Замок принцессы Ольденбургской — сердце архитектурного комплекса, расположенного недалеко от столицы Черноземья и являющегося уникальным для российской провинции памятником викторианской готики. Ансамбль включает также дворцовый парк, дом с ризалитами и другие строения различного назначения.

На въезде гостей встречают красно-белые ворота с коваными элементами: пройдя через них, вы почувствуете, будто очутились в сказке и оставили обыденность далеко позади. Две кирпичные башни, возвышающихся над территорией, добавляют атмосфере таинственности и очарования.

Замок принадлежал семье Ольденбургских — княжескому и герцогскому роду, близкому к династии Романовых и, по слухам, к жене Наполеона. Сегодня архитектурный памятник – одна из самых известных достопримечательностей региона: его фасад из красного кирпича стал визитной карточкой столицы Черноземья. На территории бывшего императорского имения часто проходят фестивали, концерты, выставки и другие мероприятия — все это делает его популярным среди туристов со всей страны. Памятник действительно уникален, ведь он являлся единственным владением императорской семьи в Черноземье.

Фото дворца Ольденбургских в ПГТ Рамонь недалеко от Воронежа Воронежской области вы можете увидеть на официальном сайте комплекса и ниже. 


фотографии имения можно увидеть ниже

В настоящее время здание находится в региональной собственности. В 2007 году Майкл Кентский, потомок российской царской семьи, хотел приобрести бывшее имение, однако сделка не получила одобрения властей.

С 2016 года с целью сохранения объектов культурного наследия земли дворцового парка причислили к охраняемым природным территориям особого значения (ООПТ). Там запрещено вырубать деревья, собирать растения, проводить строительные работы (помимо реконструкции). В 2019 году площадь зоны расширили, включив в нее небольшой участок земли, прилегающий к паркам.

усадьба принцессы

История дворца Ольденбургских

Архитектурный памятник назван в честь титулованных супругов — Евгении и Александра. В 1878 году принцесса приобрела имение в провинции, новое фамильное владение было построено в период с 1883 по 1887 годы. Имя создателя доподлинно неизвестно: авторство проекта приписывают главному архитектору Петергофа Николаю Бенуа и другим известным деятелям. Строительство велось под началом Христофора Нейслера. Часы с уникальным механизмом для одной из башен создавались специально по заказу Евгении на немецком заводе.


Приезд Евгении стал знаковым событием для провинции: принцесса развернула бурную деятельность по благоустройству села. Под ее руководством была проведена реконструкция сахарного завода, построена водонапорная башня, а также появилась уникальная для того времени паровая фабрика конфет и шоколада, ставшая прообразом современного кондитерского производства. Образцы продукции сегодня можно увидеть в музее. При Евгении в поселке появилась железная дорога, соединившая село со станцией Графская.

Замок принцессы Ольденбургской в Рамони был построен в соответствии со всеми тенденциями эпохи. На его территории были созданы Верхний и Нижний парки, корпус для слуг —представляет собой башню с часами известного швейцарского бренда “Винтер”. В строении во время визитов знатных гостей помещалась их свита. В 1901 году архитектурный комплекс был дополнен особняком, построенным в честь свадьбы Петра – сына Ольденбургских. В дальнейшем молодожены переехали в собственное имение.

А на этих фото замок принцессы Ольденбургской в Рамони недалеко от Воронежа выглядит таким, каким застали его современники:

таким его видели наши предки


О дальнейшей истории памятника известно немного. После Октябрьской революции владельцы имения вынуждены были покинуть страну. Их собственность перешла недобросовестным управляющим и была частично разорена. Здание уцелело во время Великой Отечественной войны и даже служило укрытием для местного населения.

С 1980-х на территории дворцового комплекса ведутся реставрационные работы. К 2012 году завершено обустройство парка. Восстановление зданий комплекса началось в 2017. Строение открыто для посещения туристами и проведения экскурсий и других мероприятий. С 2014 года на территории работает музей.

исторические данные

Как устроен дворец принцессы Ольги Ольденбургской в Рамони

Следов интерьера здания не сохранилось, но о том, что располагалось за красными кирпичными стенами, известно из свидетельств современников. На первом этаже находились комнаты для приема гостей: гостиная, бильярдная и библиотека. На втором — были расположены личные покои хозяев имения. Также для отдыха была предусмотрена застекленная веранда, из которой открывался прекрасный вид. Дубовая парадная лестница, которая вела на второй этаж, сохранилась до наших дней.

