О Третьяковской галерее что-нибудь слышал каждый россиянин, ведь это самый известный музей изобразительного искусства в нашей стране. Именно здесь собрана самая богатая коллекция русского искусства от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия, и меня этот музей манил с самого детства. Так что и свой первый визит сюда в 10 лет, и последующие посещения я всегда вспоминаю с удовольствием — столько нового я открываю для себя в каждый поход сюда!

Третьяковка адрес

Сегодня коллекции галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу. Мне кажется, побывать хотя бы на одной из экспозиций Третьяковки каждому гостю столицы строго обязательно, ведь это одна из главнейших достопримечательностей в Москве.

Как добраться в Третьяковскую галерею


Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.

Третьяковка адрес

Смежная станция Замоскворецкой линии метрополитена «Новокузнецкая» также находится всего в 10 минутах ходьбы от Третьяковки: сначала нужно будет пройти по Пятницкой улице до Климентовского переулка, а после – тот же самый маршрут. Из наземного транспорта сюда можно добраться на автобусе 25, троллейбусе 8 или трамваях А, 3 или 39. Однако я рекомендую вам пользоваться метро, так как в центре Москвы можно легко попасть в пробку.

Здание на Крымском Валу


До здания галереи на Крымском Валу добраться можно от метро «Парк Культуры» (цифра 3 на карте) или «Октябрьская» (цифра 2), ведь здание находится в парке искусств Музеоне, ровно напротив Парка культуры и отдыха имени Горького. От метро вы доберетесь до галереи за 10-12 минут по улице Крымский Вал. Здесь же ровно напротив входа в парк есть автобусная остановка «ЦПКиО имени Горького», где останавливаются автобус Б и троллейбус 10.

Равно удалена от обеих галерей станция метро «Полянка» Тимирязевско-Серпуховской линии (на карте обозначена цифрой 4). Между галереями можно пройти и пешком — расстояние около 2 километров вы преодолеете за полчаса. Самый простой и живописный вариант — вдоль набережной. Вы сможете полюбоваться панорамой города, а также прогуляться по парку Музеону и осмотреть забавные скульптуры, выставленные там. Если же хотите посмотреть на историко-культурные здания, то отправляйтесь через улицу Якиманка с бесплатным гидом, разработанным галерей и приложением izi.travel. Кстати, на этом же сайте можно скачать и тур по обеим зданиям галереи, информация о приложении доступна вот здесь.

Цены и режим работы

Входные билеты на каждую экспозицию придется покупать отдельно, посещение стоит 400 рублей для взрослых, для пенсионеров и студентов — всего 150 рублей, а детям до 18 лет — бесплатно. При этом в стоимость билета в галерею на Крымском Валу включены и все временные выставки, для посещения же временных экспозиций в Лаврушинском переулке придется платить отдельно.


Третьяковка адрес

Галерея открыта с 10:00 до 18:00 во вторник, среду и воскресенье, а с четверга по субботу она работает с 10:00 до 21:00. Учтите, что войти в залы можно минимум за час до закрытия, так что постарайтесь приехать вечером хотя бы за полтора-два часа до конца рабочего. Понедельник — выходной день, также галерея может быть закрыта в некоторые праздничные дни, специальное расписание публикуется на сайте.

Что представляет собой галерея

Помню, в детстве долго мечтала побывать в Третьяковской галерее, и в один из выходных дней мое желание наконец осуществилось: мы с родителями отправились в Москву знакомиться с русским искусством. Точнее, знакомились с ним взрослые, а я просто любовалась картинами, репродукции которых нам показывали в художественной школе, и гордо приводила родителям краткую искусствоведческую справку о каждом значимом полотне. С тех пор многое уже забылось, но вот это первое впечатление — восторг от того, как много шедевров, «тех самых» картин, которые знает каждый, собрано под одной крышей, — осталось со мной до сих пор.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке


Историческое здание Третьяковской галереи всегда меня удивляло. Его центральный фасад напоминает мне теремок: кирпично-красные стены и белый декор, три парадных крылечка с треугольными крышами, как у избушек на детских картинках, каменные наличники на окошках и дверях, а в самом верху – будто церковная маковка, под которой расположился герб Москвы с Георгием Победоносцем, пронзающим змея. По-настоящему сказочное здание напоминает ожившую картину Васнецова или иллюстрацию Билибина, настраивая нас на правильный лад.

Третьяковка адрес

Хотя снаружи здание кажется небольшим, внутри на двух этажах разместились целых 62 зала, где хранятся произведения с XI века до начала двадцатого столетия. Если вы любите бродить по галереям неспешно, подолгу изучая каждый зал, в Третьяковской галерее вы запросто проведете целый день. А те, кто предпочитают осматривать только ключевые шедевры, запросто могут растеряться, ведь здесь почти в каждом зале есть известные полотна. Рублев, Васнецов, Брюллов, Айвазовский, Крамской, Суриков, Репин, Саврасов, Куинджи, Верещагин, Поленов, Нестеров, Серов, Коровин, Борисов-Мусатов, Врубель — уже этот перечень мастеров заставляет трепетать, а ведь я перечислила только самых известных художников, полотна которых представлены в Лаврушинском переулке. При большом желании вы сможете осмотреть всю галерею за полтора-два часа, но я советую вам не спешить и выделить на посещение хотя бы полдня.


Третьяковка адрес

Попав в верхний вестибюль, вы можете сразу отправляться в вводный зал и на второй этаж, где находятся первые залы, если вы уже приобрели билет в интернете. Если же вы предпочитаете обычные кассы, то спускайтесь в нижний вестибюль. Здесь же расположены гардероб и камеры хранения, пункт проката аудиогидов и музейные киоски, где продаются сувениры и книги. Сделав всё необходимое, начинаем осмотр залов. Сориентироваться в расположении залов и лестниц можно по схеме (в полном размере она доступна по ссылке).

Третьяковка адрес

Галерея портретов

В первых залах представлены портреты, созданные художниками XIX века. В зале №1 с портретов на нас смотрят русские цари и царицы, их наследники и представители знати. Но уже в следующей комнате появляется разнообразие: на портретах изображены простые люди (например, «Портрет неизвестной в русском костюме» работы И.П. Аргунова ), появляются и игровые полотна на сюжеты из русской истории и античной мифологии.


