
Так правил хан Сафа-Гирей, и в битвах гиб народ.
Сгущались тучи, а враги стояли у ворот.
С Сафа-Гиреем прожила четырнадцать я лет.
Но доля хана тяжела, полна забот и бед.
А за Казанскою стеной давно идут бои.
Парит над городом беда, раскрыв крыла свои.
Так гибнет мир и меркнет свет: в такой тяжелый час
Сафа-Гирей, несчастный муж, и ты покинул нас.
Я не печалюсь о себе – мой Утемышгирей,
Двухлетний сын мой сиротой остался, соловей.

1 Ведущий:

Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Но где величие мое и где мой ханский кров?
Где мирный век, когда женой я ханского жила?
Сын сирота, сама – вдова. Как доля тяжела!
Московский хан мою Казань уж хочет захватить,
Зовет к себе продажных мурз и просит в мире жить.
«Не дам в обиду вас», — твердит, плетет неволи сеть.
И мало сил у мурз, никто не хочет умереть.
Они не слушают меня, и перемирья час
Нарушив, ханский трон, предав, они покинут нас.
Ногайцы, Крымцы и Казань распались – кто куда.
Где дружба прежняя, союз? Но не одна беда
Ко мне пришла, и я без сил. Мне трон не удержать.

2 Ведущий:

Здесь каждый ханом хочет стать, а мне куда бежать?
Как одинока я была в отчаянье своем,
И мысль тогда ко мне пришла: «Когда-нибудь умрем.
Какую память о себе оставим в дымке лет?»
И на могиле хана я воздвигла минарет.
Когда мне будет тяжело, я на него взгляну…
Князья казанские, себя желая обелить,
Немало приложили сил, чтобы меня пленить.
К кому за помощью идти? Померк мой ясный взор.
В неволе ждут меня теперь бесчестье и позор.
Вот двое под руки меня уже ведут к арбе.
И я в бессилии долго шлю проклятие судьбе.

1 Ведущий:

Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Но где величие мое и где мой ханский кров?
В печали я, глаза в слезах и нет на мне лица,
Я пленница, без родины – и бедам нет конца.
В последний раз на свой народ я подняла глаза –
Все плачут… Чей-то голос мне любя тогда сказал:
«Он милостив, московский хан». А город все гудит.
Не знает он, кто предал нас. Прижав дитя к груди,
Так я подумала тогда, что людям я нужна,
Всем плачущим…. Но никому я верить не должна!
Меня в кибитку завели…. Сквозь слезы, как в бреду,
Я поняла, что никогда назад я не приду.
Когда мне кто-то пожелал счастливого пути,
Сказала я: «Прощайте все. Назад мне не прийти».
И на колени пал народ вдоль яра, где река.
Кто смел, поближе подошел, а кто – издалека.
В последний раз на город свой смотрю, как пред концом.
Остался он, мой сирота, с заплаканным лицом.
«Несчастный город, ты лишен короны золотой.
И участь мне твоя страшна, когда враги придут
И величавые дворцы с лица земли сотрут.»

2 Ведущий:

Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Но где величие мое и где мой ханский кров?
Вчера хозяйкою была я царского дворца.
Теперь в плену и сирота. А бедам нет конца.
За мною много верст мне виден был печальный минарет.
Я плачу вновь, изнемогла: сил на надежду нет.
«Прощай, не знаешь ты, куда судьба меня несет.
Мой минарет, храни себя. Ничто нас не спасет.
На прахе хана я тебя воздвигла, и судьбой
Навеки именем одним мы связаны с тобой».
И минарет уже вдали. И вот исчез из глаз.
Все дальше от родной земли несет кибитка нас.

1 Ведущий:

Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Но где величие мое, где ханский трон и кров.
В печали я, глаза в слезах, и нет на мне лица.
Сын-сирота, сама в плену. И бедам нет конца.
Как хищный сокол жертву нес в когтях, так и меня
Несет, покачиваясь, вдаль, кибитка в два коня.
Вот город Зуя впереди, сюда в недобрый час
Князья, бояре собрались,, чтоб поглазеть на нас.
Три дня мы были здесь, совсем не видя белый свет,
Как в трауре. Но никому до нас и дела нет.
Отсюда повезли в Москву – дорога жестока
К нам, пленникам… Уж не в Казань плывут ли облака?
И много дней прошло, пока в Москву мы добрались.
Кто знает, что нас дальше ждет, надейся и молись!
Вот нас куда-то завели в девичью. А потом
Растерянные, мы вошли в какой-то темный дом.
Здесь десять дней под стражей мы томились. Страшно ждать
В неведенье и день и ночь. И некого позвать.
Вот двое из бояр пришли и говорят: «Аида!»
Бесправны мы, несчастны мы. Кто скажет мне, куда
Они теперь меня ведут с ребенком. Может – смерть?
Дадут ли нам неверные спокойно умереть?
Но нет, ввели нас во дворец, там множество людей.
Все смотрят хмуро. Вот и царь, взглянув из-под бровей,
Сказал мне грубо: «Сын ваш здесь останется, а вас
Я замуж выдам». У меня забрали в тот же час
Зеницу ока, соловья, сыночка моего.
Последней радостью он был, лишили и его.
Я позже слышала: попы, дитя к себе забрав,
Крестили, веры истинной огонь в нем затоптав.