Отапливалось все здание одной печью, которая находилась в подвале. Три камина служили для обогрева первого этажа: возможно, так в этом огромном помещении сохранялось тепло, несмотря на часто открывавшиеся парадные двери.


историческая справка

Мифы и легенды дворца Ольденбургских в Рамони

Как и любой другой известный памятник архитектуры, дворец окружен загадками и секретами. Считается, что на месте его постройки расположена аномальная зона, из-за которой на территории мало животных и птиц.

Кроме того, по легенде в стенах здания обитает дух принцессы Евгении, который мешает завершению процесса реставрации. Впервые эту гипотезу высказал архитектор Александр Руднев, который руководил работами в 1980-х годах. По его словам, все причастные к реставрации постоянно чувствовали себя некомфортно на территории комплекса: их преследовали странные шумы и звуки, а по ночам снились кошмары. К этой версии можно относиться скептически, но ведь памятник так и не восстановлен полностью…

мифы и легенды

Как добраться до замка принцессы Ольденбургской из Воронежа

Бывшее фамильное имение Ольденбургских расположено примерно в 30 км от города, дорога на машине займет около часа. Чтобы добраться до него, нужно выехать из города по трассе М4 и повернуть направо на указателе. От него до поселка — около 10 км.


Также добраться до архитектурного памятника можно на автобусе или поезде. С центрального автовокзала в Воронеже до станции в Рамони ходит автобус №111. Время в пути составит около часа. Железнодорожная станция в ПГТ расположена примерно в двух километрах от имения, электрички отправляются от Воронеж-1.

Перед поездкой во дворец Ольденбургских в Воронежской области вы можете уточнить время работы памятника на официальном сайте и эффективно спланировать свое расписание, адрес замка – улица Мосина,23. А чтобы визит получился как можно более насыщенным и интересным, советуем вам посетить все достопримечательности дворцового комплекса: парки, водонапорную башню, флигель, конюшню и дом с ризалитами. Всего на территории открыто к посещению 18 объектов.

как доехать до дворца

Цена билетов и режим работы

Для посетителей открыт ряд объектов дворцового комплекса, которые можно изучить самостоятельно или в ходе экскурсии с гидом. Стоимость посещения объектов архитектурного ансамбля:

Дворец

  • Самостоятельный визит обойдется в 100 рублей (50 — для льготных категорий граждан и детей до 16 лет).
  • Индивидуальное посещение с экскурсией для группы до 5 человек — 250 руб. с посетителя.
  • Экскурсионное обслуживание (до 45 участников – 150 рублей, 75 — для льготных категорий и 60 — для школьников).

Парк

Посещение возможно только в рамках экскурсии, цена составит 80 рублей с человека. Территория открыта для гостей с апреля по октябрь.

стоимость посещения

Свитский корпус дворцового комплекса Ольденбургских в Рамони

Визит возможен только с экскурсией. Продолжительность тура — один час. Стоимость указана ниже:

  • Индивидуальный визит с экскурсией для группы до 5 человек — 400 рублей с посетителя (200 для школьников и льготных категорий).
  • Экскурсионное обслуживание до 45 участников — 200 или 100 

Территория дворца часто становится местом проведения новогодних и рождественских мероприятий, свадеб, фестивалей, выставок и других торжеств. Полную афишу предстоящих событий можно найти на официальном сайте. Посещение этого памятника неоготической архитектуры запомнится вам надолго – не зря замок Ольденбургских включен в список самых известных достопримечательностей России.

Источник: riavrn.ru

1. История замка и семьи Ольденбургских


История дворца начинается с 1879 года, когда в имение Рамонь приезжает новая владелица — особа царских кровей Евгения Максимилиановна Ольденбургская, в девичестве княгиня Романовская.

Генеалогия

Мать Евгении – Мария Николаевна – была дочерью царя Николая Первого. Ему наша героиня приходится родной внучкой, а следующему царю Александру Второму — племянницей. Отцом княгини Евгении, которая родилась в 1845 г., был уроженец Баварии Максимилиан Богарне – родной внук Жозефины, жены императора Наполеона. Максимилиан имел два титула: герцога Лейхтенбергского и князя Романовского.