Третьяковка адрес

Третий зал — еще одна галерея парадных портретов, где лишь одна картина выбивается из общего стройного ряда — это «Голуби» И.Ф. Гроота. Несколько бело-серых птиц у кирпичной стены составляют весь незатейливый сюжет этого полотна. Забавно видеть его по соседству с изображениями императриц и дворян, мне сразу начинало казаться, что в картине должен быть какой-то подтекст, некая аллегория. Не зря же его поместили в этом зале? Но ответа на свои размышления я не нашла, так что вам предстоит самостоятельно решить вопрос о том, как связана эта картина с остальными полотнами в зале. Ряд портретов продолжается и в следующих помещениях, сменяясь ненадолго пейзажной живописью в шестом зале. Меня всегда утомляли такие ряды портретов, однако прогуливаясь по этим залам Третьяковки, отчетливо замечаешь, как менялась техника. Портреты в седьмом зале совершенно не похожи на работы, представленные в залах №1-3. Более естественные позы, живые лица и очень глубокие взгляды, в которых читается не просто настроение, но целая история. Работы В.Л. Боровиковского будто предвосхищают будущие портретные и жанровые сцены К. Брюллова, которые мы увидим в девятом зале.


Работы Александра Иванова

Мы переходим в залы, посвященные художникам первой половины XIX века, и стилистика заметно меняется. Всё как будто становится более глубоким, осмысленным, наполненным скрытыми знаками. Эти картины не просто изображают людей, пейзажи или жанровые сцены, они передают настроения, заставляют остановиться на минуту у холста и прочувствовать изображенное.
В зале №10 находится одна из самых моих любимых картин – «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Третьяковка адрес

Не знаю чем, но она запомнилась мне еще с уроков в художественной школе, а вживую и вовсе поразила. Полотно невозможно проигнорировать уже из-за его размеров: 5,5 на 7,5 метров! Фигуры людей, готовящихся войти в реку и принять крещение на первом плане, намного больше натуральной величины. Какая монументальная работа, какой труд! И как тонко, тщательно прописаны детали! Художник работал над этой картиной более 20 лет, но так и не успел завершить полотно. О том, какой титанической труд проделал Иванов, позволяют судить эскизы и наброски, выполненные художником в процессе работы над полотном. Замечательно, что они вывешены в этом и соседнем залах (№10 и 12), так что мы можем увидеть, как менялся первоначальный замысел в процессе работы, как художник искал образы, как двигался к созданию шедевра методом проб и ошибок.


Жанровая живопись 19 века

Любопытен зал №14, посвященный теме крестьянства и русской деревни в живописи XIX века. Портреты сельских жителей и крестьянских ребятишек, сцены из жизни деревни, а также интерьеры загородных дворянских усадеб дают полное представление о жизни и облике русской деревни того времени. Каждый раз, проходя по таким залам, я жалею, что у нас не принято проводить уроки истории в музеях. Как много могли бы узнать и понять дети, рассмотрев такие картины!

В зале №15 внимание стоит обратить на работы П.А. Федотова: сюжеты его полотен отражают жизнь, хотя порой кажется, будто это иллюстрации к сатирическим рассказам Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Знаменитое полотно «Сватовство майора» (на картинке ниже), замечательные «Анкор, еще анкор!», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Жена-модница» — все эти картины отражают детали мещанского быта, и рассказывают нам истории, в чем-то смешные, а в чем-то грустные, но такие знакомые и типичные для того времени. Эту тему продолжают и полотна зала №16, где мы встречаем знаменитую работу В.В. Пукиреева «Неравный брак». Работы В.Г. Перова в следующем зале тоже рассказывают нам о жизни России в XIX веке, но показанные им истории имеют человеческое лицо и куда более трагичны.

Третьяковка адрес


От дворян и мещан мы вместе с художником обращаемся к жизни рабочих и крестьян, где сплошные несчастья: нищета, голод, болезни и смерть. Знаменитая «Тройка», где три ребенка тащат на санях огромную бочку с водой несмотря на ненастье вокруг; «Приезд гувернантки в купеческий дом», где честная и добрая девушка поступает на службу к надменному и скупому барину; многочисленные картины с темой смерти — «Утопленница», «Старики-родители на могиле сына», «Возвращение крестьян с похорон зимою», — все эти полотна показывают безрадостность и безнадежность жизни простого человека.

Залы №18-19 посвящены пейзажной живописи: здесь и знаменитые «Грачи прилетели» Саврасова, и марины Айвазовского; в 21-м зале — работы Куинджи, где поражает игра со светом, а в 25-м нас ждут леса и поля, детально прорисованные Шишкиным.

Третьяковка адрес

Переход от социально-бытовой проблематики к пейзажной живописи не случаен: через природу мы видим иной облик России — страны бескрайней, великой, могучей. Это логически приводит нас в зал №26, где мы встречаемся с Русью из сказок и былин на полотнах В.В. Васнецова. Самая знаменитая картина здесь — «Богатыри», ставшая уже своего рода визитной карточной галереи. Помимо былинных героев, в этом зале можно увидеть сестрицу Аленушку, Ивана-Царевича на сером волке, царевен подземного царства.


Третьяковка адрес

27-й зал переносит нас из мира сказок в мир экзотической Индии на картинах В.В. Верещагина. Самое впечатляющее (оно же и самое известное) полотно в этом зале — «Апофеоз войны», на котором мы видим гору черепов, окруженную стаей воронов в пустыне. На меня эта картина всегда производит очень гнетущее впечатление, заставляя задуматься и о том, как бессмысленно гибли и гибнут люди в войнах и как быстротечна человеческая жизнь.

Третьяковка адрес

Следующие залы представляют нам работы таких мастеров реалистического течения в живописи, как В.И. Суриков. И.Е. Репин, Н.Н. Ге. Живые портреты современников чередуются с картинами на сюжеты из истории России. Здесь и «Боярыня Морозова» (на фото выше), отправленная в ссылку, и «Меньшиков в Березове», и «Утро стрелецкой казни», и «Иван Грозный и сын его Иван», и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Живопись рубежа XIX-XX веков: от реализма к новому искусству

Залы, посвященные изобразительному искусства рубежа XIX-XX веков, открывают картины М.А. Врубеля (залы №32-34). Его техника разительно отличает его работы от полотен предшественников, будто четко проводя границу между старым и новым, реалистичной живописью и новыми, пока только рождающимися течениями в искусстве. Среди самых узнаваемых его работ – «Царевна-Лебедь» и «Демон (сидящий)» (на фото ниже).

Третьяковка адрес

На этом мы завершаем осмотр залов первого этажа, но не пугайтесь — на самом деле, две трети галереи мы уже изучили. Внизу нам осталось осмотреть совсем немного. После сюжетно и эмоционально насыщенных картин последних залов мы вновь можем перевести дух, рассматривая пейзажи. В залах №35-38 нас ждут работы Поленова, Левитана, Грабаря и других художников-пейзажистов, а в 39-м — крестьянская живопись М.В. Нестерова.