2 Ведущий:

Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
В пыли величие мое, потерян трон и кров.
В печали я, глаза в слезах, и нет на мне лица.
Осталась я совсем одна. А бедам нет конца
Теперь соперница моя ликует: нет меня
В Казани. Манит, ее трон, могуществом пьяня.
За ханом в Астрахань гонцов шлет. Юный Ядигер
Стал мужем ей – сбылась мечта ее, она теперь
Казанью правит. Но народ безмолвно зол и ей
Он скоро скажет: «Подожди, в коварности своей
Сама сгоришь…» и в тот же год московский царь меня
Насильно замуж отдает. Я, злобы не тая,
Женою стала Ших-Али Касимовского. Он
Всю жизнь врагом Казани был, ему казанский трон
Давно покоя не давал. И, взяв меня женой,
С царем московским вместе он пошел в Казань с войной.

1 Ведущий:

Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Но даже если мне вернут мой царский трон и кров,
Казани нету у меня. И не смогу забыть
Ту боль, что столько долгих лет пришлось мне пережить.
А Ших-Али пришел в Казань и взял ее войной,
Снял головы с продажных мурз. И Ядигер с женой
Уже в плену и испытать придется им сполна
Все потрясенья, что и я. Утешиться б должна!
Но, видно, больше никогда счастливой мне не быть –
Покинул этот тленный мир мой сын. И не забыть,
Как разлучил меня с ним царь. Погиб мой соловей
В шесть лет. И я опять горю одна в беде своей.
Сююмбике меня зовут, во мне ногайцев кровь.
Все в прошлом. Я в мою Казань вошла царицей вновь.
Но, ни молитвой, ни слезой печали не унять,
И кроме жизни у меня уж нечего отнять.
Беспечный, скорбный и святой, счастливец и гордец –
Все прахом станем, все умрем, всему – один конец.

О Сююмбике слагались легенды. Известный татарский писатель Рафаэль Мустафин в своей статье, посвященной 600-летию ногайской государственности, писал: «До нас дошли предания о саде Сююмбике на берегу Кубани, где она проводила летние месяцы вместе со своими слугами, чадами и домочадцам женского пола. Это был дворцовый парк, с красивыми аллеями, изящными постройками и мраморными изваяниями. С именем Сююмбике связан ряд дошедших до наших дней кувшинов из ханской сокровищницы, украшенных драгоценными камнями».

Дочь ногайского народа оставила потомкам сочинение «Бийит Сююмбике», изречение которого до сих пор бытует в народе. Я благодарна Исе Капаеву, Валерию Казакову которые напечатали одно из сочинений Сююмбике на страницах журнала «Половецкая луна» (№2 за 1992).

Исторический период свидетельствует о тяжелых временах ханства. Иван Грозный предпринял поход на Казань со 100-тысячным войском. Но Орда выстояла, несмотря на потери. Руководил войсками ордынцев начальник ханской гвардии Кощак. Иван Грозный на следующий год предпринимает еще одну компанию, но и в этот раз отходит от Казани, ни с чем. Умело использовав раздоры среди казанских вельмож, русские дипломаты расшатали оборону Казани. И она пала.

На протяжении всей жизни и даже многих веков после того, как ее не стало, Сююмбике сопровождали легенды. Одна из них гласит, что Иван Грозный, взяв приступом Казань, пораженный красотой и умом пленной царицы, пожелал ее взять в жены.

Летопись «Сказание о царствии Казанском» говорит о пленении Сююмбике так: в ханский дворец «пряд светлые очи» царицы прибыл великий воевода, московский князь Василий Серебряный с тремя тысяча воинов. Во дворе царь увидел «царицу со царевичем, яко смирну птицу некую во гнезде со единым малым птенцом». По словам казанского летописца Сююмбике не знала, что ее обманно выдали русским, «аща бы сведала, то бы сама ся убила».

По просьбе царицы ей разрешили ненадолго задержаться в Казани: она хотела проститься с могилой мужа Сафагирея. Вот как сказано об этом сказании: «И выиде царица в мечеть, где лежащее умрый царь, и сверже златую утварь с глава своея, и разодра верхние ризы своея, и паде у гроба царева, власы свои терзающее и ноготьме лицо свое дерущее, и в перси свою биюще, и плакася, и горько вопия глаголя: «О, милый мой Господине, царю Сапкирее!»