В возрасте 23 лет княгиня Евгения Романовская вышла замуж за принца Александра Петровича Ольденбургского – его прадед был представителем правящей династии немецких князей, женился на одной из дочерей Павла I Екатерине; потомки от этого брака носили титулы принцев и принцесс. Полное имя новой владелицы имения Рамонь звучало так:

  • Ея императорское высочество принцесса Ольденбургская,
  • урожденная княгиня Романовская,
  • герцогиня Лейхтенбергская,
  • принцесса Богарне.

Таким образом, супруги Ольденбургские были потомками правящих домов Европы и близкими родственниками Императорской фамилии России.

Вовсе не свадебный подарок

Считается, что Евгения Ольденбургская получила имение Рамонь от своего дяди Александра II в подарок к свадьбе. Но это вовсе не так: супруги обвенчались в 1868 г., а подарок был сделан 10 лет спустя – 27 июня (10 июля по н. ст.) 1879 г. Об этом гласила надпись на мраморном камне, доставленном в Рамонь из военной крепости Бормазунд.


Замок принцессы Ольденбургской

Подарок был не проявлением родственных чувств императора к племяннице, а наградой за её заслуги в ходе Русско-турецкой войны на Балканах. Принцесса Ольденбургская не только жертвовала огромные суммы для организации помощи раненым – она контролировала каждую копейку, добилась образцового порядка в работе сестер милосердия и обеспечения госпиталей всем необходимым.

Подарок императора был роскошным: имение, сахарный завод, 8 тыс. га распаханного чернозема, девственные леса, богатые дичью. И такой подарок оказался под стать характеру Евгении Ольденбургской – страстной охотницы и бизнес-леди XIX века. С 1879 года она 10 месяцев из 12 проводила в Рамони, лишь изредка отлучаясь в столицу.


Муж Евгении Ольденбургской – Александр Петрович – бывал здесь наездами. Его стараниями создавался Институт экспериментальной медицины в Петербурге и обустраивался черноморский курорт в Гагарах – объекты, далекие от Рамони. Сын Ольденбургских – Петр – был женат на родной сестре императора Николая II Ольге Александровне, но она развелась с ним в 1916 г.

Строительство дворца

Далеко не сразу супруги Ольденбургские начала строительство дворца, приличного их сану. Первые 5 лет принцесса Евгения занималась восстановлением сахарного завода – и добилась повышения его производительности ровно в 500 раз!

Лишь в 1883-1887 гг. руки дошли, наконец, до собственного жилища.

Замок принцессы Ольденбургской построен в стиле неоготики, популярном в то время в кругах столичной знати. В российской глубинке, среди мягкой природы он выглядит неожиданным, даже незваным гостем. Толстые стены из красного кирпича, стрельчатые узкие окна, 8-угольные башни, отделанные белоснежными зубцами — для замка слишком празднично, а для дворца – недостаточно роскошно. В стиле нарядной псевдоготики выдержаны все строения Дворцового комплекса:

  • ассиметричные ворота с башнями разной высоты, одна из которых украшена белым лютеранским крестом, а другая – курантами;
  • Свитский корпус, где размещались слуги знатных гостей замка; сейчас там открыт музей семьи Ольденбургских;
  • водонапорная башня, снабжавшая в свое время замок холодной и горячей водой;
  • конюшня – настолько нарядная, что в советские годы стала Дворцом Культуры.

Художественный вкус хозяев подчеркивают изящные детали отделки: кованая решетка ограды, балконов и беседки, ажурная паутина стеклянной крыши веранды. Фасад дворца и благоустроенная территория перед ним создают настроение уюта, праздника, средневековой романтики.

Совсем другие чувства охватывают посетителей, когда они заходят внутрь.

Внутренний интерьер

Труднообъяснимая загадка дворца – он почему-то никак не поддается реставрации внутри. Восстанавливать его как памятник архитектуры начали еще в 70-е годы XX века. Прошло почти полвека, но посетителей пока встречают стены с отваленной штукатуркой, аварийные потолки, закрытые верхние этажи и ощущение холода – даже в самые жаркие дни лета. О роскоши и уюте, которые царили здесь при хозяевах замка, повествуют лишь фотографии на стенах да увлекательные рассказы экскурсоводов.