В залах №40-41 представлены работы В.А. Серова, в том числе и «Девочка с персиками». Судя по прошедшей зимой 2016 года выставке, этот художник пользуется огромной популярностью у москвичей, так что заглянуть сюда непременно стоит. Однако лично мне гораздо интереснее было изучать работы К.А. Коровина (зал №42), которые намного лучше соотносятся с тенденциями в мировой живописи того времени. Его техника — работа с мазками-цветовыми пятнами — позволяет не столько увидеть детали, сколько понять общее настроение и движение, энергетику картин. На иллюстрации ниже — его работа «Париж. Кафе де ля Пэ».

Третьяковка адрес

Не менее импрессионистские полотна представлены и в залах №43-46, наиболее значимые художники здесь — В.Э. Борисов-Мусатов, Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов и Н.К. Рерих. Их техники совсем не похожи друг на друга, но от предшественников их работы отличаются еще более явно.

Заключительные залы галереи: графика, иконопись, сокровищница

В залах №49-54 расположены выставка графики XVIII – начала XX веков, которая обновляется раз в полгода, так что если вас интересует этот вид изобразительного искусства, обязательно загляните сюда. Последние залы №56-62 посвящены искусству Древней Руси и иконописи. Здесь можно увидеть типичные работы для разных местных школ, а также фрески и иконы, созданные такими прославленными мастерами как Феофан Грек (зал №58) и Андрей Рублев (зал №59). Зал №55 — сокровищница Третьяковской галереи, где представлены иконы и старинные книги, ювелирные изделия и миниатюры.

Третьяковка адрес

Как видите, основная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулки удивительно богата, так что посетить этот музей стоит обязательно: даже если вы не разбираетесь в изобразительном искусстве, вам наверняка будет любопытно увидеть те картины, которые вы не раз встречали в обычной жизни — на страницах учебников, на упаковках продуктов (например, на конфетах), на рекламных плакатах. А те, кто интересуется искусством, могут продолжить знакомство с русскими художниками и скульпторами XX века в здании Третьяковки на Крымском валу.

Третьяковская галерея на Крымском Валу

В отличие от галереи в Лаврушинском переулке, эта экспозиция меньше и осмотреть ее можно значительно быстрее. А вот осмыслить произведения художников-авангардистов, кубистов и представителей других модернистских течений XX века оказывается намного сложнее.

Третьяковка адрес

Здесь, как и в основном здании галереи, произведения расположены в хронологическом порядке, от первых шагов художников-авангардистов в 1900-х годах до произведений наших современников. Любопытно, что в первых залах мы видим много образцов экспериментально искусства, среди которых не только картины, но и необычные скульптуры, композиции, кинетические машины. В залах можно посмотреть несколько документальных фильмов о русских авангардистах, что позволит лучше понять их идеи и произведения.

Новые течения в искусстве: символизм, примитивизм, абстракционизм

Начиная осмотр галереи, мы двигаемся по залам 1910–1920-х годов. Все представленные здесь картины разительно отличаются от творчества классических художников, которое представлено в Третьяковке в Лаврушинском переулке. Хотя это еще не абстракции, сразу ясно, что перед нами и не реалистическое искусство.

Игра со смыслами и формами, намеренный уход от реализма и поиск иных, более простых способов выражения сложных философских идей, типичны для всего искусства XX века. Интересное выражение она получает в работах М.Ф. Ларионова. На картине «Отдыхающий солдат» (зал №1, на фото ниже) мы видим, казалось бы, знакомую портретную позу — так писали художники Возрождения отдыхающих Венер, однако здесь художник намеренно смешивает высокое и низкое, оперируя контрастами и выражая свое отношение к социальному неравенству общества.

Третьяковка адрес

Ещё одно популярное направление живописи тех лет представлено картинами Н.С. Гончаровой — кажется, что ее натюрморты или «Павлин» (залы №1-2) нарисованы пятилетним ребенком, но за кажущейся простотой, примитивизмом, сложные ассоциативные связи.

Третьяковка адрес

Одни за другим художники начала века отказываются от всего привычного и реалистичного: цвет, перспектива, манера письма — всё претерпевает изменения, эволюцию которых так любопытно прослеживать, перемещаясь из зала в зал. Пика новое искусство достигает в творчестве авангардистов, ярчайшими представителями которого являются П.Н. Филонов (зал №9), В.В. Кандинский (зал №9), М.З. Шагал (зал №9) и К.С. Малевич (зал №6). Картины Филонова и Кандинского всегда особенно завораживали меня: так интересно было изучать детали, пытаться угадать, что же скрыто за этими формами, цветами, линиями.

Третьяковка адрес

Вживую от композиций и импровизаций Кандинского у меня перехватывает дыхание: кажется, я не просто вновь читаю о его экспериментах с цвето-музыкой, но действительно вижу то, о чем писал художник. Эти абстрактные структуры, на первый взгляд кажущиеся просто беспорядочным смешением цветовых пятен и линий, способны погрузить зрителя в особое эмоциональное состояние. Если раньше художники рассказывали и показывали нам истории, теперь они предлагают нам прочувствовать их.

Казимир Малевич: авангард и кубизм в изобразительном искусстве

Самым знаменитым художником, работы которого представлены здесь, без сомнения является Казимир Малевич. Как в Лувре толпы туристов притягивает к себе «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, так в Третьяковке на Крымском валу все стремятся увидеть «Черный супрематический квадрат» Малевича. Эта противоречивая картина, пожалуй, навсегда останется предметом жарких споров между профессионалами и любителями живописи. Признаюсь, если вы не разделяете взглядов на то, что это произведение — шедевр по своему революционному замыслу и имеет программное значение для авангарда, вас картина вряд ли впечатлит: просто черный потрескавшийся квадрат на белом фоне. Лично мне любопытно было увидеть вживую этот символ революции в искусстве, но намного интереснее оказалось рассматривать другие произведения Малевича. Любопытно, что в двух залах можно проследить, как менялось творческое видение художника: от реалистического символизма к авангарду, кубизму и снова к более реалистичному искусству. Его поиски, оригинальность и новизна его творчества достойна не просто пары залов, но целой отдельной галереи.

Третьяковка адрес

Помимо картин художников, в залах о кубизме и авангарде можно увидеть реконструкции мастерской Общества молодых художников и павильона «Рабочий клуб» Родченко (на фото ниже), которые отражают новые направления авангарда и конструктивизма в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.