Плененную царицу сначала доставили в Свияжск, затем, по Волге, – до Нижнего Новгорода. Сююмбике доставили в Москву, где она предстала пред очи Ивана Грозного.

Сююмбике отказалась принять христианство. Ее разлучили с сыном и отдали «в жены» Касимовскому хану, ненавистному Шахали. За молчаливое неповиновение, несгбаемость Шахали заключил Сююмбике в сырую темницу. Доступ в темницу имели только преданные хану слуги.

Много легенд сочинил народ. Они отличаются друг от друга, и до сих пор не ясны правдивые обстоятельства гибели казанской царицей Сююмбике. Про нее слагали песни, стихи, рассказы, в стихах описывали ее красоту. Вот один из стихов под названием «Сююмбике».

Снова звезды ласкают весну.
Снова я до зари не засну
Шепчет месяц Казанке-реке:
— Моя милая Сююмбике:
Я и хан, и пленник – урус
Безнадежно к тебе я стремлюсь.
То вблизи ты, а то – вдалеке,
Моя гордая Сююмбике!
Из любви безответной струну
Я на рог золотой натяну
В песне радости, в песне-тоске
Моя нежная Сююмбике
Звезды падают тихо в зарю,
А слова я любимой дарю.
Сладко спит у меня на руке
Моя маленькая Сююмбике.
Может, это пригрезилось мне,
Только слышу я – вновь по весне
Шепчет месяц Казанке-реке:
— Моя вечная Сююмбике!

Но легенды о Сююмбике рождались еще при ее жизни. Якобы именно она предсказала Сафагирею падение Казанского ханства, это она посылала к оракулу узнать о судьбе государства. А отъезд Сююмбике из Казани вдохновил казанского летописца на создании поэтических плачей угробницы мужа и на пути в ссылку в Свияжск… «Народная молва, — писал Пенегин, — создала из нее поэтический образ очаровательной женщины вблестящей царской обстановке, испытавшей в своей жизни много страдания и горя».

Кстати, в конце XIX веке в Петербурге в Александрийском театре ставили оперу «Сююмбика». Ее написал не очень известный русский композитор. Ученые Академии наук Татарстана мечтают найти партитуру оперы…

Вот и все, что известно об этой легендарной женщине, последней ханской царице. Когда и где умерла Сююмбике, на этот счет существует разные версии. Профессор Урманчеев их систематизировал и пришел к выводу, что наиболее вероятная дата ее смерти – 1557 год, пленнице тогда было 38 лет. В Касимове, в мавзолее Шахали обнаружен неизвестный надгробный камень.

Возможно, под ним и захоронена «крестьянская царица Сююмбике».

Литература:

  1. Взаимоотношения ногайцев с народами Северного Кавказа и Россией в XVI-XIV вв.; Издательство «Эпоха». Махачкала, 2003 г. Д.С.Кидирниязов.
  2. «Бессмертная смерть». Шай-Гора; Ставрополь. И.С.Капаев.
  3. «Половецкая луна» У.А.Абдурахманович. № 2/4/92, 2004 г.
  4. «Кавказская здравница». Минеральные Воды Ставропольского края.
  5. Эвлия Челеби. Сеяхат-наме. Т. 8. Стамбул, 1928, с. 8 (на тур-яз.) (далее – Сеяхат-наме).
  6. Юсупов Н. О роде князей Юсуповых. Часть 2, стр. 155.
  7. Исследования о царях Касимовских, стр. 520.
  8. Прод. Др. Росс. Вифл., VIII, стр. 303. — о роде Кн. Юсуп., ч. 2, стр. 64.

Источник: urok.1sept.ru

Легенда о башне Сююмбике

Сююмбике часто сравнивают с Пизанской (и мы тоже это сделали во вступлении), правда казанская башня выше на два метра, да и моложе не несколько веков. Если по первому пункту возражений нет, то по второму иногда возникают споры, ведь точная дата ее строительства неизвестна, и именно с историей постройки связана самая главная легенда о Сююмбике. Согласно ей, после взятия Казани русский царь Иван Грозный въехал в город и был сражен красотой татарской принцессы Сююмбике. Она покорила его настолько, что ему захотелось взять ее в жены.

Татарская царица поставила жесткий ультиматум: он должен был построить высокую башню за семь дней, иначе она отказывается выходить за него замуж. Сказано — сделано! Спустя семь дней башня была построена, девушка поднялась на седьмой ярус, чтобы попрощаться с Казанью перед отъездом в Москву, но вместо этого бросилась вниз и… не погибла, а превратилась в лебедя и улетела. Впрочем, есть и версия, что она разбилась, выбрав смерть вместо замужества. Но это лишь легенда, официальных подтверждений которой, конечно же, не существует.