Лестница, камины, печь

От былого великолепия осталась дубовая лестница, ведущая на верхние этажи и облицовка парадных каминов. Лестница сделана без единого гвоздя, высота и ширина ступенек позволяли дамам в бальных платьях спускаться по ней, не наступая на собственные подолы. Зато сутулому человеку она покажется неудобной – спуск по ступеням требовал безукоризненной осанки.

Лестница

Комнаты первого этажа украшают изразцовые камины и голландские печи с изящной облицовкой. Их протапливали поленьями фруктовых деревьев – душистое тепло распространялось по всем этажам дворца. Основным же средством обогрева была печь в подвальном помещении: от неё отходили трубы-теплопроводы, встроенные в метровую толщу кирпичной кладки. Горячий воздух от печи нагревал стены во всех комнатах дворца, параллельно тепловой системе стены пронизывали лабиринты дымоходов и водопроводные трубы. Хитрая система коммуникаций без особых затрат обеспечивала комфортную жизнь высоких особ. Но её загадки ставят в тупик современных реставраторов и затягивают реконструкцию дворца.

Верблюжья шерсть

Удивительный факт: за все время существования замка в Рамони в нем никогда не водились вредители: насекомые и грызуны. Любители мистики объясняют это отрицательной энергетикой его комнат, на самом деле все гораздо проще. Внутренняя обивка стен замка состоит из тонкого слоя необработанной верблюжьей шерсти, которая служила дополнительным средством теплоизоляции, а её запах навсегда отвадил от здания мух и комаров, тараканов, мышей и крыс.

Акустика

Акустика – еще одна тайна замка. Говорят, что шепот в одной из башен замка слышен во всех его помещениях. Сама же Евгения Максимилиановна могла прослушивать все разговоры во дворце, находясь в комнате рядом со своим кабинетом, она так и называлась – «Ухо». Акустические эффекты посетители тестируют сегодня в музыкальной комнате: во всех её частях голос звучит по-разному, а стук шаров из соседней бильярдной, как и сто лет назад, здесь не слышен вовсе.

 2. Усадьба и парк

Замок принцессы Ольденбургской в Рамони – ландшафтно-дворцовый комплекс: его парки и охотничьи угодья имеют большое значение.

  1. Верхний парк во французском стиле был восстановлен к 400-летнему юбилею династии Романовых. Фонтан перед входом во дворец «оживить» не удалось, на его месте красуется клумба, обрамленная изумрудными лужайками. Вековых дубов в парке не осталось. Вдоль аллей, лучами отходящих от главной цветочной клумбы, растут березовые рощи.
  2. Нижний парк позади дворца – образец романтического английского стиля. От старых времен остался живописный грот со смотровой площадкой, широкая лестница, ведущая к развалинам сахарного завода. Поэтичный «Мостик любви» соединяет замок Ольденбургских с имением «Уютное», построенным для молодой четы – Петра и Ольги Ольденбургских. Попасть в Нижний парк сегодня не получится – его объекты ожидают реставрации и пока закрыты для осмотра. Можно кое-что подсмотреть в щелочку в заборе.
  3. Охотничья усадьба Ольденбургских – место, где побывали все члены Императорской семьи, за исключением Александра III и Николая II. Она находилась в 4-х км от замка, сейчас это территория биосферного заповедника. Главным объектом охоты были волки. К началу XX сановные охотники их благополучно перебили. Вместо волков принцесса Ольденбургская завезла в обустроенный лесной Зверинец пятнистых оленей и бобров. Сегодня их популяции – гордость Воронежского заповедника.
    Замок принцессы ольденбургской адрес

Читайте также о парках и скверах Воронежа.

3. Предпринимательская деятельность

Охотой принцесса Ольденбургская занималась на досуге. Главная сфера приложения её сил и таланта – бизнес. За четверть века Евгения Максимилиановна сумела превратить Рамонь в процветающий уголок России.

Сахарный завод

От бывшего владельца имения И.И. Тулинова её достался сахарный завод, который она восстановила, расширила, перевела производство на паровые двигатели. В 1891г. открыла новый рафинадный цех, в 1901 г. построила железнодорожную ветку «Рамонь – ст. Графская». В сутки завод стал производить 205 центнеров сахара. Завод пережил революцию, работал в советские времена и остановился лишь в 2000 году. Сейчас, увы, это руины из красного кирпича и зона сталкеров.