Третьяковка адрес

Картины К.С. Петрова-Водкина (зал №13) пронизаны символизмом. Так, нельзя не остановиться возле его полотна «Купание красного коня» — пожалуй, самого знаменитого произведения художника. Никогда не интересовавшее меня в репродукциях, в оригинале оно почему-то заставляет меня остановиться и всмотреться в происходящее. Лицо мальчика, его поза, фигура самого коня — кажется, все наполнено здесь глубоким символическим смыслом: это и об искуплении грехов, и о духовной чистоте, и о новом, рождающемся революционном искусстве. Третьяковка адрес

Не менее любопытны и другие работы художника: обычные на первый взгляд портреты и зарисовки оказываются наделенными глубоким, часто библейским значением.

Утилитарная живопись 1930-х

На этом самые сложные для восприятия залы заканчиваются, от революционного искусства мы переходим к утилитарной живописи, которая призвана выполнять идеологические функции. Меня мало увлекали эти залы — что интересного в парадных портретах и огромных полотнах с заседаний Советов? Однако просто пройти мимо этих залов нельзя: все же фигуративное искусство 30-х составляет отчетливый контраст с живописью начала века. Строительство, труд, прогресс, спорт, патриотизм — вот главные темы полотен этих залов. От философии к пропаганде, от глобальных проблем — к частным социальным противоречиям. Вглядываясь в работы А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, И.И. Бродского, я будто вижу, как в живописи проявляется та же цензура, что в литературе.
От программного к жизненному, бытовому мы вовзращаемся в картинах художников военного и послевоенного времени. Простые люди, простые дела, мирная жизнь и её такие доступные и понятные радости — на десятилетие реализм и стремление отразить полноту простой жизни возвращаются в советское искусство. Среди произведений этих залов особенно выделяются работы А.А. Пластова «Сенокос», «Ужин трактористов», «Весна» (на фото ниже).

Третьяковка адрес

Каждое из полотен имеет два плана: реалистичный, на котором мы видим сцены из обычного быта крестьян и рабочих, и символический, где художник говорит о простых, но вечных ценностях, восхваляет жизнь, показывает нам красоту будней.

От 1960-х до наших дней: залы современного искусства

Последние залы галереи посвящены искусству 1960–2000-х, в котором отражение нашли самые разные течения. Однако эти залы кажутся мне наименее интересными из всех: многие произведения современных художников выглядят откровенно странными, но, в отличие от работ революционеров-авангардистов, я не чувствую за ними такой же смысловой или эмоциональной глубины.

Третьяковка адрес

Образовательные курсы в галерее

Третьяковская галерея — это не только музей, но и современный образовательный центр, где можно прослушать отдельные лекции и целые курсы об искусстве определенных эпох. Любопытно, что есть специальная лекционная программа для детей 7-9 лет, подростков и взрослых, так что интересно будет в любом возрасте. Как правило курс всключает от 4 до 8 лекций, а также возможны экскурсии и прогулки по городу. Приобрести билеты на курсы можно онлайн и в кассах галереи. Стоимость разового посещения для взрослых составляет 270 рублей, для студентов и пенсионеров — от 170 рублей; детский лекторий дешевле — от 130 рублей за занятие. Посмотреть полный список программ и расписание курсов можно вот здесь.

Третьяковка адрес

Для тех же, кто любит не просто слушать лекции об искусстве, а практиковаться в создании собственных произведений, подойдут занятия творческих мастерских. Разовое занятие живописью для взрослых будет стоить 800 рублей, скульптурой — 1000, а детские занятия — 600 рублей. Посмотреть даты и тематику занятий можно в разделах “Художественная практика” на сайте галереи.

Перерыв на обед

Если во время осматра галерейных залов вы проголодались, можете заглянуть в ресторан «Братья Третьяковы» в историческом здании в Лаврушинском переулке. Здесь гостям предлагают блюда русской кухни, но цены не самые демократичные: супы от 230 рублей, салаты — от 270 до 700 рублей, а горячие блюда — в районе 500. Десерты обойдутся в 150-300 рублей, кофе — в 110-240 рублей (каппучино — 160), а чаи стоят 320 рублей за чайник на двоих. Ознакомиться с меню и специальными предложениями ресторана можно на его официальном сайте. Если в музейном ресторане обедать не желаете, возле метро и в окрестных улочках вы найдете множество сетевых кафе, в том числе Макдональдс, Кофе Хаус, Шоколадницу и Варенничную №1.

Поблизости от здания на Крымском Валу также расположилось несколько кафешек. Перекусить или выпить кофе можно в одном из небольших уютных заведений на набережной, сетевые Бургер Кинг и Шоколадница, а также несколько других кафе находятся возле станции метро «Октябрьская» всего в 10 минутах ходьбы от галереи.

Сувениры

Я всегда очень люблю заглядывать в сувенирные магазины при музеях: в отличие от обычных сувенирных лавок с одинаковой китайской продукцией, здесь всегда найдется что-нибудь оригинальное и интересное, и особенно радует, что российские музеи подтягиваются до уровня ведущих европейских. В сувенирном отделе Третьяковки я приобрела на память несколько открыток с репродукциями картин: и глаз радуют, и цена прелестная — всего 10 рублей за штуку. Из более серьезных подарков здесь можно найти коллекционные альбомы и книги о галерее и русской живописи вообще (смотрите каталог здесь), цены от 300 до 3500 рублей, заказать репродукции шедевров (от 750 рублей) или приобрести шелковые шарфы с мотивами из известных полотен, 3500 рублей. Посмотреть, что продается в сувенирной лавке галереи можно в интернет-магазине.

***

Для меня Третьяковская галерея — настоящее собрание сокровищ и жемчужин русского изобразительного искусства, где можно найти и работы классиков, и живопись художников-авангардистов, и современные произведения. Прогуляться по залам галереи непременно должен каждый, ведь здесь так много всего, что вы обязательно увидите ту картину, которая отражает ваше настроение и мировоззрение.

Источник: travelask.ru

Третьяковская галерея

В ЛАВРУШИНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Третьяковка      

Основное здание Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году. Количество работ постоянно превосходило возможности Третьяковки, поэтому к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873-1904 годах, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который и стал эмблемой Третьяковской галереи.

     

Картины Третьяковской галереи

В 1892 году Третьяков передал в дар государству огромную и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального изобразительного искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: «…Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв».