История строительства башни Сююмбике

Довольно долго о дате строительства Сююмбике шли ожесточенные споры среди историков. Некоторые ученые считали, что башня полностью или частично была построена во времена Казанского ханства, в то же время их оппоненты утверждали, что история башни началась лишь во второй половине XVII века. Дело осложняется тем, что архивы Казанского ханства были утеряны во время взятия Казани, а более поздние, в которых бы шла речь об управлении Казанью в XVI-XVII веках, были уничтожены пожаром 1701 года. Поэтому ученым приходится только гадать.

В наши дни историки на основании археологических данных пришли к консенсусу, что вероятнее всего, строительство башни Сююмбике стоит относить к концу XVII — началу XVIII века, т.е. башня была возведена почти через 200 лет после взятия Казани, когда Сююмбике и Иван Грозный уже давно умерли.

Архитектура Сююмбике

Практически сразу же после окончания строительства, Сююмбике стала «падать» на восток, но это не было задумкой архитекторов, а простая ошибка при строительстве. Что удивительно, обнаружили это только к началу XX века. В результате к 1930 году наклон составлял уже 1 метр 28 сантиметров. Было решено остановить падение, поэтому башню охватили железным кольцом и укрепили, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас отклонение Сююмбике от вертикальной оси составляет 1 метр и 98 сантиметров. Археологи и ученые считают, что укрепление башни произошло очень своевременно, ведь еще каких-то 50 сантиметров и остановить процесс было бы уже невозможно.

Архитектура башни Сююмбике сочетает в себе как традиции татарского, так и русского зодчества. Ее часто считают копией Боровицкой башни Московского кремля. Очертания Сююмбике можно увидеть и в башне Казанского вокзала. Архитектор Щусев при проектировании вокзала взял силуэт башни Сююмбике в качестве прототипа, и чтобы сделать сходство максимальным, он даже посылал своих помощников в Казань, чтобы те сделали обмеры и зарисовали ее во всех подробностях.

Башня Сююмбике Казань

Башня Сююмбике Казань

Башня представляет собой 7-ярусное сооружение из красного кирпича с широкой аркой-воротами в основании. На вершине мы можем увидеть золотой полумесяц, но он появился там относительно недавно, в 1993 году.  До 1918 года шпиль украшал двуглавый орел, который позднее заменили на полумесяц. Но он долго не задержался на макушке Сююмбике, и уже в 1930-е годы его сняли и вернули на место только в конце XX века.

Кто такая царица Сююмбике?

Надо сказать, что название «Башня Сююмбике» далеко на сразу закрепилось за башней, впервые в литературных источниках оно появилось в 1832 году. А до этого имела множество названий: и «Татарская», и «Дозорная», и «Древняя», и даже «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь». Кто же такая Сююмбике? И почему в ее честь назвали башню в Казанском кремле, проспект в Набережных челнах и огромное количество улиц в разных городах и селах Татарстана?

Сююмбике — одна из самых узнаваемых и известных личностей в истории Казанского ханства. Во-первых, она прапраправнучка Едигея, основателя династии, которая впоследствии возглавила знаменитую Ногайскую орду и дочь бия Юсуфа. В принципе, одного этого факта ее биографии хватило бы для того, чтобы войти в историю, но это еще не все. Сююмбике была женой трех казанских ханов. Первым мужем стал Джан-Али, за которого ее выдали в возрасте 12 лет, но семейная жизнь не сложилась и, во многом благодаря связям отца, был найден второй муж.

Тут надо сказать, что Джан-Али не устраивал не только юную царевну, но и власти, поэтому ему на смену был поставлен Сафа-Гирей. Вместе с Казанским ханством он получил и Сююмбике, которая стала его пятой супругой. После его смерти царевна фактически правила ханством, так как их сын и наследник был несовершеннолетним. Третий брак случился против ее воли — в 1553 году она стала супругой касимского правителя Шах-Али.

Но полюбил народ Сююмбике не за удачные замужества и знатное происхождение. Во времена своего недолгого правления царица отменила ряд довольно жестких налогов для крестьян, мелких ремесленников и торговцев, за что они прозвали ее «любимой госпожой» и «крестьянской царицей».

Нельзя не сказать и о том, что знаменитая дворянская фамилия Юсупов, берет свои корни из рода Сююмбике. Ее сын Утямыш-Гирей был отправлен в Москву и крещен под именем Александр Гиреевич Юсупов. Именно его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского кремля.

Заключение

Башня Сююмбике располагается не территории Казанского кремля, не заметить или пройти мимо нее невозможно — уж очень она выделяется на фоне остальных строений.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Многочисленные легенды и тайна ее строительства делают ее одной из самых популярных достопримечательностей Казани и самым узнаваемым символом города.

Источник: poznamka.ru


Categories: Башня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.