Руины сахарного завода

Кондитерская фабрика

Любимое детище Евгении Ольденбургской — Паровая фабрика конфет и шоколада. С начала XX века она выпускала до 400 наименований сладостей. Рамонский шоколад высоко ценился в Европе, куда предприимчивая принцесса стала поставлять продукцию. Коробки и обертки конфет были настоящим произведением искусства.

Обертки конфет Рамонской конфетной фабрики

Обертки конфет Рамонской конфетной фабрики

Но в ходе Первой русской революции восставшие рабочие подожгли фабрику, склады готовой продукции, и расплавленные сладости утекли в реку. Евгения Ольденбургская обанкротилась – и с 1908 года больше в Рамони не появлялась. В 1917 году, уже разбитая параличом, она навсегда покинула Россию, уехав вначале во Францию, а потом в Канаду. Скончалась Евгения Максимилиановна в 1925 г.

А предприимчивые конкуренты выкупили передовое оборудование, перевезли его в Воронеж и стали выпускать продукцию в обёртках чужого прославленного бренда. Воронежская кондитерская фабрика существует и поныне, являясь одной из крупнейших в России.

Подсобные производства

Принцесса Ольденбургская умела вовлекать в дело каждую мелочь, способную приносить прибыль. Да и не только ради прибыли она трудилась.

  • Свекольный жом после переработки на сахар она пустила на корм скоту, создав животноводческий комплекс из 1,5 тыс. голов.
  • Посаженные в имении фруктовые сады давали сырье для конфетных начинок.
  • Она организовала производство роскошных гобеленов из верблюжьей шерсти – изделия раскупались знатью за огромные деньги и давали пропитание рукодельницам-вдовам, в одиночку поднимающим детей.
  • Для работников своих предприятий принцесса построила бесплатное общежитие, столовую; для всех жителей Рамони – школу и больницу.

4. Призраки в замке Ольденбургских

За успешными людьми всегда тянется шлейф злых вымыслов и слухов, распускаемых завистниками. Семья Ольденбургских – не исключение.

Слухи о подвале замка

Цокольный этаж с лабиринтом служебных комнат и проходов стал источником страшных легенд.

Подвалы замка Ольденбургских

Отчасти это было связано с увлечениями Петра Александровича, сына принцессы Евгении. Крохотную восьмигранную комнату с красивыми сводами в подвале он оборудовал зеркалами и в полном одиночестве занимался там спиритизмом. Сын Ольденбургских вызывал духи умерших, что было популярно среди образованной публики XIX века. Слухи об этих занятиях дали пищу для легенд о Черном лекаре и Черном колдуне.

Странные крики и вой из подвала люди приписывали жертвам колдовских опытов или расправ принцессы, которая якобы кормила диких зверей телами непокорных слуг. На самом деле в подвальных помещениях за решетками зимовали медвежата, молодняк убитых на охоте хищников. После зимней спячки малышей выпускали в Зверинец охотничьей усадьбы, а затем – на волю.

Призраки

Привидения в замке «привязаны» к реальным историческим событиям.

«Белая девушка» — призрак, который некогда являлся самой принцессе Евгении после скоропостижной смерти молоденькой служанки. Девушка в нарядном костюме была послана встречать высоких гостей, ожидая их, продрогла на осеннем ветру и заболела. Умерла она со словами: «За что вы меня…», — так и не простив свою хозяйку. С тех пор её призрак стал тревожить совесть чересчур строгой к слугам Евгении Ольденбургской.

«Дама в черной вуали» — легенда об отношениях Евгении Ольденбургской с управляющим имением. Призрак хозяйки дворца – Дама в вуали – появившись в доме, поцеловал управляющего в губы – и тот серьезно занемог. Его сын Сережа, спасая отца, сорвал с привидения вуаль, и ведьма исчезла из дома. В этот момент к воротам замка подъехала настоящая княгиня. Выслушав рассказ мальчика, она произнесла только: «Вас, Серж, ждет большое будущее». На деньги Евгении Ольденбургской Сергей Мосин получил образование и стал знаменитым конструктором стрелкового оружия (возможно, вы слышали о знаменитой винтовке Мосина). А управляющий впоследствии предал княгиню: исследователи считают, что поджог конфетных складов в роковом 1906 году был невозможен без его помощи.