Вместе с коллекцией Павла Михайловича в дар Москве была принесено собрание живописи его брата, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже коллекционером, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Эрмитажа.

Двери Третьяковской галереи открыты для людей всех возрастных категорий и взглядов. Выставка интересна как взрослым, так и детям. Трудно обойти все залы и галереи Третьяковки за один день — так хочется задержаться подольше у любимых и известных полотен и рассмотреть детали…

Картины третьяковской галереи
Фрагмент картины «Богатыри», Васнецов Виктор Михайлович
Третьяковская галерея

Посещение Третьяковской галереи даёт возможность не только прикоснуться к прекрасному, проникнуться всей глубиной мастерства великих художников, чьи имена знают от мала до велика, но и проследить ход российской истории, развития страны, увидеть особенности быта русских людей в разные века.

Источник: www.spr.ru

История Третьяковской галери

Третьяковская галерея была основана в 1856 году известным коллекционером и меценатом Павлом Третьяковым. Он долгое время собирал известные работы по всей Российской империи, а после основания музея решил показать коллекцию русского изобразительного искусства всему миру.

История Третьяковской галереи
Третьяковская галерея

В состав галереи входят:

  • основной и инженерный корпуса, находящиеся в Лаврушинском переулке;
  • Государственная картинная галерея, которая позже была переименована в Новую Третьяковку;
  • храм-музей, мемориальные дома-музеи известных художников и скульпторов.
История музея Третьяковская галерея
История

На данный момент коллекция Галереи насчитывает более ста восьмидесяти тысяч произведений искусства, которые были собраны по всему миру. Она включает в себя огромное количество картин, написанных русскими художниками, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. Все экспонаты были изготовлены в разных временных промежутках: от XI до XXI столетия.

Галерея славится своими иконами древнерусской живописи, среди которых: «Владимирская икона Божьей Матери», «Троица», и «Устюжское Благовещение».

На данный момент Третьяковская галерея относится к самым посещаемым и известным местам России. Ежегодно несколько миллионов туристов посещают это место, а на выставку работ Айвазовского ежедневно приходили пять с половиной тысяч человек.

Где находится Третьяковская галерея?

Основное здание Третьяковской галереи находится по адресу Лаврушинский переулок 10.

Адрес музея Третьяковская галерея
Адрес

Здесь собрана самая большая коллекция образцов русского изобразительного искусства разных веков. Рядом с выставочным зданием находится инженерный корпус, который предназначен для проведения лекций и осуществления кинопоказов. В 1985 году в состав вошла галерея на Крымском Валу – Новая Третьяковка. Здесь проходят временные выставки советского и российского искусства.

Новая Третьяковка

Новая Третьяковка отличается более современным стилем. Кроме советского и постсоветского искусства, авангарда, реализма и других направления известных художников и скульпторов, здесь выставлены экспонаты новых течений, которые очень привлекают туристов и молодых людей.

До этого Новая Третьяковка носила название Государственной картинной галереи, но в 1956 году в честь столетия музея было принято решение объединить галереи. Чтобы повысить посещаемость, было принято решение переименовать музей. Именно это позволило в будущем вдохнуть в него новую жизнь.

Официальный сайт Третьяковской галереи

Официальный сайт государственной Третьяковской галереи начал полноценно функционировать в 2017 году. Важно отметить, что домен может собирать файлы cookie для правильной работы, об этом указывается при посещении. На сайте можно узнать о дополнительных услугах.

Услуги на официальном сайте
Услуги

Портал Третьяковской галереи — https://www.tretyakovgallery.ru/.

Информация на сайте для туристов

Сайт имеет современный внешний вид. Он был разработан командой профессионалов-программистов и веб-дизайнеров, которые несколько месяцев с нуля создавали новый порта.

Верхний блок сайта имеет анонсы предстоящих проектов. Все картинки и изображения анимированные, что добавляет изюминку. Также в этой части находятся активные ссылки, которые пригодятся будущим посетителям музея. Там собрана информация о выставках, событиях, можно посмотреть программы, предназначенные для определённого возраста, а также ознакомиться с лучшими произведениями искусства, которые имеются в коллекции Третьяковской галереи.

Средний блок сайта довольно обширный. В основном, здесь информационные материалы: сведения о выставках, экспонатах, активные ссылки, которые можно посмотреть в любое время. Информация обновляется постепенно, в зависимости от появления новых данных.

Чуть ниже можно посмотреть картины, которые относятся к определенным жанрам искусства, входящим в коллекцию Галереи. События и анонсы вынесены отдельной строкой. На главной странице представлена краткая информация и иллюстрации к будущим программам. Дата проведения доступна любым посетителям Третьяковской галереи, она также вынесена на главную. Категории: спектакли, кинопросмотры, лекторий и художественная практика доступны для изучения.

Нижний блок, как у всех других порталов, имеет активные ссылки на сведения о самом сайте, дублируются вкладки с верхнего блока. Также можно просмотреть социальные сети, подписаться на рассылку по e-mail и посмотреть информацию о всём составе государственной Третьяковской галереи.

Покупка билетов онлайн

Кроме ознакомительных и информационных целей, сайт несёт и коммерческий характер. Билеты для посещения выставки можно купить онлайн именно здесь.

Выставки, которые предлагает Третьяковская галерея
Выставки

Для этого есть активная вкладка в верхнем блоке портала. Билеты, приобретенные в сети, значительно сэкономит время, которое человек должен будет провести в очереди кассы в случае покупки на месте. Из-за огромного количества туристов, желающих попасть в галерею, череда действительно очень длинная. Электронный билет значительно удобнее обычного, его невозможно потерять, а вход по нему происходит в порядке стандартной очереди.

Как купить билеты?

Покупка билетов относится к стандартным функциям официального сайта государственной Третьяковской галереи. Заказ осуществляется непосредственно на онлайн-ресурсе. Онлайн цена на пропуск не отличается от обычной цены в любой кассе.

При переходе в специальный раздел сайта, можно увидеть все доступные электронные билеты к покупке. Входные с открытой датой действуют в течение тридцати дней после покупки, в то время как вход по билетам с фиксированной датой возможен только в то время, которое указано на электронном талоне.

Выбрать тип экскурсии можно на странице, после перехода непосредственно на вкладку покупки. По окончанию выбора даты и типа выставки, пользователю предоставляется информация о цене и категории билета.

Экскурсии от Третьяковской галереи
Экскурсии

Здесь можно посмотреть, какие граждане получают льготу или бесплатный вход в музей. Люди из льготной категории обязаны предоставить сотрудникам галереи документы, которые подтверждают его категорию. Покупка бесплатного билета происходит только вместе с платным, они должны быть куплены в тандеме. Проходной действует всего один раз, после чего аннулируется.