Легенда о колдуне — свидетельство того, что княгиня страдала от приступов неизлечимой болезни. Местный знахарь помог избавиться от неё. В награду он рассчитывал на любовь знатной пациентки, но вместо этого получил смерть на костре. Умирая, он проклял замок и его обитателей. Семья Ольденбургских покинула дворец в 1908 г.

Подвалы замка Ольденбургских

Дама в вуали до сих пор бродит по подвальным помещениям, где некогда вызывал умерших духов сын княгини Ольденбургской. Её силуэт повторяют контуры обвалившейся штукатурки на стене в подвале. Экстрасенсы в один голос твердят об аномальной зоне и отрицательной энергетике замка, а рабочие-реставраторы боятся в нем ночевать. Внешний облик замка радует глаз, но внутри пока царят холод и запустение.

5. Замок в советское время: проблемы реставрации

В течение 70 лет Советской власти Рамонский замок принцессы Ольденбургской активно эксплуатировался. В нем размещались:

  • военные казармы;
  • учебные помещения;
  • больница;
  • администрация сахарного завода;
  • библиотека;
  • пионерские кружки;
  • музыкальная школа.

Говорят, что в годы войны немецким летчикам было приказано не бомбить замок – ведь он принадлежал потомкам высшей немецкой аристократии. Однако здание не имело постоянного хозяина и не ремонтировалось около 100 лет. Реставрации в нем начались 40 лет назад, именно тогда обнаружилась непростая архитектура и странная энергетика дворца.

С 2006 года он считается туристским объектом регионального значения. Дворец попытались быстро восстановить: Верхний сад и Свитский корпус, расположенный справа от въездных ворот – результаты этих усилий.

Вот некоторые интерьеры Свитского корпуса:

Воронежские власти пытались привлечь к участию в реставрации иностранцев, связанных родственными узами с семьей Ольденбургских.

  • В 2007 г. праправнук Александра II английский принц Майкл Кентский предложил выкупить и отремонтировать дворец.
  • В 2009 г. финансировать реставрацию дворца предложила Бибиан Дорнер, герцогиня Ольденбургская из Германии, но на тех же условиях: объект станет её собственностью.

От этих предложений пришлось отказаться. Дворцовый комплекс — часть русской истории, он будет восстанавливаться на средства российских инвесторов.

Источник: voronezh36.com

Один из самых популярных постов в моем блоге на платформе Живого Журнала написан в феврале 2010 года. Яндексу он очень понравился и по запросу "Замок принцессы Ольденбургской" он предлагает его чуть ниже официального сайта и википедии. Поэтому пост до сих пор читают сотни людей ежемесячно. Это чертовски приятно, но следует признать, что с тех пор с рамонским дворцом Ольденбургских случились кое-какие изменения, и поэтому упомянутый пост и фотографии в нём в некотором роде утратили свою актуальность. В 2014 году я задумался о том, чтобы заново переснять его. К тому же выяснилось, что моя жена Лена, дочка Вика и даже бабушка никогда не бывали в этом упорно навязываемом в последнее время символе Воронежа. И вот одним погожим летним вечером мы отправились в Рамонь.

02. Думаю, что практически никто не пошёл ознакомиться с "постом-прародителем", поэтому для тех, кто совсем не в теме, я буду немного пояснять и даже цитировать самого себя. Итак, речь идет о усадебном доме конца XIX века в посёлке городского типа Рамонь Воронежской области. Дом принадлежал Ольденбургским (близкие родственники династии Романовых) и является редким для русской глубинки памятником кирпичной неоготики. С конца 70-х и по сей день с переменным успехом "восстанавливается". Почему слово "восстанавливается" я закавычил, вы поймёте, прочитав этот пост до конца.

03. Итак, главное отличие, которое просто невозможно не заметить, по сравнению с 2010-ым годом — это появившаяся к 400-летию Рамони очень красивая парковая зона. Ранее на этом месте можно было наблюдать хаотичное насаждение старых деревьев и кустарников, замусоренное местным населением.