Выгоды покупки билета онлайн

Главной проблемой при покупке билетов для посещения выставки является отсутствие времени. Из-за огромного количества ежедневных посетителей (достигает нескольких тысяч), время, проведенное в очереди к кассе может быть достаточно продолжительным. Однако в век цифровых технологий эта проблема легко решается с помощью онлайн покупки. Кроме отсутствия реальной живой очереди, имеется ещё несколько преимуществ:

  • Удобство. Осуществление покупки билетов через официальный сайт Третьяковской галереи можно совершить в любое время. Нет никаких очередей, а поддержка работает круглосуточно;
  • Скорость. Оперативность работы сайта не сравнится с обычными работниками. У системы нет сбоев, она работает налажено и корректно, ведь над её созданием работали профессиональные программисты;
  • Забота. На портале галерее есть возможность купить билет не только себе, но и своим близким, друзьям, второй половинке. Один человек может заказать до шести пропускных одновременно, при этом люди льготной категории получают скидку или бесплатный билет;
  • Надежность. Электронный талон нельзя потерять или где-то забыть. Все данные хранятся на ресурсе, а предоставлять его нужно непосредственно работникам музея на входе.
  • Цена. Стоимость продукта на сайте не превышает реальной, которая заявлена на кассе.

Почему стоит посетить именно Третьяковскую галерею?

Третьяковская галерея – одно из самых посещаемых туристами мест в Москве. Коллекция музея насчитывает более ста восьмидесяти тысяч экспонатов из разных видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптуры.

Достоинства музея Третьяковская галерея
Ценности

В выставках принимают участие картины известный русских художников, которые были выкуплены и показаны самим Павлом Третьяковым – основателем музея.

Среди экспонатов Третьяковской галереи есть один, который известен по всему миру, – «Черный квадрат» Казимира Малевича. Оригинал картины находится на одном из стендов музея. Именно ради него приезжают большинство туристов. Другие работы художника хранятся в галереях по всему миру. Например, «Белый квадрат» в Соединенных Штатах Америки в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Миссия музея Третьяковская галерея
Миссия

Источник: tretyakovskaja.ru

История появления коллекции П.М. Третьякова

Третьяковская галерея в Москве — самый известный музей. Как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, как Лувр в Париже или музей Прадо в Мадриде – так Третьяковская галерея является своеобразной визитной карточкой Москвы.

Датой основания Третьяковской галереи считается 1856 год, когда продолжатель старинного купеческого рода Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько полотен русских живописцев – это были «Искушение» Н.Г. Шидлера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Несколькими годами раньше Павел Михайлович стал владельцем 10 листов графики и 9 картин старых голландцев. Следующими в коллекции появляются картины Соколова, Якоби, Саврасова, Клодта.

Третьяков планировал приобрести собрание полотен Ф.И. Прянишникова и дополнить его своими, что составило бы основу галереи, мысли о которой уже тогда зародились у коллекционера. Но в связи с высокой ценой собрание Прянишникова приобрести не удалось – оно досталось Московской Румянцевской галерее (в наши дни в Третьяковской галерее), поэтому Третьяков начал собирать коллекцию своими силами, полагаясь исключительно на свой вкус и свои знания.

С особым уважением Третьяков относился к таланту русского художника Перова, с которым поддерживал дружеские отношения. В 60-е годы в коллекцию были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка», «Дилетант». Также Третьяков заказывал Перову портреты, а после смерти художника принимал непосредственное участие в организации выставки работ Перова.

 Знаменитая картина Флавицкого, написанная на историческую тему, «Княжна Тараканова» появилась в собрании в 1964 году, а несколькими годами позже Третьяков заказал живописцу Бронникову полотно «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Эта картина стала любимым произведением жены Третьякова – Веры Николаевны.

Шестидесятые годы стали очень плодовитыми в плане появления в коллекции Третьякова новых полотен. Третьяков, любивший природу и тонко ее чувствовавший, особое внимание уделял приобретению пейзажей.

Кроме того, в собрании было много портретов, среди которых были портреты известных личностей, литераторов, деятелей культуры и искусства, исполненных такими признанными мастерами кисти как Брюллов, Тропинин, Крамской. В 1873 году Крамскому с трудом удалось уговорить Л.Н. Толстого позировать для портрета, чему был несказанно рад Третьяков – он уже давно мечтал пополнить портретную галерею изображением великого русского писателя.

Не ограничиваясь увлечением собирательством живописи, Третьяков дружил с художниками и оказывал им посильную помощь. В частности, живое участие Петр Михайлович принимал в судьбе художников-передвижников, с момента проведения выставок ТПХВ именно здесь он приобретает большую часть картин. Таким путем в коллекцию вошли картины «Христос в пустыне» Крамского, «Сосновый бор» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова и другие. Особенно тесные дружеские отношения сложились с семьей Третьяковых у Крамского, некоторое время он жил в их доме в Лаврушинском переулке, и писал портрет Третьякова.

В 1874 году Верещагин после возвращения из поездки по Туркестану, проводил выставку своих работ, и Третьяков решил приобрести целиком всю экспозицию для того, чтобы подарить ее Московскому училищу живописи. Это было самое крупное и дорогое приобретение коллекционера, за него было отдано 92 тысячи рублей, но училище от подарка отказалось по причине отсутствия помещения. Тогда Павел Михайлович решил отдать коллекцию Московскому обществу любителей художеств. Обязательным условием было обеспечить доступность осмотра картин для всех желающих. Но и в этом случае средства не были найдены и по истечению трех лет картины снова вернулись к Петру Михайловичу, который к этому времени стал владельцем индийских этюдов Верещагина.

Рождение Третьяковской галереи

Все свои приобретения Третьяков размещал в доме в Лаврушинском переулке, но места уже не хватало, и в 1872 году было начато строительство музейных залов, которое закончилось в 1874 году. Временно проблема была решена, но после того, как в 1882 году к Третьякову вернулась туркестанская серия Верещагина, встал вопрос о дальнейшем расширении выставочных площадей, и были достроены еще шесть залов. Строительные заботы не мешали коллекционеру пополнять свое собрание все новыми и новыми произведениями искусства русских живописцев. В это время Третьяков уже полностью полагался на свой вкус, и приобретает не только те картины, которые встречают всеобщее одобрение, но и те, которые ценители живописи встречают неоднозначно. В 1892 году галерея увеличилась еще на 6 залов, и в этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар Москве. После смерти Третьякова галерея осталась без самого своего главного попечителя. В своем последнем завещании, Петр Михайлович, зная, что городская дума Москвы не сможет выделить необходимые для содержания галереи средства, завещал 150 тысяч рублей таким образом, чтобы проценты от этих денег шли на ремонт галереи и 125 тысяч на приобретение предметов искусства для пополнения экспозиции. Помимо денежных средств, галерее было завещано и недвижимое имущество, и собрание древних русских икон.