04. На восстановление парка было выделено более 58 миллионов рублей. Причем, первоначальные итоги аукциона по поиску подрядчика на реконструкцию и благоустройство парковой зоны были отменены федеральной антимонопольной службой. Очень интересный момент, с подробностями которого можно ознакомиться, собственно, на официальном сайте ФАС. Ну, а мы движемся дальше. Проектировал парк французский ландшафтный архитектор Оливье Даме, хорошо известный воронежцам (он же разрабатывал концепцию городского парка "Алые паруса"). Согласно утвержденному проекту подрядчики (воронежское ООО «Трансстрой» и москвичи ООО «Мега-парк») снесли ветхие ограждения, детскую площадку, старую электроподстанцию, а после экспертизы московского специалиста-дендролога выкорчевали 300 старых и сухих деревьев.

05. Далее были выложены тротуарные дорожки, разбиты цветники, установлена садовая мебель и архитектурная подсветка. По периметру парка было возведено новое ограждение из красного кирпича, украшенное сверху художественной ковкой работы местого кузнеца Сергея Ушакова. А на фото ниже вы так же можете наблюдать элитные четырёхметровые саженцы липы, которые были поставлены известным на весь мир питомником «Лаппен» из Германии. Прямо волнуюсь, думая сколько они стоят.

06. Занятно, что один из декоративных фонарей был разбит местными жителями еще до того, как были смонтированы все остальные. Кроме того, газета "Голос Рамони" ещё на этапе реконструкции парка сообщала следующие "пикантные" подробности: "..выяснилось, что некоторые рамонцы уже отметились в недостроенном парке. Несмотря на то, что ворота пока не смонтированы, и вечером территория фактически доступна для людей, лихие любители «культурного» отдыха лезут в парк через ограждение, уродуя защитное покрытие стен. А после себя на зелёных парковых газонах оставляют горы мусора — бутылки, пластиковые упаковки, окурки, шелуху от семечек. Всё это утром терпеливо убирают строители и дизайнеры, наверняка оценивая в душе «высокий» культурный уровень рамонцев." Его же оценим и мы, пройдя по усадебному дому Ольденбургских и посмотрев во что он превратился стараниями аборигенов.

07. Но пора осмотреть и сам дворец. Можете себе представить, что его построили всего за 4 года! В 1883 году начали, а уже к 1887 году была завершена даже внутренняя отделка! Внешне, особенно в теплом закатном свете, фасад здания выглядит, в принципе, неплохо. Особенно, если не обращать внимание на дверь.

08. Безусловно, завесить великолепную входную дверь из мореного дуба высотой под 5 метров банерной таканью — это существенно проще и дешевле её реставрации. Надеюсь, вы обратили внимание, что на титульном фото за такой же тканью слева от замка прячется бывший жилой дом, расселенный пару лет назад?

09. В камине отмыли копоть, а груду красных кирпичей заменили на стопку поленьев.
Фанера на полу вроде бы всё та же. Сравните (картинка откроется в новом окне)

10. Оглядевшись, я понимаю, что кроме декоративной шелухи практически ничего по восстановлению самого дворца предпринято не было. Всё те же стены с отвалившейся штукатуркой и выбитыми кирпичами, все те же подгнившие стеновые панели и обшарпанные двери, всё те же голые балки и решётка из дранки на высоких потолках…

11. Чуть погодя, глаз всё же замечает малозаметные на первый взгляд подвижки — голландская печь теперь полностью облицована. (сравните — картинка откроется в новом окне). В уже упомянутой газете "Голос Рамони" нашлась следующая информация по этому вопросу: "Рамонские художники-керамисты приступили к реставрации печи в бывшей библиотеке дворца Ольденбургских. Роман Суворков и Константин Ефанов приступают к работам по вечерам, когда заканчиваются экскурсии посетителей выставочных экспозиций. Все реставрационный работы курирует московский архитектор Валентина Федотова. Она готовит чертежи, по которым восстанавливается элементы интерьеров помещений. Работы финансируются за счет средств Фонда поддержки культурного наследия Воронежской области. — Примерно двадцать процентов изразцов этой печи утрачена, — рассказывает Роман Суворков, — их приходится изготавливать заново, подбирая цвет глазури по сохранившимся плиткам. Процесс это очень сложный. У белого цвета очень много оттенков. Даже «родные» изразцы отличаются друг от друга. Каждая из плиток пронумерована и ляжет на свое место точно по чертежу. И художнику-керамисту приходится потратить немало времени и сил для подбора составляющих элементов глазури, чтобы новые элементы отделки удачно вписались в цветовую гамму старого очага. А старые изразцы приходится реставрировать — тщательно приклеивать отколовшиеся уголки, выдерживая горизонталь поверхности плитки и ее размеры".