Из-за того, что завещание было составлено с рядом формальных нарушений, в силу оно вступило только в августе 1899 года, после того, как в дело вмешался лично император Николай II. В итоге, Московская дума приняла Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых, согласно которому музеем должен был управлять совет Галереи. В первый состав этого совета вошли такие известные личности как князь В.М. Голицын, дочь Третьякова А.П.Боткина, художники В.А.Серов и И.С.Остроухов, коллекционер И.Е. Цветков. Должность хранителя Галереи получил Е.М. Хруслов. В это время был полностью перестроен жилой дом Третьяковых, его сделали целиком приспособленным для функционирования в режиме музея. Пополнение коллекции некоторое время осложнялось противоречиями внутри комиссии. У всех были свои взгляды и мнения по поводу того, что необходимо приобретать на средства, оставленные Третьяковым. Но после того, как на посту попечителя князя Голицина сменил Остроухов, комиссия приняла решение приобретать лишь лучшие произведения и старых и новых художников, чтобы достойно продолжить дело, начатое Третьяковым.

В 1910 году по завещанию ценителя искусств и мецената М.А. Морозова, Третьяковская галерея получила полотна французских живописцев К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара, К. Писсаро, Э. Дэга и другие, не менее ценные произведения живописи. Новая эпоха в жизни Третьяковской галереи началась в 1913 году, когда совет возглавил художник и историк-искусствовед И.Э. Грабарь. Под его руководством экспозиция Третьяковской галереи была преобразована по принципу самых известных музеев Европы. Было решено картины каждого художника собрать в одном зале, кроме того, разместить экспонаты в хронологическом порядке, начиная от древнерусской иконописи и заканчивая произведениями современных художников. Также была проведена работа по составлению полного научного описания коллекции.

Третьяковская галерея в годы советской власти

Согласно декрету Совнаркома от 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата просвещения. Благодаря счастливой случайности Третьяковская галерея не утратила в названии фамилию своего основателя, как это случилось со многими другими подобными музеями, а стала называться Имени Третьяковых. Во главе галереи встал И.Э. Грабарь, который занялся вопросами переустройства, реорганизации музея, а также пополнением фондов. В этот период в хранилища Государственного музейного фонда поступало большое количество художественных ценностей, реквизированных, национализированных и конфискованных у своих законных владельцев. Из этого фонда в Третьяковскую галерею пришли собрания Щербатова, Харитоненко, а также полотна из дворянских подмосковных усадеб. Картины иностранных художников из Третьяковской галереи были переданы в музеи западного искусства. В то же время, к галерее было присоединено в качестве филиалов несколько музеев с собраниями русской живописи. Постепенно в Третьяковской галерее сконцентрировалась богатейшая экспозиция произведений русских художников, в том числе авангардистов Малевича, Кандинского, Татлина, а также ценнейшие произведения древнерусской иконописи.

Расширение музейных фондов сделало необходимым изыскивать площади для размещения. Несколько выставочных залов было превращено в запасники, и большая часть коллекции стала недоступной и для осмотра, и для изучения и инвентаризации. Из 15 тысяч экспонатов, которые находились на тот момент в музее, некоторые даже не были официально за ним закреплены.

В 1927 году Третьяковская галерея была расширена за счет смежного дома в Малом Толмачевском переулке. После ремонта здесь разместилась администрация музея, также сюда перешли библиотека, архив, фонды графики и научные отделы. Сумбурные поступления последних лет значительно нарушили упорядоченность экспозиции, и в 1928 году было решено возродить концепцию И.Э. Грабаря. В виду того, что власть тесно переплетала искусство и идеологию, из экспозиции были исключены многие ценные произведения искусства отдельных авторов, а также целые направления. Основной упор делался на пропаганду, в то время, как научно-исследовательская работа отошла на второй план. В это время в Третьяковской галерее проходят выставки: Антиалкогольная, Красная Армия в советском искусстве, Колхозная выставка, Плакат на службе пятилетки и другие выставки подобного плана.

В 30-е годы экспозиция галереи начинает реформироваться. Приоритетными направлениями становятся выставки произведений искусства революционной и советской тематики. После того, как к музею были присоединены Центральные реставрационные мастерские, фонд галереи пополнился уникальными иконами, которые были собраны Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, собранных из закрытых монастырей и церквей. Очень активно пополнялся и отдел советского искусства, в котором находились произведения А.А.Дейнеки, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, М.В.Нестерова, И.И. Машкова. Еще одним направлением в галерее стало Искусство народов СССР. 1935 год был ознаменован началом строительства нового двухэтажного здания для размещения выставок, а также выделения средств на реконструкцию старых помещений галереи. Строительство проводилось по проекту А.В. Щусева, и было закончено в 1936 году.

Период Великой Отечественной войны в жизни Третьяковской галереи

После начала Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее началась активная деятельность по демонтажу и эвакуации экспозиции. Картины извлекали из рам и подрамников, накатывали на валы, упаковывали в металлические емкости и запаивали. Работы были проведены в сжатые сроки и уже в середине лета 1941 года в Новосибирск отправился эшелон с экспозициями первой очереди Третьяковской галереи (самыми ценными произведениями), Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея восточных культур. Вместе с экспонатами отправились в путь и сотрудники музеев. Ответственным за транспортировку был А.И. Замошкин, являвшийся директором Третьяковской галереи. По приезду в Новосибирск, музейные коллекции были размещены в недостроенном здании Оперного театра.

Тем временем Москва подвергалась частым бомбардировкам авиации немецких войск, и в августе 1941 года две фугасные бомбы разрушили часть главного здания Третьяковской галереи, а в ноябре был разрушен двухэтажный дом, в котором размещались различные службы музея. Эти события ускорили эвакуацию второй очереди коллекционного собрания. Экспонаты были погружены на баржу и должны были по воде следовать в Пермь (тогда – Молотов). Едва отчалив от Московского речного вокзала, баржа попала в зону воздушного боя, но, к счастью, получила лишь незначительные повреждения, не причинившие вреда ценностям. Третья очередь была отправлена в ноябре 1941 также в Новосибирск, в котором сосредоточилось колоссальное количество ценнейших произведений искусства из лучших музеев СССР. После того, как в сентябре 1942 года была вывезена четвертая очередь коллекции, в музее все равно осталось несколько тысяч экспонатов, художественные рамы и подрамники, которые охранял небольшой коллектив галереи, возглавляемый заместителем директора С.И. Прониным.