12. Что же… За такой подход однозначный респект и уважуха, но, может, что-то найдется еще? Но нет, второй этаж для посетителей по-прежнему закрыт. Кстати, в репортаже 2010 года я с товарищами презрел сии запреты и даже пробрался на смотровую башню по гнилой винтовой лестнице, так что всё таки настоятельно рекомендую его прочитать.

13. В подвале, где у Евгении Ольденбургской содержались животные, тоже без изменений. Так же темно, сыро, решетки не покрашены и ржавеют.

14. Перейдем в главный зал. Здесь, на гигантских экранах, стилизованных под готические окна, проекторами транслируются исторические фотографии. Красиво и необычно, чего уж тут. Но придет зима, стены в неотапливаемом дворце покроются изморозью, а весной сырость и плесень снова возьмутся за деревянные элементы княжеского интерьера. Куда как более изящную и тоже пострадавшую от вандалов и времени изразцовую печь в углу залы (фото в старом отчете) реставраторы не трогали.

15. Зато здесь же на одной из стен повесили гигантскую копию работы Оливье де Серра 1892 года – полотно с "Родословным деревом потомства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II".

16. Ещё более детально можно ознакомиться с этим делом с помощью интерактивного сенсорного киоска. По моему скромному мнению, такие "навороты" следует устанавливать где-нибудь в самом финале реставрационных работ.

17. Но власти считают иначе и идут еще дальше. В одном из залов на репите транслируется снятый по случаю 40-минутный документальный фильм о жизни четы Ольденбургских. В какую сумму он обошёлся, интересно? Короче, всё по последнему слову музейной техники. Вот только со стен того и гляди кусок штукатурки отвалится. Нет, правда, мне одному кажется, что реставрация — это немного другое?

18. Самое ценное для на этой выставке — это исторические фотографии, которые, согласитесь, гораздо лучше смотрелись бы на ровных зашпаклеванных стенах.

19. Посмотрите, каким изящным интерьер рамонского дворца был в прежние годы. Даже во время Великой Отечественной, немцы, прознав, что хозяева усадьбы имеют немецкие корни, отказались его бомбить. Местное население пряталось в замке во время бомбёжек. А уже потом, после войны, за несколько десятков лет, само же, не спеша, вручную, "разбомбило" раздражающее величие, уничтожив и изгадив дубовую потолочную мозаику, витражи, камины, лестницы, фонтан, спуски к реке, паркетные полы… С 1917-года, когда дворец перешел в руки рабочих и крестьян, в нём кого-то только не размещали: казарму, школу второй ступени, тифозный лазарет, заводоуправление, Дом пионеров, библиотеку…

20. Сахарный завод, корпуса которого расположены неподалеку и который принцесса Ольденбургская реконструировала, оснастив его паровыми машинами, ещё совсем недавно был градообразующим предприятием Рамони, а теперь он тоже заброшен. А ведь когда-то местные конфеты и шоколад "гремели" на выставках в Париже и Брюсселе! Сейчас об этом напоминают только рекламные листовки и фантики былых времён, расклеенные в бывшей библиотеке. Кстати, репортаж из заброшенных заводских цехов и лабораторий прилагается.

Я, может, не прав, но тогда объясните мне почему 58 миллионов вложили в парк, который будут засирать аборигены, а то, что нужно сберечь и столько лет разрушалось, снова продолжает разрушаться? А сколько вложили в эти шторы, рамки и проекторы? Окей, пусть немного, но ведь они тупо мешают продолжать реставрационные работы! А каждый следующий год в парке нужно будет снова марафет навести, свежие цветочки, кустики подмерзшие рассадить и снова нужно будет объявить аукцион и изыскать средства и подрядчика. А замок пусть пока постоит, ага. Столько веков отстоял и еще отстоит. Так что ли?

PS Крайний раз в Дворце Ольденбургских я бывал летом 2016 года. Существенных изменений в сравнении с фото в этом посте замечено не было. Но где-то читал, что заграничный архитектор проектирует теперь уже нижний дворцовый парк.

Источник: www.drive2.ru


Categories: Адрес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.