Уже в 1942 году начинается восстановление здания Третьяковской галереи. В новых залах была проведена всесоюзная выставка Великая Отечественная война, здесь же отметили знаменательное событие – 50-летие передачи Третьяковым своего собрания Москве.

После того, как советские войска отбросили захватчиков на запад, стало возможным возвращение музейных экспозиций из эвакуации, и в 1943 году их стали готовить к возвращению в Москву. Комиссия, в которую вошли искусствоведы, реставраторы и другие специалисты, пришли к выводу, что все возвращенные экспонаты находятся в отличном состоянии, началось размещение экспозиции в залах музея, и 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей.

Послевоенная деятельность музея

Период с 1950 по 1970 гг. был очень плодотворным для музея. В дар Третьяковской галерее было передано несколько ценных художественных коллекций, которые еще больше обогатили замечательную коллекцию галереи. Среди картин, подаренных музею, были работы Бенуа, Петрова-Водкина, Рериха, Сарьяна, Саврасова, Врубеля и других художников.

Уже в 50-е годы стало ясно, что здание галереи недостаточно для полноценного размещения экспозиции. В 1956 году было принято решение о строительстве нового помещения для экспозиции Третьяковской галереи. Местом строительства выбрали площадку на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля и дома в Голутвине, в котором родился Третьяков. Планировалось завершить строительство в 1961 году, после чего в новое здание должны были перевести всю экспозицию галереи. Но в 1959 году строящееся здание было передано недавно организованной Картинной галерее СССР. Здание на Крымском Валу было построено лишь в 1970 году, а в 1985 коллекция Картинной галереи СССР была объединена с Третьяковской галереей в единый комплекс с названием Государственная Третьяковская галерея. Именно сюда была перенесена часть экспозиции из Третьяковской галереи, когда здание в Лаврушинском переулке было закрыто на реконструкцию.

Современная Государственная Третьяковская галерея

В 1980 году Третьяковскую галерею возглавил Ю.К.Королев, под руководством которого началась грандиозная реконструкция галереи, которая ставила целью строительство крупного музейного комплекса с хранилищами. Музейными помещениями, конференц-залами. Нужно было не только модернизировать старое здание, но и сохранить его исторический облик.

В 1984 году при галерее был построен депозитарий (хранилище предметов искусства) и реставрационные мастерские, а в 1986 году Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке закрывается для посетителей. Часть произведений на время реконструкции была перевезена в музей на Крымском Валу, а часть – в депозитарий. В 1986 году к Третьяковской галерее были присоединены дома-музеи П.Д. Корина и В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, музей-мастерская А.С. Голубкиной, после чего галерея получила название Всесоюзного (позже Всероссийского) музейного объединения Государственная Третьяковская галерея. В период длительной реконструкции музей не бездействовал, по-прежнему проводились выставки, которые пользовались огромной популярностью у посетителей.

Спустя девять лет, в 1995 году реконструкция была завершена, и обновленный музей открыл свои двери для посетителей. В результате проведенных работ площадь, предназначенная для размещения экспозиций, увеличилась в полтора раза – в музее появилось 10 новых залов. Благодаря таким изменениям стало возможным увеличить объем древнерусской экспозиции, открыть залы для скульптурных произведения 18-20 веков, а для панно Принцесса Греза Врубеля был спроектирован специальный зал.

На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах, сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия. Регулярно проводятся музыкальные вечера. Продолжают пополняться музейные фонды галереи. В 1996 году, в продолжение старинной традиции, был создан Попечительский совет, который возглавил мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2006 году торжественно отмечалось 150-летие рождения галереи, которое было отмечено рядом культурных мероприятий. На сегодняшний день в собрании Третьяковской галереи находится около 150 тысяч произведений искусства, часть из которых можно увидеть в основном здании в Лаврушинском переулке и в корпусе, расположенном на Крымском Валу.

 

Историческая справка:

1856 г. — Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько полотен русских живописцев
1874 г. — Третьяков приобрел экспозицию Верещагина – одно из самых дорогих и крупных пополнений в коллекции
1872-1874 гг. — было начато строительство музейных залов
1882 г. – к галерее были пристроены ещё 6 залов
1892 г. — галерея увеличилась еще на 6 залов, и в этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар Москве
1899 г. — в силу вступило завещание Третьякова, по которому на содержание галереи выделялась значительная сумма
1910 г. — по завещанию мецената М.А. Морозова, Третьяковская галерея получила полотна французских живописцев
1913 г. — Попечительский совет галереивозглавил художник и историк-искусствовед И.Э. Грабарь
3 июня 1918 г. — Согласно декрету Совнаркома Третьяковская галерея была национализирована и передана в ведение Наркомпроса
1927 г. — Третьяковская галерея была расширена за счет смежного дома в Малом Толмачевском переулке
1935 г. — строится новое двухэтажное здание для размещения выставок
1941 г. — в тыл отправляются 1-3 очереди экспозиции
август и ноябрь 1941 г. – в здание Третьяковской галереи попадают фугасные бомбы
сентябрь 1942 г. — была вывезена четвертая очередь коллекции
1942 г. — начинается восстановление здания Третьяковской галереи
1943 г. – музейные ценности готовят к возвращению в Москву
7 мая 1945 г. — Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей
1956 г. — принято решение о строительстве нового помещения для экспозиции Третьяковской галереи
1959 г. — строящееся здание было передано недавно организованной Картинной галерее СССР
1985 г. — коллекция Картинной галереи СССР была объединена с Третьяковской галереей
1984 г. — при галерее был построен депозитарий и реставрационные мастерские
1986 г. — Третьяковская галерея в Лаврушиснком переулке закрывается для посетителей.
1986 г. — к Третьяковской галерее были присоединены дома-музеи П.Д. Корина и В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, музей-мастерская А.С. Голубкиной, после чего галерея получила название Всесоюзного (позже Всероссийского) музейного объединения Государственная Третьяковская галерея.
1995 г. — реконструкция была завершена, и музей начал работу
2006 г. — торжественно отмечалось 150-летие сл дня основания Третьяковской галереи

Источник: moscow.org


Categories: Адрес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.